Рациональное экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы - ответить на вопросы:
Почему человек поступает так, а не иначе?
Чем обусловлен его выбор?
В чем заключается рациональность поведения индивидуума?
Каким минимальным набором ресурсов необходимо обладать экономическому человеку, чтобы принимать рациональные решения?
И наконец, что же такое «рациональное экономическое поведение»?

Файлы: 1 файл

Курсовая (готовая).docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

Раскрывая подробнее тему о социальной мотивации и рациональном поведении, М. Олсон выявляет, что  экономическая мотивация не единственный вид мотивации. Люди могут руководствоваться  желанием завоевать престиж, уважение, дружбу и другими социальными  и психологическими целями. При отсутствие какой-либо экономической мотивации участвовать в достижении групповой цели у индивида может появиться некая социальная мотивация, и такой случай тоже должен быть рассмотрен. Если, например, маленькая группа людей, заинтересованная в получении коллективного блага, оказалась группой друзей или принадлежала к какому-нибудь общественному клубу, и кто-нибудь из них переложил бремя, но добыванию блага на других, то группа может проиграть в социальном плане, выиграв экономически; а социальные потери могут в данном случае превзойти экономические. В реальной жизни большинство людей ценит дружбу, социальный статус, личный престиж и самоуважение. Социальный статус и общественное признание автор называет индивидуальными, неколлективными благами. Автор также отмечает, что социальные мотивы играют существенную роль только в малых группах; в больших группах они становятся важны, только когда эта большая группа является федерацией малых групп.

 

    1. Рациональное экономическое поведение в работе Г. Саймона «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»

 

В своей работе Г. Саймон рассматривает принятие решений  в рамках фирмы. За основу он берет  гипотезу о стремлении предпринимателя  максимизировать свою прибыль. Автор  противопоставляет понятие удовлетворенности  понятию максимизации. Он утверждает, что понятие "удовлетворенность" не играет никакой роли в классической экономической теории, тогда как в психологии, в теории мотивации, оно является одним из самых важных. Согласно большинству психологических теорий, побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Таким образом, по мнению автора, Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации.

Г. Саймон утверждает, что  различие между стремлением к  удовлетворенности и максимизацией  важно для экономической теории. Во-первых, наблюдение за человеком показывает, что его устремления имеют тенденцию устанавливаться на уровне достижимого. Во-вторых, стремящаяся к удовлетворенности ферма может постепенно отстать от максимизирующих фирм, Которые получают больше прибыли и растут быстрее.

Так как внешняя экономическая  среда фирмы сложна и быстро меняется, то нет смысла предполагать достижение долговременного равновесия. В самом деле, статистические данные о распределении фирм по их размеру показывают, что полученные закономерности происходят от статистического равновесия фирм как приспособляющихся систем, а не от статического равновесия фирм как максимизаторов.

Модели удовлетворяющего поведения, по мнению автора, богаче, чем модели максимизирующего поведения, так как они дают не только понятие равновесия, но и предлагают метод его достижения. При исследовании путей формирования и изменения уровней устремлений психологи выдвигают следующие утверждения:

  • Когда результаты не соответствуют уровню устремлений, начинаются поиски иного стиля поведения (в частности, поиск новых альтернативных действий).
  • Одновременно уровень устремлений начинает сам снижаться до уровня практически достижимых целей.
  • Если эти два механизма слишком медленно приводят в соответствие устремления и результаты, то эмоциональное поведение - апатия или агрессия, например, заменяют рациональное адаптивное поведение.

Что касается теории фирмы, то она, с точки зрения Саймона, важна  для экономики благосостояния, т.е. для определения, при каких условиях поведение фирмы приведет к рациональному  размещению ресурсов. Модель удовлетворяющего поведения делает недействительными те выводы о размещении ресурсов, которые следовали из максимизирующей модели, когда предполагались условия совершенной конкуренции. Аналогично динамическая теория размеров фирмы имеет совершенно иной смысл для общества, сталкивающегося с концентрацией, чем теория, предполагающая, что фирмы находятся в равновесии. Отсюда экономисты, занимающиеся экономикой благосостояния, придерживаются классической теории, только если теория эмпирически корректна в описании процесса принятия решений или можно с уверенностью утверждать, что система функционирует в окрестностях статического равновесия.

Также в данной работе автор  рассмотрел такой аспект, как ожидание и вероятность распределения  будущих событий при принятии того или иного решения. Классический способ включить ожидание в экономическую  теорию - это предположить, что тот, кто принимает решение, может  оценить общее вероятностное  распределение будущих событий. К тому же он может действовать  так, чтобы максимизировать ожидаемую  полезность или прибыли. Однако такой подход, по мнению автора, может быть и верен концептуально, но он ставит трудный вопрос, как же на самом деле принимающий решение оценивает параметры общего вероятностного распределения. Люди не делают такого рода оценок, и в реальной жизни нет подтверждений тому, что они используют их при прогнозировании состояния бизнеса. Имеющиеся работы по изучению ожиданий предпринимателей никогда не выясняют содержание этих оценок, а ограничиваются лишь изучением предмета прогнозов, который в лучшем случае может быть интерпретирован как прогноз средних значений статистического распределения. Оптимальным оказывается такое решение, как если бы будущее было точно известно. Такие ситуации очень редки, поэтому бизнесмены просто делают прогнозы в форме отдельных предсказаний и действуют в соответствии с ними тем или другим образом.

Еще одна затронутая в данной работе тема – это роль и стоимость  информации. Существует один способ, с  помощью которого механизм формирования ожиданий может быть соединен с экономической  теорией. Рассматривать процесс сбора и переработки информации как обычный процесс, применять к нему обычные правила предельного анализа. Информацию следует собирать до того момента, когда предельные затраты на сбор дополнительной порции информации станут равными предельной прибыли, которая может быть получена в результате обладания такой дополнительной порцией. Подобный подход может подвести к положению об оптимальном объеме поиска информации и относительных достоинствах альтернативной схемы поиска и оценки информации. Информация об окружающей среде, которой обладает человек принимающий решение, гораздо меньше, чем приближение к этой реальной среде. На самом деле мир, воспринимаемый нами, фантастически отличается от реального мира. Различия эти происходят как из-за упущений, так и из-за искажений видения и возникают как при восприятии, так и при умозаключении. Погрешности упущений в восприятии гораздо опаснее, чем погрешность в выводе. Модель мира субъекта, принимающего решение, включает только мельчайшую долю всех необходимых характеристик реального мира, а его выводы извлекают только мельчайшую долю информации, которая присутствует в его модели.

Г. Саймон в данной работе указывает еще одну важную особенность  принятия решений: влияние личностного  восприятия и самосознания. Они представляют собой личные мнения, убеждения, верования, а также своеобразные предпосылки, которые характеризуют личность.

 

Заключение

 

На мой взгляд, рациональное экономическое поведение человека подразумевает выбор в условиях ограниченности ресурсов решения, которое  бы уменьшало убытки и максимизировало  прибыль. Рациональность, согласно Г. Саймону и О. Уильямсону, разделяют на три типа: сильная, полусильная и слабая; и на их основе строятся модели человеческого поведения.

На рынке, где количество товаров ограничено, а потребитель  располагает ограниченным количеством  средств, важно выбрать наиболее выгодную комбинацию из многих товаров, присутствующих на рынке. Для этого  выбора сопоставляется кривая безразличия  и бюджетная линия. Производители  же, тем временем, заинтересованы в  информации о том, как отреагирует  покупатель на изменение цены на различные  виды товара.

При рассмотрении спроса отдельного индивида или суммарного спроса на отдельный вид продукции экономисты предполагают, что потребители действуют  рационально. Это позволяет спрогнозировать реакцию покупателей на изменение в цене на товар и проводить грамотную политику в установке цены и объема выпуска продукции.

Анализ рациональности экономического поведения человека необходим в  современном мире как экономистам  для построения моделей, которые  могли бы спрогнозировать решение  потребителя, так и в других сферах жизни общества: социальной, правовой , иногда бытовой. Отчасти рациональное поведение присуще каждому человеку, она проявляется даже там, где люди этого не ожидают. Этому особое внимание уделил Г. Беккер, предложив экономический подход к поведению людей вне рынка посредством наложения рыночной модели на иные аспекты жизни индивида.

Рациональное поведение  распространяется не только на отдельного человека, но и на группу совместно  работающих индивидов. Рациональность может увеличить экономическую  эффективность союза, но только в  том случае, если она направлена на достижение общей цели коллектива, а не индивидуальный интерес участников. Так как группа является не только экономическим, но и социальным объединением, рациональность может стать причиной конфликтов на основе столкновения экономических и социальных интересов.

Я бы хотел сделать выводы по работе М. Олсона:

•   Индивидуум объединяется в группы для достижения своих личных целей, что является следствием рационального поведения. Группа не может существовать, если ее действия не нацелены на достижение интересов членов группы.

•   Помимо экономической мотивации индивидуума, существует социальная мотивация, при которой индивидуум участвует в достижении групповой цели, исключая экономическую выгоду, но снова преследуя собственную нематериальную выгоду (престиж, статус и т.д.)

•   Даже если все индивиды большой группы рациональны и действуют в собственных интересах и выгадают от достижения данной цели в рамках группы, они все равно не станут добровольно прилагать усилий к достижению этой цели, если этого не замечает участники группы.

•  В малых группах наблюдается «эксплуатация» большинства меньшинством. Здесь возможно добровольное содействие индивида продвижению цели группы, но оно прекращается быстрее, чем достигается определенный результат.

•   Индивид, даже находясь в группе, всегда стремится достичь собственной цели и избежать усилий, перекладывая их на других членов группы.

Несмотря на то, что основные модели человеческого поведения  и типы рациональности уже разработаны, необходимо их постоянно корректировать, совершенствовать и создавать новые, так как, во-первых, они по-прежнему отделены от действительности. Во-вторых, экономика отдельных стран и  мира в целом претерпевает изменения, что не может не повлиять на изменения в поведении жителей.

Список использованных источников

 

  1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Г.С.Беккер. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 671 с., 1л.
  2. Бондарев Л.Д. Автоматизация домохозяйств в России. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Илларионов А.И. Проблемы внешней и внутренней торговли // «Проблемы современной экономики» – 2010 – №8.
  4. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995. - 174 с.
  5. Саймон Г. Науки об искусственном/ Г. Саймон; пер. с англ. Э.Л. Наппельбаума. – 2-е изд. – М.:  Едиториал Урсс, 2008. – 142 с.
  6. Светлов Л.И. Кризис 2009 года // Вопросы экономики – 2009. – №2.
  7. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация = The economic institutions of capitalism/ Firms, Markets, Relational Contracting. Лениздат, 1996.
  8. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение = Microeconomics and Behavior: Учебник для вузов/ Р.Х.Франк; Авт. Пер. с англ. В.Н.Калгин, Исаев В.А., др. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. XVI 670. – («Университетский учебник)
  9. Scitovsky Т. The Joyless Economy: The Psychology of Human Satisfaction. Oxford University Press, 1992 г. 352 стр.
  10. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
  11. http://www.akm.ru/ - Информационное агентство
  12. http://www.triumvirat.ru/ - Триумвират Девелопмент
  13. http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0024/ - Ординалистическая (порядковая) полезность
  14. http://www.macro-econom.ru/economs-477-1.html - Макроэкономика

 


Информация о работе Рациональное экономическое поведение