Прогнозирование доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Содержание работы

Введение.

1. Роль доходов населения в уровне жизни

1.1 Значение уровня доходов населения

1.2 Виды доходов и методы их расчета

2. Уровень доходов населения в России

2.1 Структура и динамика доходов населения

2.2 Основные направления политики доходов

3. Прогнозирование доходов населения

3.1 Методы прогнозирования доходов населения

3.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основы социального прогнозирования.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

- относительном, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы (или нескольких групп);

 

- субъективном, основанном на обследованиях  общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходо

 

 Стоимостная  величина, по отношению к которой  производится измерение низких  доходов, определяется на основе  методологических положений, устанавливающих  порядок включения в состав  доходов населения (домохозяйств) статей денежных поступлений с добавлением (или без) иных видов поступлений в денежной оценке.

 

 Величина  прожиточного минимума является  показателем абсолютного измерения  низких доходов с использованием  нормативов потребления важнейших  благ и услуг на минимально допустимом уровне.

 

Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации.

 

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств.

 

2. Уровень  доходов населения в России

 

2.1 Структура  и динамика доходов населения

 

Для изучения структуры и динамики доходов используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Структуру доходов населения России можно проследить по данным таблицы №1.

 

Таблица №1. - Структура денежных доходов населения России в 2000-2007 гг.(в %)

 

Показатели                       2000              2004           2007  

 

всего денежных доходов  100, 0  100, 0  100, 0  

 

оплата труда                      62,8              65,0            70,4 

 

социальные трансферты  13, 8               12,8            10,9 

 

доходы от собственности  6,8               8,3              6,7 

 

доходы от предпринимательской деятельности 15,4 11,7 10,0 

 

другие доходы                     1,2               2,2              2,0 

 

 

 

Анализируя данные таблицы №1, можно сделать следующие выводы. В структуре денежных доходов в 2000 году основную долю составляет оплата труда - 62,8%. Социальные трансферты составляет в общей структуре денежных доходов 13,8%, а доходы от собственности - 6,8%. В 2004 году в структуре денежных доходов наибольшую долю составляет также оплата труда - 65%. Доля социальных трансферт составляет 17,4% в общей структуре денежных доходов. Доходы от собственности равны 8,3%, это самый большой показатель за рассматриваемые три периода. В 2007 году оплата труда составляет 70,4% Доля социальных трансфертов составляет 10,9%.

 

Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2000--2007 гг. в целом можно оценить положительно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Увеличение доли оплаты труда в доходах с 62,8% до 70,4% свидетельствует об усилении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это увеличение объемов производства (услуг), удорожание рабочей силы, снижение доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к объективным причинам также можно отнести и занятость работников в различных отраслях экономики, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.

 

Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Распределение населения по величине денежных доходов представлены в таблице №2.

 

Рис. 1. Структура доходов населения в 2007 году

 

Таблица №2. - Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)

 

                    2004 2005 2006 2007 

 

Все население 100 100 100 100 

 

 в том  числе со среднедушевыми денежными  доходами в месяц, руб.: 

  до 2000,0                            12,3 7,1 4,3 2,6 

 

2000,1 - 4000,0                             28,1 21,9 16,2 11,9 

 

4000,1 - 6000,0                              21,1 20,3 17,7 14,9 

 

6000,1 - 8000,0                               13,4 14,8 14,7 13,6 

 

8000,1 - 10000,0 8,4                      10,3 11,2 11,3 

 

10000,1 - 15000,0 10,0                       13,9 17,1 19,1 

 

15000,1 - 25000,0 5,2                       8,6 12,7 16,5 

 

 свыше 25000,0                                1,5 3,1 6,1 10 

 

 

 

На основании таблицы можно сделать следующие выводы, что в 2007 году по сравнению с 2004 годом наблюдается тенденция к сокращению социальной поляризации.. В среднем за 2007 разница между доходами населения несколько сократилась. Этому способствовали рост оплаты труда и социальных трансфертов, так и расширение рыночных видов денежных доходов, основными среди которых являются доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Неадекватно низкий уровень минимальных социальных гарантий способствовал тому, что в последние годы доля бедных в общем объеме доходов населения сократилась.

 

Надо отметить, что особенности официальной методологии измерения макроэкономических индикаторов доходной обеспеченности спровоцировали в российском экспертном обществе дискуссию по поводу их достоверности. В основном сомнения связаны с тем, что межрегиональные различия как в доходах, так и в стоимости жизни остаются за рамками статистического наблюдения. Именно это обстоятельство - резкий разрыв между положением богатых и бедных - диктует необходимость более активных мер и четкой социальной ориентации в совершенствовании системы минимальных социальных гарантий.

 

Таблица №3. - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности (рублей, 1995 г. - тыс. руб.)

 

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007 

Всего в экономике

472,4

2223,4

4360,3

5498,5

6739,5

8554,9

10633,9

13527,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

259,4 

985,1

1876,4

2339,8

3015,4

3646,2

4568,7

6127,7

Рыболовство, рыбоводство

746,2 

2845,6

5031,3

5444,5

7084,9

10233,5

12310,8

14702,9

Добыча полезных ископаемых

1067,2

5940,2

11080,9

13912,4

16841,7

19726,9

23145,2

28228,1

добыча топливно-энерге- тических полезных ископаемых

1211,9

6985,1

13080,3

16135,5

19903,3

23455,9

27614,5

33365,9

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

752,6 

3999,5

7035,0

9395,7

10876,6

13176,0

15363,7

19227,1

Обрабатывающие производства

453,8

2365,2

4439,1

5603,4

6848,9

8420,9

10198,5

12934,3

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

492,6

2183,4

4065,9

5026,7

6065,8

7303,8

8806,7

11031,7

текстильное и швейное производство

240,8 

1214,8

2241,7

2803,0

3356,5

3986,0

4964,3

6386,9

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

277,1 

1347,8

2621,1

3230,0

3774,7

4695,3

5649,1

7063,8

обработка древесины и производство изделий из дерева

390,9 

1739,1

2980,2

3754,8

4614,6

5895,4

6950,4

8939,9

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

569,7

2736,6

5480,2

6848,4

7892,0

9418,6

10923,6

14055,9

производство кокса и нефтепродуктов

810,9 

4916,3

9625,3

11879,0

13729,3

19397,1

22319,6

28908,1

химическое производство

517,6

2754,6

4899,5

6154,8

7682,7

9928,3

11599,3

14424,9

производство резиновых и пластмассовых изделий

424,6 

2140,4

3957,1

4950,7

5956,8

6879,2

8767,7

11296,1

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

489,7 

2182,0

4134,2

5207,8

6422,4

7921,8

9983,8

13084,6

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

687,9 

3854,9

6285,2

7731,2

9196,8

10260,7

12001,5

14882,8

производство машин и оборудования

377,9 

1975,3

4066,6

5169,7

6514,2

8379,8

10418,0

13808,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

370,7

2003,6

3815,7

5108,5

6431,7

8218,8

10289,8

13033,5

производство транспортных средств и оборудования

493,6

2454,1

5099,9

6365,0

7828,0

9377,4

11431,2

13970,4

прочие производства

373,8 

2053,2

3279,3

4045,2

5182,0

6386,8

8278,0

10349,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 

786,9

3156,5

5869,4

7235,3

8641,8

10637,3

12827,5

15664,7

Строительство

587,3

2639,8

4806,9

6176,7

7304,7

9042,8

10869,2

14153,6

Оптовая и розничная тор- говля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изде- лий и предметов личного пользования

357,6

1584,5

3068,9

3974,2

4906,2

6552,1

8234,9

10506,6

Гостиницы и рестораны

325,3

1640,0

3039,3

3966,7

4737,3

6033,4

7521,7

9330,0

Транспорт и связь

702,9

3220,2

5851,5

7471,3

9319,9

11351,1

13389,9

16481,9

из них связь

586,2

2879,2

5661,5

7304,2

8974,2

11389,1

13220,3

16276,6

Финансовая деятельность

755,2

5232,2

13245,9

15561,2

17383,8

22463,5

27885,5

35405,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

416,2

2456,7

4677,1

6196,3

7795,4

10236,8

12763,2

16764,5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

517,0

2712,1

5200,4

6913,8

7898,6

10958,5

13477,3

16899,2

Образование

309,3

1240,2

2927,3

3386,6

4203,4

5429,7

6983,3

8787,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

345,0

1333,3

3141,3

3662,6

4612,0

5905,6

8059,9

10023,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

470,7 

1548,0

3183,1

3920,3

4822,7

6291,0

7996,4

10407,7


 

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Среднемесячная номинальная заработная блата с каждым годом по всем отраслям экономики растет. Так, например, в 2003 году по сравнению с 2002 годом заработная плата выросла на 1138,2 руб., или на 26,1%; в 2004 году по сравнению с 2003 годом зарплата выросла на 1241 руб., или на 22,56%; в 2005 году по сравнению с 2004 годом зарплата выросла на 1815,4 руб., или на 206,9%; в 2006 году по сравнению с 2005 годом зарплата выросла на 2079 руб., или на 24,3%; в 2007 году по сравнению с 2006 годом зарплата выросла на 2893,5, или 27,2%.

 

Рост заработной платы по всем отраслям экономики очевиден, это связано во многом с экономическим ростом в стране. Самая высокая заработная плата наблюдается в таких отраслях экономики, как добыча полезных ископаемых, производства кокса и нефтепродуктов, финансовая деятельность. Рост заработков в финансов секторе обусловлен его особой ролью и функциями в рыночной системе.

 

 Достаточно  низкая заработная плата наблюдается в таких отраслях экономики как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, текстильное и швейное производство, обработка древесины, а также образование. Подчеркнем, что в число низкооплачиваемых секторов экономики попадают как рыночно ориентированные, так и бюджетные отрасли экономики, поэтому форма собственности предприятия пока не увеличивает шансы работников на получение более высоких заработков.

 

 

2.2 Основные  направления политики доходов

 

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

 

При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в Российской Федерации. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее. Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие: 1. Оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;

 

2. зменение  соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы; 3. Перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий - от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

 

4. изменение  подхода к субъекту социальных  действий - не безусловное право  по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

 

5. более  чёткое разделение ответственности  между центром и субъектами  Федерации в социальной сфере - единые критерии и правила  для всех субъектов, определённая  стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня; 6.Активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности. Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

 

Еще одним методом обеспечения эффективного проведения государственной политики в области доходов населения является проведение антикризисной политики. Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным. Одновременно с совершенствованием используемых мер имеет смысл создание благоприятных условий для реализации государственной политики в области доходов населения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогнозирование  доходов населения.

 

3.1 Методы  прогнозирования доходов населения

 

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Информация о работе Прогнозирование доходов населения