Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель исследования – описать особенности прогнозирования потенциального банкротства предприятия.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы прогнозирование банкротства предприятия;
– раскрыть особенности анализа угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки;
- описать анализ вероятности банкротства по российским методикам;
Введение
1. Теоретические основы прогнозирования банкротства предприятия
1.1 Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства
1.2 Анализ угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки
1.3 Анализ вероятности банкротства по российским методикам
2. Анализ потенциального банкротства ОАО «Живая вода»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ потенциального банкротства предприятия по модели Альтмана
3. Пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Живая вода»
Заключение
Список использованных источников
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода» является производство экологически чистой питьевой воды и на её основе безалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.
В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков не изменилась и составила 36,4%, а в сегменте негазированной питьевой воды для офисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.
Основные экономические
Таблица 4 – Основные экономические показатели ОАО «Живая вода» за 2005–2007 гг.Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Тпр., %
2006 к
2005
Тпр., %
2007 к 2006
Товарооборот, млн. л 38,5 42,7 43,3 10,9 1,41
Товарооборот, млн. руб. 177,6 213,9 225 20,4 5,2
Выручка от реализации работ (услуг),
тыс. руб. 38145 55903 61077 46,6 9,
Себестоимость, тыс. руб. 33409 28819 27765 -13,4 -
Чистая прибыль, тыс. руб. 30 1979 159 649,7 -92
Рентабельность продаж, % 0,08 3,5 0,3 440 -92,6
Данные таблицы 4 отражают умеренно-негативную динамику показателей предприятия за последние 3 года.
В 2006 году произошел резкий взлет основных показателей, а затем по итогам 2007 года их значительное снижение.
Так в 2006 году чистая прибыль выросла почти на 650% по отношению к 2005 году, а затем в 2007 упала на 92% по сравнению с 2006 годом. Подобную динамику демонстрировал показатель рентабельности продаж, взлетев на 440% в 2006 году и снизившись в 2007 на 92,3%. При том, что себестоимость незначительно снижалась в 2006 и 2007 гг. на 13,4% и 3,7% соответственно.
Выручка за рассматриваемый период увеличилась на 46,6% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, рост в 2007 году составил 9,3% по отношению к 2006 году.
Средняя цена реализации мелкотарной продукции составила 9,3 руб./бут. (в 2006 году 8,8 руб./бут.). Средняя цена реализации воды 19 л составила 75 руб./бут. (в 2006 году 74,6 руб./бут.)
В 2007 году продолжил свое развитие проект продажи охлажденных напитков с использованием современных аппаратов «пост-микс», поставленных известной европейской компанией. В городе было установлено 20 аппаратов и за период с апреля по сентябрь было реализовано более 14,5 тыс. л сиропов напитков.
В 2007 году начато производство новых напитков:
- напитки с содержанием сока (серия «Сочный лимонад»);
- холодные чаи со вкусом персика, лимона и малины (серия «Ice Tea»);
- напитки на травах (серия «Fito Life»);
- новые функциональные напитки (серия «VITACODE»);
- начато
производство воды высшее
В 2007 году были разработаны условия производства и рецептуры новых федеральных брендов:
- питьевая вода «ViaQuia» и «Argantelle»;
- сладкие напитки «Mirabel».
2.2 Анализ потенциального
Произведем расчет показателей двухфакторной модели Альтмана. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет показателей
двухфакторной модели Альтмана на основе
бухгалтерской
1 Текущие активы, тыс. руб. 87401 91334
2 Заемные средства, тыс. руб. 168516 173939
3 Текущие (краткосрочные)
4 Валюта баланса, тыс. руб.
6 (стр. 1 / стр. 3) 0,83 0,59
7 (стр. 2 / стр. 4) 0,66 0,67
8 Z-счёт Альтмана
-1,24 -0,98
Расчет двухфакторной модели Альтмана говорит о том, что у ОАО «Живая вода» вероятность банкротства невелика, Z-счет Альтмана на начало 2007 года равен -1,24, на конец года -0,98, так как показатель меньше нуля.
Значение Z2-счета Альтмана увеличилось к концу года на 26 пунктов. Увеличение вызвано в первую очередь значительным ростом краткосрочной задолженности и незначительным увеличением активов. Данное обстоятельство демонстрирует негативную динамику в текущем финансовом состоянии компании, поэтому необходимо провести более тщательный анализ вероятности банкротства с использованием пятифакторной модели Альтмана.
В таблице 6 представлен алгоритм расчета
показателей пятифакторной
Таблица 6 – Алгоритм расчета показателей пятифакторной модели Альтмана на основе бухгалтерской отчетностиПоказатели На начало 2007 года На конец 2007 года
1 Оборотный капитал, тыс. руб.
2 Валюта баланса, тыс. руб.
3 К1 (стр. 1 / стр. 2) 0,34 0,35
4 Резервный капитал, тыс. руб. -
5 Резервы предстоящих расходов, тыс. руб. - -
6 Доходы будущих периодов, тыс. руб. - -
7 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 1979 159
8 К2 ((стр. 4 + стр. 5+стр. 6 + стр. 7)/стр. 2) 0,001 0,0006
9 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 27084 33312
10 К3 (стр. 9 / стр. 2) 0,11 0,13
11 Уставный капитал, тыс. руб.
12 Долгосрочные обязательства, тыс. руб. 62553 18168
Краткосрочные обязательства, в т.ч.
13 Займы и кредиты, тыс. руб.
14 Кредиторская задолженность, тыс. руб. 22357 38273
15 Задолженность перед
16 Прочие краткосрочные
17 К4 (стр. 11)/(стр. 12 + стр. 13+стр. 14 + стр. 15+стр. 16) 0,21 0,2
18 Выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ,
19 К5 (стр. 18 / стр. 2) 0,22 0,24
1,12 1,21
Расчет пятифакторной модели Альтмана говорит о том, что вероятность банкротства очень велика.
Показатель Z5 к концу года увеличился
на 9 пунктов, что указывает на незначительное
улучшение финансового
Полученные результаты, характеризующие
очень высокую степень
Краткосрочная задолженность к концу года значительно выросла, в то время как долгосрочная снизилась.
Отсутствие резервов по капиталу и расходам, с учетом высокой доли краткосрочных обязательств, характеризует положение предприятия, как близкое к банкротству.
3. Пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Живая вода»
Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что предприятие находится в нестабильном и опасном положении, близким к банкротству.
Основные финансовые показатели, то «взлетают», то «приземляются», дестабилизируя деятельность компании.
Резкое сокращение чистой прибыли, при значительном росте выручки и умеренным снижением себестоимости позволяют улучшить финансовую устойчивость предприятия, благодаря разумной политике по части заемных ресурсов.
Основные мероприятия должны быть направлены на реструктуризацию задолженности, т.е. необходимо проводить мероприятия по уничтожение негативной тенденции в плане роста краткосрочных обязательств.
Необходимо снизить
Вероятность банкротства предприятия очень велика. Z-счет пятифакторной модели Альтмана показал незначительное увеличение в конце 2007 года, по сравнению с началом года.
Дебиторская задолженность демонстрирует умеренную динамику роста, поэтому все риски возможно банкротства сводятся к значительной доли краткосрочных обязательств.
Учитывая специфику
Рекомендации сводятся к трем простым истинам:
1) стабилизировать финансовый риск;
2) не дать «заморозить» капитал в дебиторской задолженности;
3) свести до оптимального
Так как предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии и показывает внушительную прибыль – это позволит оптимизировать структуру баланса без особых проблем. В данной ситуации можно обойтись увеличением доли собственного капитала в общей его структуре. Сформировать резерв в виде нераспределенной прибыли, который обеспечит устойчивость предприятия в ситуации высокой степени неопределенности, вызванных проявлением кризисных явлений на макроэкономическом уровне. Так же за счет прибыли можно оптимизировать оборотный капитал.
Для снижения дебиторской задолженности можно использовать различные инструменты, в том числе факторинг.
Высокая степень финансового риска приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- самострахование;
- страхование;
- страхование от валютных рисков;
- хеджирование;
- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
- учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.
Конечно не стоит останавливаться на оптимизации структуры капитала за счет прибыли, которая перекрывает в случае необходимости все слабые места, особенно пристально стоит отнестись к общей модели повышения эффективности бизнеса, за счет снижения затрат, увеличения продаж и как, следствие обеспечить рост той самой прибыли.
Рекомендации по управлению финансовой
устойчивостью предприятия
Прежде всего, необходимо разработать
и построить эффективную
Модель оптимального размера заказа на основе установленной периодичности основана на выявленной закономерности, что в розничных магазинах структура продаж по части неалкогольных напитков приходящихся на каждый день недели повторяется. Следовательно, можно сделать вывод, что доля продаж каждого месяца в году также одинакова. К тому же от времени года зависит объем продаж того или иного продукта. Например, летом лидером продаж среди прохладительных напитков являются напитки с большим весом, зимой же наоборот – напитки с большим весом. Такую же зависимость можно проследить и для холодного чая, прохладительных и неалкогольных напитков, практически для всех групп товаров. Следовательно, на каждый конкретный месяц и день недели необходим свой оптимальный объем заказа и запаса. На основе этого можно предложить использовать корректировочные коэффициенты, которые показывают долю каждого дня недели, месяца в общей структуре продаж за аналогичный период. Чтобы рассчитать, оптимальный объем заказа необходимо среднегодовой объем продаж в натуральных единицах скорректировать на корректировочный коэффициент месяца, сумму корректировочных коэффициентов дней недели и разделить данное произведение на количество данных дней недели в месяце (например, количество понедельников). Было определено, что страховой запас на складах 1 уровня не требуется, так как уже существует определенный резерв товара на складах 2 уровня. Даже если товар закончился на центральном складе, это не значит, что продажи данного товара прекратились, так как этот товар еще есть на складах 2 уровня. Таким образом, резервный запас – это запас товаров на складах 2 уровня. Резервный запас отличается от страхового запаса тем, что его уровень постоянно меняется. Страховой же запас подразумевает снижение уровня запаса в редких случаях. Величина страхового запаса определяется:
- в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
- на основе дневного потребления;
- экспертным путем;
- на основе среднего отклонения.
Поддержание страхового запаса какого-либо
товара требует определенных затрат.
Для некоторых товаров
- напитки, позиционируемые, как энергетические;
- напитки,
основанные на травяных
Представленную модель необходимо применять в тех случаях, когда точно известно, что поставка происходит несколько раз в неделю или месяц по определенным дням. В данной системе заказы делаются в строго определенное время. Объем заказа рассчитывается при условии стабильности системы. В случае возникновения отклонений в работе системы, например задержке в поставки следующий размер заказа корректируется. Модель с установленной периодичностью заказа товаров не требует регулярного контроля количества запаса, учитывает сезонные колебания продаж, проста и понятна. На практике использование данной модели эффективно, если отсутствует систематические сбои в поставке и реализации товаров.
Информация о работе Пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Живая вода»