Проблемы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы
изучение динамики российской безработицы,
рассмотреть методы совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в России.
рассмотреть безработицу в республике Бурятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3
Глава 1. Безработица, ее формы, причины и социально-экономические последствия
1.1. Виды и формы безработицы…………………………………………….6
1.2. Причины возникновения безработицы……………………………......11
1.3. Последствия безработицы……………………………………………...16
Глава 2. Проблемы занятости населения
2.1 Занятость населения в современной России…………………..………18
2.2 Занятость населения в Республике Бурятия……………………...……23
2.3 Государственная политика занятости и социальной защиты безработных………………………………………………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....36

Файлы: 1 файл

безработица.docx

— 99.01 Кб (Скачать файл)

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 4,0 раза превысила  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  октября 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс.человек.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости в октябре, 67,9% безработных  искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины  реже обращались в службы занятости  в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости  в октябре 2011г. составила 27,5%, среди  безработных женщин - 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных. (Приложение III)

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в октябре 2011г. составила 47,3%, доля городских жителей - 64,1%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В октябре 2011г. это превышение составляло 1,6 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в октябре 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6% (в сентябре 2011г. - 26,1%), в том  числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 лет - 20,8%. Высокий уровень безработицы  отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,6%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению  с сентябрем 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,7 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в октябре 2011г. составил 14,8%, в том  числе среди городского населения - 13,6%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет  по сравнению с уровнем безработицы  взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том  числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 34,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 30,0% безработных (застойная  безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских - 27,2%.

Наличие опыта работы. В  численности безработных 25,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2011г. их численность  по сравнению с сентябрем практически  не изменилась и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% - от 20 до 24 лет, 19,2% - от 25 до 29 лет.

В октябре 2011г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 23,8%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Занятость населения  в Республике Бурятия

Информация о ситуации на регистрируемом рынке труда

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах  службы занятости Республики Бурятия, составила 6673 человека.

Уровень регистрируемой безработицы  за прошедшую неделю не изменился  и составил 1,5% (1,8 % за аналогичный  период прошлого года). (Приложение IV)

В разрезе муниципальных  образований Республики Бурятия  за прошедшую неделю рост уровня регистрируемой безработицы отмечался в 6 муниципальных  образованиях:

на 0,1%: в Бичурском (0,6%), Кабанском (1,3%), Муйском (1%), Окинском (1,4%) районах;

на 0,2%: в Тарбагатайском (1,3%);

на 0,3%: в Хоринском (1,6%).

Снижение уровня регистрируемой безработицы наблюдалось в 8 муниципальных  образованиях:

на 0,1%: в Баргузинском (1,1%), Заиграевском (1,6%), Закаменском (1,2%), Иволгинском (0,8%), Мухоршибирском (1,4%), Прибайкальском (0,9%), Северо-Байкальском (2,7%);

на 0,5%: в Кижингинском (0,8%)

Уровень регистрируемой безработицы  на уровне предыдущей недели остался  в 9 муниципальных образованиях: г. Улан-Удэ (1,6%), г. Северобайкальск (1,1%), Селенгинском (1,5%), Баунтовском (1,3%), Джидинском (2,2%), Еравнинском (0,9%), Курумканском (2,1%), Кяхтинском (1,8%), Тункинском (1,1%). (Приложение V)

За прошедшую неделю коэффициент  напряженности на рынке труда  не изменился и составляет 0,9 человек на одну вакансию. (1,4 за аналогичный период прошлого года).

Количество постоянных вакансий, представленных 1027 предприятиями, составляет 6255 ед. 70,8 % от общего числа вакансий постоянного характера представлены вакансиями по рабочим специальностям.

В разрезе районов сохраняют  свои позиции по наименьшему показателю напряженности, который ниже среднереспубликанского коэффициента 0,9 чел./вак., г. Улан-Удэ (0,5 чел./вак.), Бичурский (0,8 чел./вак.), Окинский (0,8 чел./вак.) районы.

В Кижингинском районе численность  безработных граждан снизилась  с 106 человек до 69, вакансии постоянного  характера увеличились с 16 до 44 единиц, что позволило снизить напряженность  с 4,4 до 1,6.

Наибольшее значение напряженности  на регистрируемом рынке труда наблюдается  в Северо-Байкальском (5,9), Тункинском (4,2) районах.

Среди регионов Сибирского Федерального округа самый высокий  уровень регистрируемой безработицы  наблюдается в Республике Тыва – 4,7%, наименьший – в Омской области  – 1,1%. Республика Бурятия по уровню регистрируемой безработицы среди  регионов СФО занимает 3 место.

В республике реализуется  Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда Республики Бурятия, на 2011 год (далее Программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.01.2011 г. № 9.

Постановлением Правительства  Республики Бурятия от 9 ноября 2011 года №585 внесены изменения в постановление  Правительства Республики Бурятия  от 14 января 2011 года №9 «О Программе  дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке  труда Республики Бурятия, на 2011 год». Общий объем финансирования Программы  составляет 570,9 млн. рублей, в том  числе за счет средств федерального бюджета – 542,4 млн. рублей, за счет средств  республиканского бюджета – 28,5 млн. рублей. Всего в 2011 году Программой предусмотрено обеспечить занятость 12498 человек.

Всего с начала 2011 года проконсультированы по вопросам развития малого предпринимательства  и организации самозанятости 6402 безработных гражданина.

В рамках Программы в 2011 году предусмотрено организовать самозанятость и создать 8053 рабочих места, при этом уже создано 6242 рабочих мест, из них зарегистрировались в органах налоговой службы в качестве субъектов малого предпринимательства 3341 человек, дополнительно ими было создано 2901 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Выполнение программного показателя по этому направлению  составило 76,9%.

За счет неиспользованных остатков субсидий 2010 года, финансируемых  в 2011 году предусмотрено направить  на организацию самозанятости - 792 человека, создано дополнительных рабочих  мест в рамках самозанятости – 792 единиц (выполнение 100 %).

Всего в рамках самозанятости  создано с начала года 7034 рабочих  места. (Приложение VI)

Наибольшее число ИП зарегистрировано в г. Улан-Удэ - 435 ед., Кижингинском – 323 ед., Мухоршибирском - 250 ед., Кяхтинском – 249 ед., Тункинском – 211 ед., Кабанском – 192 ед. районах. Наибольшее число созданных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан составило в Курумканском – 384 ед., Джидинском – 375 ед., Хоринском - 312 ед., Селенгинском – 246 ед., Закаменском – 232 ед., Бичурском – 217 ед., Заиграевском – 181 ед., Северо-Байкальском – 206 ед. районах.

По видам предпринимательской  деятельности безработных граждан  большая часть – 53,4% приходится на производство и переработку сельскохозяйственной продукции – (тепличное хозяйство, овощеводство, разведение крупного рогатого скота, свиней, кроликов).

- бытовое обслуживание  населения, предоставление различных  услуг населению составило –  16,7 %,

- обрабатывающее производство  – 10,5 % (переработка древесины,  производство мебели, производство  сборных деревянных строений),

- оптовая и розничная  торговля– 6,2 %,

- строительство – 5,8 % (производство  отделочных работ; производство  электромонтажных работ, монтаж  инженерного оборудования );

- транспорт и связь  – 2,8 % (организация пассажирских  и грузоперевозок, станция технического  обслуживания, сервисный центр);

- туризм – 2,6% (гостиницы  и рестораны, туристическое агентство,  интернет-магазин сувенирной продукции,  изготовление сувениров).

Общее выполнение Программы  дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке  труда Республики Бурятия, на 2011 год  составило 86,3%.

 

В октябре 2011 года на рынке труда  республики наблюдалась положительная  динамика. Экономически активное население  увеличилось на 1,6% по сравнению с  предыдущим месяцем и составило 469,2 тыс. человек. Численность занятых  увеличилась на 2,1% по сравнению с  сентябрем 2011 года и составила 432,4 тыс. человек. Численность безработного населения снизилась на 4,2% и составила 36,8 тыс. человек. (Приложение VII)

Уровень общей безработицы по обследованиям Бурятстата в октябре 2011 года снизился на 0,5% по сравнению с предыдущим месяцем, на 1,4% с аналогичным периодом прошлого года и составил 7,8%.

 

В разрезе муниципальных образований  наибольший уровень общей безработицы в 3 квартале 2011 года наблюдался в Кяхтинском, Джидинском, Прибайкальском, Баунтовском районах - по 9,3%. Наименьший показатель имеет г. Улан-Удэ – 7,2%

По Сибирскому федеральному округу уровень общей безработицы в  октябре 2011 года составил 7,4% (снизившись по сравнению с прошлым месяцем  на 0,3%), в Российской Федерации – 6,2% (увеличившись на 0,2%). В рейтинге регионов СФО Республика Бурятия  в октябре 2011 года занимает 8 место после Кемеровской (7,6%) и Иркутской областей (7,6%). Наименьший уровень зарегистрирован в Красноярском крае (5,7%), наибольшее значение наблюдалось в Республике Тыва (16,7%).

В целом среди регионов России Республика Бурятия в октябре 2011 года переместилась  с 67 места на 63. (Приложение VIII)

Эффективность реализуемых  мероприятий (в сравнении с началом 2011 года):

- снижение уровня регистрируемой  безработицы с 1,9% до 1,5%;

- снижение напряженности на  рынке труда с 1,9 до 0,9 чел./вак.;

- снижение численности безработных  граждан с 47,9 тыс. до 36,8 тыс.  чел.;

- снижение уровня общей безработицы  с 10,4% до 7,8%;

- увеличение численности экономически  активного населения с 459,9 тыс.  чел. до 469,2 тыс. чел.;

- увеличение численности занятого  населения с 412,1 тыс. чел. до 432,4 тыс. чел.

Подводя итоги можно сделать  вывод, что снижение уровня безработицы  в Бурятии продолжается. Это является доказательством того, что люди стремятся  найти работу, а государство не остаётся в тени и помогает населению.

 

 

2.3  Государственная политика  занятости и социальной защиты  безработных.

Как отмечалось ранее, безработица  является необходимым элементом  нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый  для оперативного реагирования рынка  на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

Следует заметить, что экономика  каждого отдельно взятого государства  настолько индивидуальна, что о  прямом копировании чужого опыта  в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта  необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению  этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.

Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для  выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных  и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)

Информация о работе Проблемы занятости населения