Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:22, курсовая работа
В России государственные резервы состоят из двух частей. Во-первых, это избыточные доходы федерального бюджета, за счет которых в 2004 г. был сформирован Стабилизационный фонд РФ (в настоящее время - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). Вторая составляющая - международные резервы - находится под управлением Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Указанные средства, номинированные в иностранной валюте, имеют различные функции и источники формирования, однако общей проблемой является то, что на современном этапе развития их инвестирование в национальную экономику представляется нецелесообразным. В этой связи и на фоне продолжающегося роста государственных накоплений оптимальным решением является обеспечение сохранности и доходности активов в иностранной валюте. В сложившихся условиях это возможно лишь за счет осуществления инвестиций за рубежом.
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Финансово-экономические основы международных резервов……..5
1.1. Понятие, структура и функции международных резервов ……………...5
1.2. Критерии достаточности международных резервов ……………………..11
Глава 2. Международные резервы в России…………………………………...18
2.1. Характеристика золотовалютных резервов в РФ…………………………18
2.2. Статистический анализ международных резервов в РФ…………………24
Глава 3. Прогноз золотовалютных резервов………………….........................28
3.1. Прогноз международных резервов………………………………………...28
Заключение ……………………………………………………………………....30
Литература………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………
Глава 1.Финансово-экономические основы
международных резервов……..5
1.1. Понятие, структура и функции международных
резервов ……………...5
1.2. Критерии достаточности международных
резервов ……………………..11
Глава 2. Международные резервы в России…………………………………...18
2.1. Характеристика золотовалютных резервов
в РФ…………………………18
2.2. Статистический анализ международных
резервов в РФ…………………24
Глава 3. Прогноз золотовалютных резервов…………………...............
3.1. Прогноз международных резервов………………………………………...28
Заключение ……………………………………………………………………....
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Размер золотовалютного запаса является
одним из важнейших макроэкономических
показателей развития экономики, а его
постоянный рост - показателем стабильности
не только экономики, но и других сфер
государства.
Увеличение деловой активности и высокие
цены на сырьевые товары в последние годы
стали факторами, определившими высокие
темпы экономического роста в странах
с формирующимися рынками, к числу которых
относится и Россия. Это привело, помимо
прочего, к быстрому росту национальных
накоплений и формированию значительных
по объему резервов.
В России государственные резервы состоят
из двух частей. Во-первых, это избыточные
доходы федерального бюджета, за счет
которых в 2004 г. был сформирован Стабилизационный
фонд РФ (в настоящее время - Резервный
фонд и Фонд национального благосостояния).
Вторая составляющая - международные резервы
- находится под управлением Центрального
банка Российской Федерации (Банка России).
Указанные средства, номинированные в
иностранной валюте, имеют различные функции
и источники формирования, однако общей
проблемой является то, что на современном
этапе развития их инвестирование в национальную
экономику представляется нецелесообразным.
В этой связи и на фоне продолжающегося
роста государственных накоплений оптимальным
решением является обеспечение сохранности
и доходности активов в иностранной валюте.
В сложившихся условиях это возможно лишь
за счет осуществления инвестиций за рубежом.
Эффективное управление международными
резервами - одна из ключевых функций Банка
России, позволяющая обеспечивать устойчивость
рубля, гарантировать исполнение международных
финансовых обязательств Российской Федерации
и поддерживать бесперебойное функционирование
платежной системы. Стремительный рост
резервных валютных активов, однако, позволяет
говорить, что в настоящее время понятие
«эффективное управление» приобретает
принципиально иной смысл: наряду с поддержанием
ликвидности золотовалютных резервов
Банк России также проводит деятельность,
направленную на повышение их доходности,
т.е. фактически выступает в роли инвестора,
что привлекает особое внимание к его
операциям на зарубежных финансовых рынках.
Таким образом, целью данной курсовой
работы является рассмотрение функций,
структуры и динамики международных резервов.
В рамках поставленной цели необходимо
выделить следующие задачи:
ГЛАВА 1.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Под золотовалютными (международными)
резервами понимают официальные
централизованные запасы резервных
ликвидных активов, которые используются
для международных
Современные золотовалютные резервы (ЗВР)
состоят из четырех компонентов, одним
из них является золотой запас. В условиях
существовавшей до начала 1970-х годов Бреттонвудской
системы, которая была основана на золотовалютном
(золотодолларовом) стандарте, базовым
элементом ЗВР служило золото. Под золотым
запасом понимается централизованный
резерв золота в слитках и монетах, сосредоточенный
в центральном эмиссионном банке или казначействе
страны.
Второй компонент ЗВР — запасы иностранных
свободно-конвертируемых валют (СКВ). Они
представляют собой требования государственных
валютных органов к нерезидентам в форме
остатков, находящихся на текущих счетах
в иностранных банках, и краткосрочных
банковских депозитов, рыночных ликвидных
финансовых инструментов: казначейских
векселей, краткосрочных и долгосрочных
правительственных ценных бумаг, различных
не обращающихся на рынке долговых свидетельств,
которые являются результатом официальных
сделок данной страны с центральными банками
и правительственными учреждениями других
стран.
Третьим компонентом выступает резервная
позиция — доля страны в Международном
валютном фонде. Количественно она соответствует
той части вступительного взноса страны
в МВФ, которая выражена не в национальной
валюте, а в резервных активах, то есть
свободно конвертируемых валютах других
стран-членов. Если МВФ использует часть
внесенной национальной валюты страны-члена
для предоставления кредитов другим странам,
то ее резервная позиция соответственно
увеличивается. Поэтому она определяется
как превышение величины квоты страны-члена
над суммой находящегося в распоряжении
МВФ запаса ее национальной валюты. Страны-члены
могут получать валютные средства в МВФ
в пределах своей резервной позиции автоматически,
по первому требованию.
Наконец, четвертым компонентом официальных
международных резервов являются принадлежащие
странам специальные права заимствования
(СДР). СДР представляют собой выпущенные
МВФ и распределенные между странами-членами
пропорционально их квотам международные
кредитные резервные и платежные средства.
Они предназначены для пополнения валютных
резервов, урегулирования сальдо платежных
балансов, расчетов с МВФ и соизмерения
стоимости национальных валют стран—членов
МВФ. В настоящее время механизм СДР играет
весьма ограниченную роль.
Официальные международные резервы призваны
выполнять следующие функции:
Показатель резервов в месяцах
импорта товаров и услуг
Показатель, сопоставляющий резервы с
импортом, то есть фокусирующий внимание
на балансе текущих операций, и сегодня
остается актуальным для развивающихся
стран, не имеющих свободного доступа
к рынку капитала и/или не являющихся по
тем или иным причинам привлекательными
для иностранного капитала. Он также актуален
для стран с концентрированной структурой
экспорта, которая не позволяет шок одного
типа компенсировать шоками других типов.
В процессе анализа этого показателя достаточности
резервов и обсуждения статистических
проблем учета импорта высказывалось
и мнение, что при сопоставлении резервов
с импортом целесообразно учитывать не
весь, а так называемый критический импорт.
Под ним в экономической теории понимается
импорт таких товаров и услуг, которые
не имеют равноценных аналогов среди отечественных,
но необходимы для поддержания структуры
экономики и качества человеческого капитала.
При определении объема критического
импорта, с одной стороны, возникает проблема
неадекватности статистики, а с другой
– невозможно отделить рыночный спрос
на валюту в целях закупок критического
импорта от спроса на нее для приобретения
остального импорта. В рыночных условиях
импортируются те товары и услуги, на которые
имеется платежеспособный спрос (например,
швейцарские часы, а не инсулин; для ввоза
критически необходимых товаров, не обеспеченных
платежеспособным спросом, необходимо
вмешательство государства). Поэтому при
сопоставлении резервов с импортом целесообразно
использовать показатель текущего импорта.
При сравнении резервов с государственным
внешним долгом принимается во внимание
краткосрочный внешний долг по оставшемуся
до погашения сроку. Исключение составляют
условные срочные пассивы денежных
властей, если они не являются предметом
требований о внесении дополнительного
залога.
При оценке потребности в резервах
для валютных интервенций надо решить
две задачи. Во-первых, определить потребность
в резервах для сглаживания нежелательной
краткосрочной изменчивости курса
в случае спекулятивных атак участников
международного финансового рынка
на национальную валюту. Это особенно
важно для стран с достаточно
открытыми рынками товаров и
капитала и/или фиксированным обменным
курсом как фундаментом денежно-
В условиях нестабильного внутреннего
спроса на деньги или слабой банковской
системы вероятность бегства от национальной
валюты достаточно высока. Потенциал бегства
резидентов может быть оценен с помощью
показателей денежных агрегатов, например,
величины широкой денежной базы. Поэтому
отношение резервов к денежным агрегатам
может служить одним из показателей достаточности
резервов.
В условиях роста государственного
внешнего долга центральный банк,
озабоченный поддержанием внешней
платежеспособности и кредитного рейтинга
страны, будет наращивать резервы. Они
необходимы так же, как и страховка
на случай стихийных бедствий, форс-мажорных
обстоятельств. Высокие резервы
повышают инвестиционную привлекательность
страны. Поэтому неудивительно, что
после кризисов 1990-х годов председатель
центрального банка одной из развивающихся
стран сформулировал
В то же время наращивание официальных
резервов сталкивается с рядом ограничений.
Это, в частности, стоимость хранения резервов,
а также альтернативные издержки, возникающие
вследствие того, что упускаются возможности
другого, более эффективного размещения
данных ресурсов, которое прямо способствовало
бы ускорению экономического роста, повышению
благосостояния населения или структурным
реформам в развивающейся экономике. Обратной
стороной наращивания официальных резервов
может быть чрезмерная эмиссия национальной
валюты в тех случаях, когда экономике
не требуется такой объем денежной массы,
а недоразвитый финансовый рынок ограничивает
эффективность операций по ее стерилизации.