Распределение доходов в и их регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию.
Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов. Все экономические процессы протекают в определенной социальной среде, поэтому разграничение экономической и социальной сторон систем общественного взаимодействия условно и абстрактно. Анализ распределения результатов производства в форме распределения доходов позволяет оценить, правильно ли общество решает вопрос "для кого?".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
I Доходы и их виды. Понятие о доходах государственного бюджета………
II Доходы от неформальной (теневой) экономики……….…………………… III Понятие о доходах государственного бюджета РФ…….……………………
IV Распределение доходов в и их регулирование РФ. Динамика расходов и доходов федерального бюджета. Механизм распределения доходов………. . . V Реальные доходы населения и эффективность их распределения………… .. VI Государственная политика перераспределения доходов в РФ…………….. VII Динамика расходов и доходов федерального бюджета………………... ... .. VIIIРегулирование государственных доходов в РФ..………………………... . ..
Заключение……………………………………………………………….………… Список использованных источников…………………………………. …

Файлы: 1 файл

курсовая эк ятеори.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

 

     Согласно таблице, исполнение федерального бюджета в 2011 году по доходам составило 11,367 триллиона рублей, или 20,8% к объему ВВП за 2011 год, и 102,2% к объему доходов, утвержденному законом о бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.

    По расходам бюджет был исполнен в сумме 10,925 триллиона рублей, или 20,0% к ВВП и 98,2% к объему расходов, утвержденному законом о бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.

    Профицит федерального бюджета составил 442,035 миллиарда рублей (0,8% к ВВП). Первичный профицит (без учета расходов на обслуживание госдолга) - 704,779 миллиарда рублей (1,3% к ВВП).

    Поступившие в 2011 году нефтегазовые доходы в январе 2012 года зачислены в Резервный фонд в сумме 1,090 триллиона рублей.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ,

 

      Регулирование государственных доходов в РФ, в т.ч. и местных, регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах. В связи с происходящими преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами РФ. Налоговый кодекс РФ (часть первая), который закрепляет новый перечень платежей, включенных в налоговую систему.

     В Бюджетном кодексе РФ урегулированы вопросы привлечения государственными и муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями и т.д.

     Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены, помимо Бюджетного кодекса РФ, федеральными законами от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 25.09.1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др. По вопросам разграничения полномочий финансово-бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами исключаются федеративные договоры. Кроме того, действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

    Система государственных и местных доходов в РФ базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов РФ и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов РФ и муниципальных образований. В связи с этим правовую основу образования государственных и местных доходов, помимо федерального законодательства, составляют правовые акты субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

     Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству. Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

      Классификация  доходов государства по социально-экономическому  признаку дает наиболее полное  представление об их источниках, о связи с различными формами  собственности, об эффективности  последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления: от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, недр и др., от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий; от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи); от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ; от личных доходов граждан.

      По территориальному  уровню доходы подразделяются  на: федеральные; субъектов РФ; муниципальных  образований. В зависимости от  юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Но более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.

      Доходные  источники государственных и  местных бюджетов, как правило,  не имеют специального целевого  назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ. В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

      Неналоговые  доходы государства и муниципальных  образований - это поступающие  в их распоряжение доходы от  использования государственного  и муниципального имущества и  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах. Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами). К неналоговым доходам также относятся платежи штрафного характера, которые формируются за счет: поступлений за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкций за нарушение порядка применения цен; административных штрафов и иных санкций, включим штрафы за нарушение правил дорожного движения; сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей. В составе неналоговых доходов можно выделить следующие группы.

      1. Доходы  от имущества, находящегося в  государственной или муниципальной  собственности, или от определенных  видов деятельности. К ним относятся:  доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности; дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества); проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ; платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

      2. Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, формируемые за счет: поступлений от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности; поступлений от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций; доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования; доходов от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

      3. Административные  платежи и сборы, к их числу  относятся: таможенные сборы,  прочие неналоговые таможенные  платежи; прочие платежи, взимаемые  государственными и муниципальными  организациями за выполнение определенных функций.

      4. Доходы  от внешнеэкономической деятельности. Их основу составляют поступления  от централизованного экспорта  и прочие поступления от внешнеэкономической  деятельности. Неналоговые доходы  подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).

      Среди  неналоговых доходов имеются  платежи (сборы, пошлины, платежи  за пользование природными ресурсами  и т. п.), близкие по некоторым  признакам к налогам (обязательность  уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

      Учитывая  наличие названных общих признаков  данных платежей с налогами, законодатель  объединил их в единую систему  платежей, названную налоговой системой. Это положение регулируется Налоговым  кодексом РФ.

      Особое  место среди неналоговых платежей  обязательного характера занимают  страховые взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды  - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ.

      Таким  образом, получение и распределение  доходов в РФ базируется на Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ и иных законодательных и нормативно-правовых актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

      Таким образом, охарактеризовав понятие доходов, их видов и анализ распределения в РФ, мы можем сделать следующее заключение.

      Доход – это денежная сумма регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений.

     При этом необходимо подчеркнуть некоторые особенности доходов:

     - доход, как правило, представлен деньгами;

     - регулярность получения;

     - критерий законности.

     В широком смысле «доход» – это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики (юридического и физического лица). Это определение является полным, поскольку не включает в число доходополучателей тех, кто уже или ещё не может участвовать в экономической деятельности. Чьи денежные  доходы поступают в форме трансфертных, т.е. возвратных платежей из бюджета.

      Государственная  политика доходов заключается  в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

      Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

      Возможности  государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

      Изменения  в экономической жизни страны  привели к модификации потребительского  поведения населения. Возросшие  цены вынудили население резко  переориентировать свои денежные средства на покупку жизненно необходимых товаров и услуг, прежде всего, на приобретение продовольствия; изменились привычные соотношения между ценами на отдельные товары, а также между ценами и доходами. Это, в свою очередь, потребовало организации специализированных статистических наблюдений.

Информация о работе Распределение доходов в и их регулирование РФ