Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью данной работы является анализ научно-технического прогресса и его перспектив в России.
Задачи работы исследовать:
понятие и сущность научно-технического прогресса;
научно-технический прогресс в России.
Введение…………………………………………………………..……………..…..….3
1. Понятие и сущность научно-технического прогресса.……….………...….…...…4
2. НТП в современной России…………………………………...…………..…..….11
3. Перспективы НТП в России……………………………………………….………20
Заключение……………………………………………………….….…….…..………28
Список литературы ……………………………………………………………..….…30
Отечественное промышленное производство в частности и национальная экономика в целом становятся чрезвычайно зависимыми от конъюнктуры мирового рынка. Финансово-экономический кризис подтвердил порочность существующих соотношений между внутренним и внешним рынками. Наибольшие потери в связи с кризисом понесли именно экспортоориентированные виды деятельности: за 2008-- 2009 г.г., при общем падении промышленного производства в России на 24,3%, в легкой промышленности объем производства упал на 28,4%, в химической и нефтехимической отрасли - на 28%, в металлургии - на 34,4% и в машиностроении -- на 40,4%. За 2008 г. дефицит внешней торговли товарами промышленной группы достиг 22,8 млрд. дол. (или почти половины годового объема ВДС, созданного в промышленности), тогда как в 2003 г. отрицательное сальдо составляло 0,6 млрд. дол [19].
В-третьих, дальнейшее отдаление
России от экономически развитых стран
вследствие прогрессирующей инновационно-
Почти 95% промышленной продукции изготавливается на производствах III и IV технологических укладов, основанных еще в середине прошлого века.
Сегодня износ основных средств достигает 59%. тогда как в 2000 г. составлял 48,8%. Особенно интенсивно процесс старения основных средств происходит в перерабатывающей промышленности: в 2000 г. соответствующий показатель составлял 52%, а в 2008 г. - 59,7%.
На крайне низком и даже с тенденцией к снижению уровне остается инновационная деятельность в России. В 2008 г доля предприятий, внедрявших инновации, достигла 10,8% (соответственно, в 2002 г. - 14,6% и в 2007 г. - 11,5%). Почти не развивается рынок инновационной продукции: в 2008 г на нее в общем объеме реализованной промышленной продукции приходилось 5.9% (в 2002 г. -- 7% и в 2007 г. -- 6,7%). Украинская промышленность, вследствие замедления темпов развития научно-инновационной деятельности в государстве, начинает все больше зависеть от инновационных заимствований из-за границы. За 2000--2007 гг. почти 40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации отечественной промышленности, было приобретено за пределами России.
Особенно беспокоит тот факт, что наибольшие заимствования иностранных технологий осуществляли те отечественные отрасли, которые традиционно имеют достаточно развитую производственную (а главное - научную) базу. Так, в 2007 г. предприятия химической и нефтехимической промышленности приобрели за пределами России 32% новых технологий, металлургические - соответственно, 18,4%, а машиностроительные - 35,6%. Это свидетельствует о том, что украинская наука утрачивает связь с потребностями собственного производства, оставляя отечественную промышленность в фарватере зарубежного научно-технологического опыта.
В силу изложенного следует констатировать: у России нет иного пути развития, чем переход к активной структурной политике и модернизации индустриальной составляющей материального производства. Консервация существующей - экспортно-сырьевой и технологически отсталой - модели промышленного производства лишь усилит процессы его структурной деградации и заблокирует переход нашей страны к постиндустриальной экономике [22].
3. Перспективы НТП в России
Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно-технический прогресс (НТП) включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. НТП позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста [20].
В развитых странах научная политика зиждется на двух финансовых составляющих. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой - с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. В России, по данным ОЭСР, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР, в экономике отсутствуют стимулы для перетекания средств в высокотехнологичные отрасли, поэтому инновации не пользуются спросом.
К сожалению, велик разрыв
между стадией
Вывод простой: инновационная экономика заработает только тогда, когда бизнесу станет выгодно тратить деньги на инновации. Причина низких расходов российского бизнеса на НИОКР связана не только с известными особенностями формирования рыночной экономики в России, но и с отсутствием продуманной государственной политики по поощрению расходов частного сектора на НИОКР косвенными методами - с помощью налоговых стимулов. Только так можно привлечь частный капитал в высокотехнологичные отрасли национальной экономики. Доля российского бизнеса в расходах на НИОКР должна возрасти хотя бы до 50%.
В ходе нынешней модернизации
России предлагается опираться «на те сферы
деятельности и секторы экономики, где
наша страна может приобрести исключительные
возможности и преимущества за счет своих
монопольных исторических и географических активов,
а также интеллектуально-
Правительство РФ прорабатывает ряд новых инициатив, чтобы преодолеть проблемы, с которыми российская экономика столкнулась в период кризиса. В частности, подготавливаются инициативы в налоговой сфере и меры по поддержке инноваций в промышленности. Часть связанных с реформой расходов, по версии Минэкономразвития, должны взять на себя естественные монополии.
Как заявила на правительственном часе в Госдуме глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в том числе прорабатывается вопрос освобождения от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Также рассматривается вопрос о сокращении с 10 до 2—5 лет сроков амортизации отдельных видов нематериальных активов, важных для технологического инновационного развития предприятий, расширение перечня НИОКР для применения повышающего коэффициента при отнесении на затраты.
Однако этих мер создания
необходимых условий
Набиуллина считает
также необходимым
В Минэкономразвития считают, что предпосылки для перехода на инновационные рельсы уже существуют. В третьем квартале 2010 года российская экономика показывает некоторые признаки стабилизации. С июня наблюдается небольшой, но последовательный помесячный рост, резко замедлилось повышение цен и в последние 3 месяца инфляция держится на нулевом уровне [22].
Научно-технический прогресс должен содействовать ускорению экономического роста в России через следующие направления:
Новая энергетика. У России есть уникальное сочетание ресурсов и отраслевого научно-технологического потенциала, позволяющее ей стать лидером инновационной энергетики в региональном масштабе (на пространстве бывшей Российско-Советской Империи). В экономическом отношении отечественный ТЭК должен перейти к экспорту продукта, а не сырья; в технологическом отношении основная роль в формировании нового облика отечественной энергетики должна принадлежать целому ряду недавно разработанных технологий в области малой атомной энергетики, переработки топлива и нетопливных отходов, которые сейчас практически не находят применения и существуют по большей части в опытно-промышленных установках [22].
Научно-техническая политика в сфере энергетики намечает:
Трансконтинентальный транзит. Россия должна использовать свое уникальное положение между двумя ведущими центрами развития – ЕС и Восточной Азией, кратчайшее расстояние между которыми пролегает через российскую территорию. Рынок грузоперевозок между ними огромен, как по физическому, так и по финансовому объему. Сегодня РФ не использует этот потенциал. Даже импорт товаров в РФ из КНР происходит преимущественно морским путем (в т.ч. через финские порты). РЖД контролирует ориентировочно 0,2% грузопотока ЕС – Восточная Азия. Эта доля может вырасти, по предварительным оценкам, до 20%, т.е. в 100 раз (!) – в случае реализации проекта по строительству новой трансконтинентальной железнодорожной магистрали по территории РФ (предположительно, от одного из российских портов в Приморье до одного из европейских портовых центров) на базе технологий скоростного железнодорожного транспорта. РФ может сформировать уникальный по своим масштабам континентальный хаб. Данный проект («континентальный хаб») укрепит партнерские отношения РФ с восточно-азиатскими и европейскими центрами силы и станет локомотивом развития для целого ряда российских территорий и смежных отраслей. Учитывая высокую капиталоемкость, он может быть реализован только совместно с иностранными – например, с южнокорейскими и немецкими – партнерами [22].
Экологически ориентированное сельское хозяйство. Ориентация российской пищевой промышленности на стандарт «органик» обеспечит ей значительно более высокую конкурентоспособность на внешних рынках, чем «массовая» рыночная стратегия. Вместе с тем, на данном этапе приоритетной задачей является массированное импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности (прежде всего, в дешевом и среднем ценовом сегменте).
Экологический туризм. Естественным преимуществом в этой сфере может стать задействование потенциала обширных слабо затронутых цивилизацией природных пространств.
Информационные технологии. Информационная демократия. Одна из главных конкуретных возможностей в этой сфере – производство эксклюзивного программного продукта. Целесообразно создание национальной операционной системы на базе Linux и стандартов open source с небольшим базовым пакетом приложений (в первую очередь офисных, а также Интернет-бразуера) и обязательное использование ее в государственных и муниципальных учреждениях. Это может сделать РФ одним из лидеров в продвижении стандартов, основанных на open source во всем мире, и разрушителем монополии Microsoft. Разрешение использования на территории РФ файлообменных сетей (P2P-сетей) превратит РФ в цитадель и оазис «информационной демократии», что послужит демократизации доступа к информации, росту креативного потенциала страны и укреплению позиций РФ в мировом общественном мнении. В дальнейшем возможен размен данного козыря в переговорах с ведущими глобальными центрами влияния в обмен на отдельные преференции и изменения правил доступа к информации в глобальном масштабе. Россия может также занять эксклюзивную нишу и в других разработках, например, в сфере компьютерных игр [22].