Проблемы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы
изучение динамики российской безработицы,
рассмотреть методы совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в России.
рассмотреть безработицу в республике Бурятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3
Глава 1. Безработица, ее формы, причины и социально-экономические последствия
1.1. Виды и формы безработицы…………………………………………….6
1.2. Причины возникновения безработицы……………………………......11
1.3. Последствия безработицы……………………………………………...16
Глава 2. Проблемы занятости населения
2.1 Занятость населения в современной России…………………..………18
2.2 Занятость населения в Республике Бурятия……………………...……23
2.3 Государственная политика занятости и социальной защиты безработных………………………………………………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....36

Файлы: 1 файл

безработица.docx

— 99.01 Кб (Скачать файл)

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий  безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)

Регулируемый рынок труда  формируется при условии наличия  правовых основ поведения субъектов  на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так  и индивидуальных.

Организационный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости  рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими  направлениями экономической, технической  и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных  учреждений, обеспечивающих государственные  гарантии по защите населения от безработицы  и оказание необходимой социальной помощи.

Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной  политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем  при сохранении приоритета за “активной  политикой”, т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе  просматривается не столько “корыстный подход” государства, сколько психологических  маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Основными принципами государственной  политики в области занятости  являются:

- обеспечение равных возможностей  всем трудоспособным гражданам  независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических  убеждений, национальности и социального  положения в реализации права  на труд;

- поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду;

- координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых  коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

- предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

- обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий  для трудоустройства граждан,  желающих работать;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости   населения, включая профессиональную  деятельность граждан за рубежом  и трудовую деятельность иностранных  граждан у себя в стране, соблюдение  международных трудовых норм.

Реализация государственной  политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

Это деятельность государства  распространяется не только на государственный  сектор экономики, но и на частный.

б) создание условий со стороны  государства для самозанятости  населения.

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства  развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная  база, т. е. приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в  качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) Обучение, переобучение и  повышение квалификации кадров.

Структурная перестройка  централизованной экономики и становление  ее на рыночные рельсы неизбежно порождают  структурную безработицу, которая  характерна в переходный период  для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком  квалифицированных кадров, необходимых  для обеспечения современных  технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства  в области занятости является обучение и переобучение кадров в  соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный  характер, а осуществляется постоянно  в соответствии с изменениями  рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1тыс. марок ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1400 марок).

г) Поощрение территориальной  мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство  должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать  в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия  по организованному набору рабочей  силы.

Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена  со значительными материальными  и моральными издержками, поэтому  рассчитывать на успех в борьбе с  безработицей через переселение  людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей  силы позволяет решать вопросы трудоустройства  с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в  районах Дальнего Севера или в  районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

д) Регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей  силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной  практике всегда поощряется приток в  страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.

е) Регулирование демографических  процессов.

Государство должно отслеживать  процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это  совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке  рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.

Таким образом, реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении своей курсовой работы, я хотела бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы  является одной из фундаментальных  в развитии и функционировании человеческого  общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно  вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших  или проходящих путь становления  рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает  сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения  в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных  отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда  способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических  проблем закрываются также некоторые  производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах  независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют  многие социологические и социально-психологические  исследования, имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа  самоубийств и убийств, численности  пациентов в психиатрических  лечебницах, ухудшение отношений  в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять  на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний  день.

Необходимо расширять  сеть учебных центров профессионального  обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных  граждан. Государственная программа  уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной  поддержке. Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости, как  важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999 г.
  2. Борисов Е.А. «Экономика». М. 2008
  3. Брагин В. Оценка естественного уровня безработицы в России. –Вопросы экономики, 2004, №3
  4. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда. –Вопросы экономики, 2006, №1, с.122-144
  5. Демин А. Оценка активности безработных. –Человек и труд, 2005, "12, с.53-55
  6. Зенькова Л. П. Макроэкономика. Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2002.
  7. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва, Экономика, 2002.
  8. Мелкумян А. Проблемы безработицы. –Экономист, 2005, "8, с.61-64
  9. Никифорова А.А.“Рынок труда: занятость и безработица”, М. 1991
  10. Осаковский В. Безработица и экономическая активность. –Человек и труд, 2005, № 7, с.41-47
  11. Сироткин В. Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития. Учебное пособие. Высшая школа, 2009
  12. Сутырин В.В., Цветаев В.М. «Введение в экономику». Санкт Петербург. 2005 
  13. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник. –М.: Юрайт-издат, 2003 -650 с.
  14. Чукреев П. А., Корытова Е. В. Занятость населения и её регулирование. Учебное пособие. У-У, ВСГТУ, 2010
  15. Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru
  16. http://www.ulan-ude-vostochnyi.ru
  17. http://www.znai.ru
  18. http://www.revolution.ru
  19. http://www.economika.info
  20. http://vsf-niitruda.ru
  21. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/

 

 


Информация о работе Проблемы занятости населения