Происхождение, сущность и функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть происхождение, сущность и функции денег, осуществить анализ денежно-кредитной системы России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать концепции происхождения денег;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о сущности денег;
Рассмотреть сущность и специфику функций современных денег в экономике;
Проанализировать нынешнее состояние денежно-кредитной политики России и дать прогнозы на ее дальнейшее развитие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Теоретические аспекты денег
Происхождение денег……………………………………………....5
Сущность и функции денег……………………………………..…10
Денежно-кредитная политика: понятие, сущность ……………...18
Анализ денежно-кредитной политики России
Оценка современного состояния и проблем развития денежно-кредитной политики России……………………………………….19
Модель денежно-кредитной политики, необходимой для России: прогноз и перспективы……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 120.52 Кб (Скачать файл)

Платежный баланс в январе–июне 2011 г. формировался при благоприятной для российского экспорта конъюнктуре мировых товарных рынков. Профицит счета текущих операций по сравнению с первым полугодием 2010 г. повысился на 11% – до 57,6 млрд дол. США, весь его прирост сложился в апреле–июне 2011 г. Положительное сальдо торгового баланса возросло до 101,7 млрд дол. США и было больше, чем в докризисном первом полугодии 2008 года.

Экспорт товаров увеличился в 1,3 раза и достиг 249,5 млрд дол. США. Прирост был обеспечен увеличением контрактных цен при сокращении физического объема поставок на 0,5%. Почти две трети экспорта приходилось на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ. Совокупная стоимость этих товаров относительно января–июня 2010 г. увеличилась на треть. При этом только физический объем поставляемого за рубеж природного газа превысил уровень первого полугодия 2010 г. (на 19%).

Импорт  товаров составил 147,8 млрд дол. США, что на 42% больше, чем в январе–июне 2010 г., и на 9% выше, чем в докризисный период (первое полугодие 2008 г.). Динамика импорта, в отличие от экспорта, определялась преимущественно ростом физического объема ввоза. Контрактные цены в среднем повысились на 9%. В структуре импорта при некотором снижении удельного веса продовольствия и сырья для его производства, а также товаров химической промышленности продолжала увеличиваться доля продукции машиностроения.

Экономический рост и благоприятная конъюнктура  мировых рынков сырьевых товаров  способствовала сохранению существенного притока иностранной валюты в страну, несмотря на ускорение роста импорта и чистый отток капитала частного сектора. В результате на внутреннем валютном рынке вплоть до августа 2011 г. наблюдалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее, что создавало условия для укрепления рубля. Стоимость бивалютной корзины снизилась с 35 руб. на 1 января 2011 г. до 33 руб. на 31 июля 2011 года.

 

Таблица 2.1 – Сравнение экономических  показателей России по прошедшим годам и прогноз экономического роста России на 2012 год.

(Кризисный 2009 год пошатнул экономическое положение России, но по прошествии времени экономика оправляется и стремится к докризисным показателям).

 

Следует отметить, что курсовая политика была направлена на сглаживание колебаний курса рубля. Диапазон допустимых значений бивалютной корзины задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. При этом какие-либо целевые значения или фиксированные ограничения на уровень валютного курса Банком России не устанавливались. Механизм курсовой политики предполагает возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты не только при нахождении стоимости бивалютной корзины на границах операционного интервала, но и внутри его. Операционный интервал также включал диапазон, в котором валютные интервенции не совершались. Корректировка границ операционного интервала осуществлялась автоматически при достижении накопленным объемом операций Банка России установленной величины.

В целях  дальнейшего повышения гибкости курсообразования ширина операционного интервала с 1 марта 2011 г. была увеличена с 4 до 5 руб. Одновременно величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 коп., была снижена с 650 до 600 млн дол. США.

Для мировых  финансовых рынков август оказался очень  неспокойным месяцем. Снижение кредитного рейтинга США и постоянный долговой кризис в еврозоне существенно изменили взгляды инвесторов на активы переходных рынков. Возникло превышение спроса на валюту над ее предложением на внутреннем валютном рынке, что в условиях практически свободного курсообразования привело к снижению стоимости бивалютной корзины на 10% во второй половине сентября.

 

    1.   Модель денежно-кредитной политики, необходимой для России: прогноз и перспективы

В предстоящий  трехлетний период Банк России планирует  завершить переход к таргетированию инфляции. Это означает, что в ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен. Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. В рамках выбранной стратегии Банк России ставит задачу снизить инфляцию до 4 – 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация  денежно-кредитной политики будет  проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное  сокращение прямого вмешательства  Банка России в процессы курсообразования будет способствовать повышению эффективности работы процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В связи с этим политика управления процентными ставками станет ключевой в механизме денежно-кредитного регулирования. В рамках реализации этой стратегии 14 сентября 2011 г. Банком России было принято решение повысить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях и одновременно снизить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по отдельным операциям представления ликвидности. Реализуемое настоящим решением сближение процентных ставок по депозитным и кредитным операциям призвано способствовать ограничению волатильности ставок денежного рынка в условиях риска возникновения ситуации недостатка рублевой ликвидности в банковском секторе.

Учитывая  уроки мирового финансово-экономического кризиса и то негативное влияние, которое оказала дестабилизация финансового сектора на состояние всей российской экономики, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие рискориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование элементов дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм.

Банк  России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой  общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить  оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его  решений, направленных на снижение инфляции. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Перспективы глобального роста остаются крайне неопределенными. Еще недавно МВФ и Всемирный банк прогнозировали темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 г. на уровне 4,4 – 4,5% (4,3% в 2011 г.). Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран вынуждают МВФ и Всемирный банк пересмотреть этот прогноз в сторону понижения. Это может негативно сказаться на платежном балансе Российской Федерации как со стороны текущего счета из-за снижения цен на российский экспорт, так и со стороны финансового счета из-за сокращения валового притока капитала. В своих прогнозах Банк России вынужден рассматривать широкий диапазон будущих цен на нефть от 75 до 125 дол. США за баррель. Неудивительно, что прогнозные показатели как платежного баланса, так и других ключевых макроэкономических индикаторов существенно разнятся в зависимости от выбранного сценария цены на нефть. Тем не менее, выбранная стратегия перехода к инфляционному таргетированию позволяет надеяться на достижение целевых показателей инфляции при широком спектре вариантов развития мировой экономики. Залогом успеха должна стать гибкая валютная политика, призванная смягчать внешние шоки. Такая политика, скорее всего, будет предполагать повышенную волатильность обменного курса. Но в среднесрочной перспективе она позволит избежать российской экономике ненужных структурных диспропорций, с которыми сегодня сталкиваются как развитые, так и многие страны с переходной экономикой. Это, в свою очередь, позволит России сохранить основу для стабильного экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе материала, изложенного  в работе, можно сделать следующие  выводы:

Деньги не были придуманы  человечеством и не являются продуктом  творения государства, а появились стихийно как результат эволюционного развития товарного производства и обмена. Вместе с тем, государства активно влияют на форму денег, с целью предоставления им тех признаков, которые делают деньги наиболее адекватными потребностям рынка.

 Деньги по своей  сущности являются особенным  товаром, который имеет свойства  общего эквивалента (способность  обмениваться на любой другой  товар, наличие общей потребительской стоимости вместо специфической, свойственной обычным товарам, непосредственный носитель абстрактной ценности и общественного богатства).

Деньги - необходимый инструмент функционирования рыночной экономики. Содержание этого инструмента раскрывается через пять его функций: меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа, мировых денег. В функции меры стоимости деньги обеспечивают определение стоимости товаров через форму цены. В функции средства обращения деньги обслуживают реализацию товаров с немедленным возвращением владельцу эквивалентной стоимости. В функции накопления и сбережения остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах в банках, составляют денежные накопления.  В функции средства платежа деньги обслуживают погашение долговых обязательств, которые возникают в процессе распределения и реализации стоимости. В функции мировых денег деньги обслуживают движение стоимости по каналам мирового рынка - ее измерение, распределение, реализацию и накопление.

Таким образом, деньги прошли длительный и сложный путь развития от обычных товаров широкого потребления  к современным электронным деньгам. Каждое изменение формы денег  предопределялось высшим уровнем развития общественных отношений и существенным осложнением требований рынка к денежному эквиваленту. Переломным моментом в развитии форм денег стала демонетизация золота, в результате которой закончилась эпоха полноценных денег и началась эпоха неполноценных денег. На сегодня неполноценные деньги полностью взяли на себя и успешно выполняют большинство денежных функций, в первую очередь средства обращения, средства платежа и меры стоимости. В то же время, есть основания утверждать, что функцию средства накопления и сбережения частично продолжает выполнять золото, о чем свидетельствует накопление больших запасов золота в государственной и частной собственности.

Инструментом, регулирующим количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства, является денежно-кредитная политика.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен. 

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и  политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и, тем самым, для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

На сегодняшний день направления  денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при  высоких ценах на нефть (которые  мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, далее может последовать кризисная ситуация.  

Что нужно для того, чтобы  лучше вписаться в международную  систему расчетов, в международные  финансовые потоки? Банковская система  России должна совершенствоваться. Совершенствование  в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных санкций и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности. Второе, с моей точки зрения, важное направление – это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

Список использованных источников

 

Информация о работе Происхождение, сущность и функции денег