Распределение доходов в и их регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию.
Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов. Все экономические процессы протекают в определенной социальной среде, поэтому разграничение экономической и социальной сторон систем общественного взаимодействия условно и абстрактно. Анализ распределения результатов производства в форме распределения доходов позволяет оценить, правильно ли общество решает вопрос "для кого?".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
I Доходы и их виды. Понятие о доходах государственного бюджета………
II Доходы от неформальной (теневой) экономики……….…………………… III Понятие о доходах государственного бюджета РФ…….……………………
IV Распределение доходов в и их регулирование РФ. Динамика расходов и доходов федерального бюджета. Механизм распределения доходов………. . . V Реальные доходы населения и эффективность их распределения………… .. VI Государственная политика перераспределения доходов в РФ…………….. VII Динамика расходов и доходов федерального бюджета………………... ... .. VIIIРегулирование государственных доходов в РФ..………………………... . ..
Заключение……………………………………………………………….………… Список использованных источников…………………………………. …

Файлы: 1 файл

курсовая эк ятеори.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

2) региональные налоги;

3) местные налоги.

     Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах, которые называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджета. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Другими словами, это дополнительная помощь регионам со статусом «особо нуждающиеся в поддержке».

     К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

     -нормативные отчисления от регулирующих доходов;

     -дотации и субвенции местным бюджетам;

    -средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

     -средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов РФ.

     Кроме налоговых поступлений в доходную часть поступают и другие виды платежей: от внешнеэкономической деятельности РФ, от приватизации государственной собственности, от функционирования государственной собственности за рубежом и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ  И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РФ. ДИНАМИКА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.

МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ.

 

      Механизм распределения доходов состоит из 3-х блоков.

      Первый блок составляет  функциональное распределение доходов.  Такое распределение возможно  только при условии формирования  факторных рынков, устанавливающих  цены факторов производства. Важнейшую  роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

      Второй блок - это  социальное перераспределение. Оно  обусловлено государственным вмешательством  в процесс рыночного распределения  доходов и осуществляется с  помощью налогового и трансфертного  механизмов.

      Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

      Особенности распределения  в переходной экономике определяет  третий блок распределительных  механизмов в силу его высокой  “эффективности”. Это обусловлено  существенными институциональными  изменениями. Но прежде чем переходить к институциональному анализу, необходимо выявить причинно-следственную обусловленность неэффективности сложившегося в переходной экономике механизма распределения доходов. Основной причиной этого является отсутствие конкурентных, а в некоторых случаях, например, для земли - рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений по мобильности работников функционирует лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное ценообразование на рынке труда можно наблюдать только в Москве, да и то среди высококвалифицированных работников. Фактическое отсутствие указанных рынков, как легальных и массовых, приводит к росту соответствующих трансакционных издержек и препятствуют свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их использования. Именно в нецелостности системы рынков современной российской экономики многие исследователи видят основную причину значительного спада производства, а, следовательно, и снижения доходов основной массы населения.

     Однако следует отметить, что в условиях глубокого экономического кризиса доходы различных факторов производства и групп в обществе падают не в одинаковой пропорции. Эффективные рынки будут формироваться только тогда, когда цели экономических организаций обеспечат достаточно высокую мотивацию хозяйствующих субъектов для осуществления рыночного обмена. В силу этого рынки выступают как коллективное благо для той или иной группы экономических субъектов. Причем, группы могут быть как большими, так и малыми. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков: институт частной собственности и свобода заключения контрактов. Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России определяются отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда.

     Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве инноватора. Например, на российском рынке труда, основным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49 %) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты в госсекторе и ограничивая заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы, государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости.

     Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимся им от ее осуществления. Слабые профсоюзы во многом выгодны государству, поскольку в этом случае изменения направлены лишь на формальное закрепление существующих практик ценообразования на рынке труда. Анализируя влияние распределения доходов на изменения, довольно трудно установить строгую причинно-следственную связь между изменениями в пропорциях распределения доходов и формированием структур. Это свидетельствует о сложности данных социально-экономических взаимодействий.

      Основные  источники доходов общественного  сектора складываются из налоговых  поступлений, а также доходов,  принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ и ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

      Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

      Номинальный  доход – количество денег,  полученное отдельными лицами  в течение определенного периода. Он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

     Располагаемый доход – меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей. Он используется на личное сбережение.

     Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени.

    Для оценки  уровня и динамики доходов  граждан РФ составим таблицу.

Таблица 1

 

Место, занимаемое субъектом  Российской Федерации по денежным доходам в расчете на душу населения за 2009 - 2011г.

 

 

 

2009 год

2010 год

1 квартал 2011г.

 

рублей в месяц

Место в РФ

рублей в месяц

Место в РФ

рублей в месяц

Место в РФ

Российская  Федерация

16 838,3

 

18 552,6

 

16 855,7

 

Центральный федеральный  округ

22 221,2

1

24 029,4

1

21 206,0

1

Белгородская область 

14 116,6

29

16 621,3

25

15 887,9

29

Брянская область 

11 403,5

61

13 215,7

61

12 179,9

57

Владимирская область

10 944,4

64

12 508,8

69

11 729,5

63

Воронежская область

11 727,9

56

12 717,5

65

11 454,9

56

Ивановская область

9 343,2

79

10 922,1

76

10 490,6

78

Калужская область

13 508,8

35

15 236,7

35

13 819,2

36

Костромская область 

10 442,1

70

12 676,8

66

12 087,7

71

Курская область

12 634,0

48

14 630,9

41

13 501,4

45

Липецкая область

14 686,0

26

15 735,7

30

14 292,2

26

Московская область

20 753,9

13

22 200,1

15

20 737,4

13

Орловская область

10 660,2

68

12 898,5

62

12 119,4

64

Рязанская область

12 044,2

54

13 324,7

60

10 615,3

66

Смоленская область

12 918,6

45

14 615,6

43

13 828,0

34

Тамбовская область

12 077,1

53

13 602,1

56

11 814,2

55

Тверская область

12 205,4

51

13 836,2

53

12 354,9

54

Тульская область

13 359,2

38

15 311,4

33

14 281,6

30

Ярославская область  

13 111,1

40

14 383,7

47

11 914,9

47

г.Москва

41 890,8

2

42 591,8

2

36 131,8

1

Северо-Западный федеральный округ

17 520,8

4

19 703,7

4

18 943,8

3

Республика Карелия

13 489,8

36

15 778,6

29

14 919,4

31

Республика Коми

20 125,4

14

22 777,8

13

22 576,0

12

Архангельская область  

17 218,5

19

19 158,2

19

17 524,3

18

    в том числе:  Ненецкий авт.округ

48 752,2

1

48 709,8

1

44 753,5

3

Вологодская область

12 135,3

52

13 836,5

52

13 472,9

58

Калининградская область

14 607,8

27

15 735,5

31

13 973,6

27

Ленинградская область 

13 055,0

42

14 572,2

45

14 003,7

39

Мурманская область  

21 153,3

12

24 372,2

11

24 090,6

11

Новгородская область

13 329,2

39

15 277,9

34

14 464,4

38

Псковская область  

11 302,7

62

12 595,6

68

11 793,7

61

г.Санкт-Петербург

22 132,6

10

24 635,8

10

23 940,8

9

Южный федеральный  округ

12 993,1

7

14 929,7

6

13 480,3

7

Республика Адыгея 

10 467,8

69

12 372,6

70

12 199,8

68

Республика Калмыкия

7 097,1

81

7 701,6

82

6 539,8

41

Краснодарский край

13 815,3

30

16 521,2

26

14 107,7

82

Астраханская область

13 023,3

43

14 599,4

44

13 365,9

73

Волгоградская область

12 592,9

49

13 997,9

50

12 842,8

48

Ростовская область 

12 890,1

46

14 388,3

46

13 729,7

69

Северо-Кавказский федеральный округ

11 535,8

8

13 343,2

8

11 722,9

8

Республика Дагестан

13 805,6

32

15 115,1

37

13 044,7

81

Республика Ингушетия

6 399,7

82

9 748,5

81

9 601,3

42

Кабардино-Балкарская  Республика

9 581,8

77

11 309,2

73

10 307,6

50

Карачаево-Черкесская  Республика

10 146,9

72

10 315,2

79

9 440,9

32

Республика  Северная Осетия - Алания

10 095,7

73

14 621,2

42

13 167,6

49

Чеченская Республика

 

 

 

Ставропольский край

11 460,6

60

12 803,5

63

11 083,3

80

Приволжский федеральный  округ

13 876,2

5

15 601,1

5

13 953,1

5

Республика Башкортостан

16 095,8

21

17 805,3

22

13 774,5

24

Республика Марий Эл 

9 209,7

80

10 203,8

80

9 631,6

79

Республика Мордовия

9 653,5

75

10 889,3

78

10 191,5

74

Республика Татарстан

15 857,8

22

18 026,9

21

17 168,2

20

Удмуртская Республика

11 011,3

63

12 322,8

71

11 402,0

60

Чувашская Республика

9 405,2

78

10 964,9

75

9 909,6

75

Пермский край

17 572,3

18

19 226,3

18

17 837,0

19

Кировская область

10 927,8

65

13 409,0

58

11 787,0

65

Нижегородская область 

14 443,8

28

16 109,3

27

15 046,6

25

Оренбургская область

11 587,6

57

13 526,2

57

12 369,3

62

Пензенская область 

11 556,5

58

12 739,7

64

11 839,0

59

Самарская область

18 218,3

17

19 690,9

17

17 752,5

17

Саратовская область

10 333,0

71

11 989,0

72

10 170,6

70

Ульяновская область

10 769,8

67

12 669,1

67

10 957,1

72

Уральский федеральный  округ

19 642,1

2

21 386,6

2

19 309,4

2

Курганская область

11 775,5

55

13 619,3

55

12 270,1

51

Свердловская область

19 244,3

15

21 909,0

16

20 206,1

15

Тюменская область  

27 067,1

7

27 639,1

8

24 157,3

7

    в том числе:  Ханты-Мансийский авт.округ

31 657,9

5

31 433,1

5

26 670,1

5

              Ямало-Ненецкий авт.округ

37 554,8

3

39 441,9

3

33 997,0

2

Челябинская область

15 044,2

25

16 688,7

24

15 295,1

21

Сибирский федеральный  округ

13 493,2

6

14 876,8

7

13 883,1

7

Республика Алтай

10 813,4

66

13 403,8

59

11 255,8

67

Республика Бурятия

13 011,4

44

13 976,3

51

13 445,6

46

Республика Тыва

9 738,3

74

11 076,5

74

9 277,3

77

Республика Хакасия

11 530,8

59

13 741,6

54

11 991,3

53

Алтайский край

9 610,7

76

10 908,3

77

10 284,7

76

Забайкальский край

12 590,7

50

14 112,1

48

13 638,6

52

Красноярский край  

16 569,6

20

18 118,1

20

16 949,9

22

Иркутская область

13 511,4

34

14 909,6

40

13 392,5

44

Кемеровская область

13 469,6

37

15 419,5

32

14 949,9

33

Новосибирская область

15 059,4

24

15 806,9

28

14 694,7

28

Омская область

13 813,7

31

14 910,1

39

14 178,3

40

Томская область

13 776,5

33

14 988,7

38

13 101,8

35

Дальневосточный федеральный округ

18 281,2

3

20 729,0

3

18 837,0

4

Республика Саха (Якутия)

21 278,6

11

22 806,9

12

19 549,4

14

Камчатский край  

22 581,0

9

27 883,0

7

26 481,5

8

Приморский край

15 140,4

23

17 263,8

23

16 362,3

23

Хабаровский край

19 071,0

16

22 545,0

14

19 790,3

16

Амурская область

12 751,6

47

14 057,8

49

13 918,5

37

Магаданская область 

24 164,6

8

27 094,0

9

22 372,3

10

Сахалинская область  

27 576,9

6

30 742,1

6

27 031,0

6

Еврейская  авт.область

13 061,8

41

15 180,3

36

14 244,6

43

Чукотский  авт.округ

35 079,3

4

32 044,9

4

32 195,2

4


 

     Анализируя  данные таблицы, видим, что  дифференциация населения России по уровню доходов в 2011 году практически не изменилась по сравнению с 2009 годом. 
    Рост реальных, за вычетом инфляции, доходов жителей России составил в 2009 — 3,1 %, в 2010 — 5,1 %, в 2011 — около 1 %. Что касается средней заработной платы по экономике, то за 2009—2011 годы она выросла на 18 % в реальном выражении, в номинальном — рост почти на 75 %; средняя номинальная начисленная зарплата в 2011 году — 23 693 рубля.

    Основные источники доходов населения: оплата труда; доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда; дивиденды; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; пенсии и пособия; стипендии; доходы от продажи иностранной валюты; поступления из финансовой системы (проценты по вкладам, страховые возмещения); предпринимательские доходы.

    Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому нужно перейти к проблеме бедности. Бедность – это состояние индивида или семьи, когда экономических ресурсов не хватает для обеспечения некоторого стандарта (нормального уровня) жизнедеятельности. Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

     Так, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) исследовала распределение доходов среди различных слоев населения в 2011 году. Результаты получились крайне неутешительные для всех, кто осознаёт опасность дальнейшего углубления пропасти, разделяющей узкую прослойку состоятельной части населения от постоянно растущего класса неимущих.

     Итак, Росстат приводит следующие цифры: 
 
- с доходом ниже 3422 руб. в месяц (т. е. в крайней нищете) живут 13,4% населения; 
- с доходом от 3422 до 7400 руб. в месяц (в нищете) живут 27,8% населения; 
- с доходом от 7400 до 17 000 руб. в месяц (в бедности) живут 38,8% населения; 
- 10,9% населения с доходом от 17 000 до 25 000 руб. в месяц можно назвать «богатыми среди бедных»; 
- на уровне среднего достатка – с доходом от 25 000 до 50 000 руб. в месяц – живут 7,3% населения; 
- к числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50 000 до 75 000 руб. в месяц. Их число составляет 1,1% населения России; 
- «богатые» составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются свыше 75 000 рублей в месяц. 
     Если суммировать приведенные выше показатели, то нетрудно убедиться, что первые три группы граждан (условно можно назвать эту категорию «бедными») составляют почти 80% населения современной России, что составляет почти 113 млн человек. «Часть населения, бесспорно, является аутсайдерами, а часть – не просто лидерами, а лидерами на фоне архибогатых стран. Так, по подсчетам чиновников, доходы самых бедных и самых богатых жителей нашей страны могут различаться в 800 раз!» – сделал неутешительный вывод глава Росстата Александр Суринов. 
   Причем если кто-то полагает, что катастрофическое социальное расслоение, наблюдаемое в РФ, связано с недостаточным уровнем производства и, соответственно, доходов государства, то он глубоко заблуждается. Дело в том, что по уровню материально-имущественной дифференциации наша страна опережает даже отнюдь не самых благополучных соседей по СНГ. Счетная палата РФ не так давно провела сравнительное исследование по этому показателю на базе информации, предоставленной все теми же Росстатом и Статкомитетом СНГ. Как оказалось, по разнице доходов бедных и богатых Россия почти вдвое опередила страны СНГ. Так, если 10% населения РФ имеет уровень доходов, который почти в 17 раз меньше их состоятельных сограждан, то в Казахстане речь идет о разрыве всего в 5,3 раза, на Украине – примерно в 9 раз, а в Белоруссии – лишь в 5 раз. 
     Как и следовало ожидать, колоссальное социальное расслоение не могло не отразиться на таком базовом показателе, как средняя продолжительность жизни. Меньше, чем граждане России, люди живут лишь в двух постсоветских республиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В РФ.

 

      Одна из функций государства связана с перераспределением доходов, что вписывается в максимальные границы его вмешательства в реальный рынок.     Политика распределения – важное направление деятельности любого государства, и экономика общественного сектора, разумеется, не вправе от него абстрагироваться. Проблема, однако, в том, что не только крупными сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения. Налицо конфликты ценностей и интересов, которые экономическая наука не сможет полностью устранить.

      Государственная  политика доходов заключается  в перераспределении их через  госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных  выплат. При этом значительная  доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других. Это происходит, прежде всего, в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей.

     Трансфертный платеж представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида, или организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами. Трансферты могут осуществляться добровольно, приобретая характер пожертвований. Но на практике преобладающая часть трансфертов связана с деятельностью государства.

      Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других снижаются возможности получения дохода.

Информация о работе Распределение доходов в и их регулирование РФ