Процесс управление доходами и расходами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
- выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами;
- провести анализ управления доходами и расходами на примере предприятия.
Предметом исследования являются доходы и расходы предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность и классификация доходов и расходов 6
1.2. Порядок отражения расходов и доходов в учете 9
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 12
2.1. Финансовый анализ и контроль как инструменты управления доходами и расходами 12
2.2. Основные принципы управления доходами расходами 24
2.3. Методы управление доходами 26
2.4. Методы управления расходами 29
2.5. Бюджетирование как основа управления доходами и расходами 33
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИНТЕЛЛЕКТ-РЕСУРС» 38
3.1. Особенности учета доходов и расходов ООО «Интеллект-Ресурс» 38
3.2. Анализ финансовых результатов ООО «Интеллект-Ресурс» 41
3.3. Анализ структуры доходов и расходов ООО «Интеллект-Ресурс» 43
3.4. Расчет себестоимости и цены продажи услуг ООО «Интеллект-Ресурс» 46
3.5. Планирование доходов и расходов ООО «Интеллект-Ресурс» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

Управление доходами и расходами предприятия.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно они представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Конечный финансовый результат  деятельности хозяйствующего субъекта (балансовая прибыль или убыток) представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или  убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли  или убытка) от финансовой деятельности, доходов и расходов от прочих внереализационных операций:

Пб = ± Пр ± Пф ± Пвн, где

Пб – балансовая прибыль или убыток (прибыль или убыток ОП),

П – результат от реализации товарной продукции (работ, услуг),

П – результат от финансовой деятельности,

Пвн – результат от прочих внереализационных операций.

Выручка от реализации продукции свидетельствует  о завершении производственного  цикла хозяйствующего субъекта, возврате авансированных на производство средств  хозяйствующего субъекта в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции затрат на производство реализованной продукции получается чистый результат (прибыль или убыток) от реализации.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Наряду с абсолютной оценкой определяют также относительную эффективность хозяйствования. Отношение балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия, капитала (основных и оборотных фондов) дает общую рентабельность. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Вычисляют также множество других показателей рентабельности.

Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Анализ прибыли должен охватывать как факторы ее формирования, так и распределения. При этом важны такие направления исследований, как:

    • динамика показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;
    • выявление и измерение влияния различных факторов на прибыль;
    • оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек и др.

В последнее время большой интерес  вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении производственных затрат на постоянные и переменные, а также маржинальный анализ. Указанная методика широко используется в странах с развитой рыночной экономикой, и получила название системы «директ-костинг». С ее помощью возможно изучение зависимости прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на этой основе управление процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, применяемой на российских предприятиях, система «директ-костинг» позволяет более полно учитывать влияние отдельных факторов.

В основе данной системы лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в  планируемом периоде, что обуславливает  отношения к ним как фиксированным  условно постоянным затратам периода. Следовательно, распределение косвенных затрат на производство продукции не осуществляется, и косвенные расходы периодически списываются на финансовый результат. Исчисление неполной себестоимости продукции и проведение анализа прямых расходов дает возможность получить дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.5

При анализе прибыли отечественными предприятиями в основном используется следующая модель:

П = V(Ц - С),

где П - сумма прибыли,

V - количество (масса) реализованной  продукции,

Ц - цена реализации единицы продукции,

С — себестоимость единицы продукции.

При такой постановке задачи предполагается, что все эти факторы (П, V, Ц и  С) изменяются независимо друг от друга. Прибыль прямо пропорциональна объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль обратно пропорциональна объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сырье, материалы, сдельная заработная плата рабочих и т.п.), а сумма постоянных расходов (аренда помещений, амортизация, зарплата управленческого персонала и др.), как правило, остается без изменений. При спаде производства себестоимость изделий возрастает, поскольку на единицу продукции приходится больше постоянных расходов.

Не менее важное значение принадлежит финансовому контролю, который связан с финансовым анализом.

Концепция финансового контроля должна включать следующие блоки:

    • роль и значение финансового контроля;
    • модели и методы финансового контроля, экономика и статистика;
    • интересы различных сторон в финансовом контроле;
    • регулирование финансового контроля;
    • взаимосвязь финансового контроля с другими дисциплинами.

Оценка достоверности отчетности – одна из основных задач финансового  контроля. Системный подход к разработке концепции финансового контроля предполагает предварительное рассмотрение более общей системы, с которой непосредственно связан и взаимодействует финансовый контроль. Такие системы достаточно подробно описаны применительно к аудиту. В частности, входящее в них информационное звено, обеспечивающее необходимую для принятия различных управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности (ОД), анализ и поддержка принятия решений.

Применительно к финансовому контролю, такие системы характеризуются аналогичной структурой и функционированием, но блок ОД здесь охватывает не только аудит, но и муниципальный, внутренний и общественный финансовый контроль.

Блок ОД отражает основное поле деятельности финансового контроля, хотя последний в некоторой степени охватывает и второй блок (контрольные функции бухгалтерского учета); в какой-то мере контрольные функции имеют место и в других видах учета. Как должна реализоваться функция ОД различных видов отчетности в разных организациях, является одной из основных проблем финансового контроля. Для предприятий частного сектора блок ОД (оценка достоверности управленческой отчетности) естественно реализовать через внутренний контроль, а точнее, – через внутренний аудит.

Деление контроля на внутренний и внешний осуществляется по отношению к проверяемой организации и обычно не вызывает затруднений. Например, контроль со стороны руководства холдинга является внешним по отношению к дочерней компании, но внутренним, когда холдинг проверяется независимой аудиторской компанией. Внешний и внутренний финансовый контроль дополняют друг друга, в то же время существенно различаясь, а деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, поскольку идентичны как исходная информация, так и методы ее проверки и анализа. Чем выше качество внутреннего контроля, тем меньше затраты на внешний контроль.

Блок ОДБО (оценка достоверности  бухгалтерской отчетности) обычно реализуется  через внутренний контроль и внешний  аудит (последний может отсутствовать, если аудит не является обязательным). К блоку ОДНО (оценка достоверности налоговой отчетности) имеют отношение внутренний контроль, внешний аудит и контроль со стороны налоговых органов, однако если первых двух видов контроля нередко может и не быть, то третий применительно к налоговой отчетности присутствует всегда.

После оценки достоверности управленческая, бухгалтерская или налоговая  отчетность в общем случае подвергается анализу, затем используется для  поддержки принятия решений (например, посредством проработки нескольких возможных сценариев развития экономической системы). Конечно, во многих случаях (в первую очередь, это относится к предприятиям сферы малого бизнеса) блоки ОД, анализа и поддержки принятия решений могут отсутствовать (если частное предприятие не является субъектом обязательного аудита, то решения обычно принимаются на основании бухгалтерской отчетности, не прошедшей проверку ее достоверности). И все же основные сопутствующие услуги для специалистов финансового контроля сосредоточены в блоках анализа и поддержки принятия решений. В анализе отчетности сильны позиции внутреннего аудита, аудиторских организаций, органов ГФК и налоговых органов. Позиции консалтинговых фирм, системных интеграторов (так называемых ИТ-компаний) могут быть сильнее в методологическом плане, но, как правило, слабее в информационном плане.

Для финансового контроля, как инфраструктурного  сектора экономики, также возникает  проблема построения системы показателей, характеризующих его экономическое  состояние, сбора необходимых для их исчисления исходных данных и анализа результатов исчисления этих показателей. Создание экономики финансового контроля следует начинать с разработки системы показателей, способной, во-первых, достаточно полно характеризовать состояние сектора и динамику его развития, во-вторых, облегчить решение конкретных злободневных задач и, в-третьих, обеспечить более или менее простое и достоверное получение таких показателей. Поэтому ясно, что в число таких показателей должны войти среднегодовая численность занятых, годовая выручка и аналогичные ей показатели финансового контроля (внутренний контроль и ГФК, в отличие от аудита, не оперируют понятием «выручка»), объем услуг (прямых и сопутствующих), затраты, наличие и квалификация специалистов, показатели эффективности и т.д.

Финансовый контроль тесно связан с другими науками и дисциплинами, в первую очередь, естественно, с  бухгалтерским учетом. Технологическая  близость с бухгалтерским учетом связана с тем, что финансовый контроль осуществляет проверку достоверности именно бухгалтерской отчетности (или явным образом с ней связанной — налоговой).

2.2. Основные принципы управления  доходами расходами

 

Можно выделить следующие важные принципы управления доходами расходами:

    1. Принцип полноты. Для управления предприятием должны учитываться все доходы и расходы.
    2. Принцип достоверности.  Все доходы и расходы должны быть документально подтверждены.
    3. Принцип самоокупаемости. Доходы предприятия должны превышать его расходы.
    4. Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Руководство предприятия должно быть заинтересовано и нацелено на получение прибыли.
    5. Принцип своевременности. Доходы и расходы должны учитываться как по мере их начисления (для сопоставления доходов и расходов), так и по мере их фактического осуществления (для сопоставления денежных потоков).
    6. Принцип сопоставимости. Доходы и расходы должны учитываться, анализироваться и контролироваться в единой денежной оценке.
    7. Принцип обеспечения финансовой устойчивости коммерческой организации предполагает в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов).

Каждый руководитель время от времени  сравнивает эффективность собственного предприятия с результативностью  компаний-конкурентов. Одним из критериев подобной оценки является рентабельность бизнеса — соотношение прибыли и затрат. Но можно ли рассматривать данные показатели по отдельности, ведь, как известно из теории, прибыль напрямую зависит от расходов? И если ставится цель — достичь определенного объема доходов, то на первый взгляд неважно, какой ценой эта задача будет выполнена.

Иногда предприятие осознанно  идет на снижение прибыли, например на первом этапе освоения рынка, или  при выводе новых видов продукции, или для поддержания объемов продаж в период сезонного спада и т. п.

В данном случае показатели прибыли  и затрат зависят от стратегии  предприятия (занять определенную долю рынка) или тактики достижения конкретных целей (познакомить потребителя  с продукцией компании, увеличить (поддержать) продажи за счет применения политики скидок).

Сокращая маржинальную прибыль (в  рамках допустимых значений, полученных расчетным путем), предприятие должно хорошо представлять эффективность  своей работы, знать реальный размер производственных затрат. Только определив нижнюю границу потенциального снижения прибыли, компания будет в состоянии контролировать связанные с таким снижением риски, которые могут губительно сказаться на платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.6

С этой точки зрения показатель затрат становится важнее прибыли, объема продаж и т. д. Действительно, компания несет  расходы с момента регистрации  и до полной ликвидации. При этом источник финансирования затрат может  быть разный (вклад собственников, заемные средства, выручка, заработанная прибыль), но его отсутствие останавливает деятельность предприятия и ведет к банкротству.

2.3. Методы управление доходами

 

Методы управления доходами (также  известные как управление прибылью или ценообразование в реальном времени) представляют собой оптимизационную модель, основанную на прогнозировании спроса для рыночных микросегментов.

Управление доходами – экономическая  техника, нацеленная на определение  наилучшей ценовой политики для  оптимизации дохода предприятия на основе определения поведения спроса. Предприятия, на которых в первую очередь применяется этот метод, имеют следующие общие черты:

    • «скоропортящиеся запасы» (то есть услуги или продукция, чья стоимость обнуляется после даты производства; примером могут служить все незанятые места в самолете или пустующие номера в гостинице, которые имеют нулевую чистую стоимость; это называется нулевым оборотом фондов);
    • варьирующийся спрос и фиксированные производственные мощности (спрос колеблется, иногда выше, иногда ниже имеющихся мощностей; сами мощности ограничены);
    • продажи путем предварительного бронирования (продажа запасов или производственных мощностей за некоторое время до настоящей даты производства услуг);
    • сложная структура ценообразования (поскольку спрос и цена гибко изменяется в соответствии с различными факторами, практикуется дифференцированное ценообразование: при снижении цены дополнительная прибыль генерируется привлечением сегмента клиентов, наиболее чувствительных к изменению цены; установление определенных ограничений на цены и квот продаж по показателю сегмент/цена поможет ограничить снижение доли клиентов, чья чувствительность к изменению цены наименьшая),
    • очень низкие переменные затраты на единицу производимой продукции или услуг (в зависимости от конкретного сектора, этот показатель колеблется от 0 до 20% от всех затрат).

Информация о работе Процесс управление доходами и расходами предприятия