Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:07, курсовая работа
Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую практику и действуют во многих странах. Сейчас в мире от 400 до 2000 свободных экономических зон, но в России нет ни одной, которую можно с полным основанием отнести к свободным экономическим зонам, так как образования, которые в России именуются СЭЗ (свободными экономическими зонами), не удовлетворяют международным требованиям.
Введение
Глава 1. Основные понятия, роль и значение Свободных Экономических Зон.
Глава 2. История создания Свободных Экономических Зон и функционирование в Российской Федерации.
2.1 . Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ.
2.2. Требования по размещению СЭЗ.
2.3. История организации СЭЗ в России.
2.4. Мировой опыт и возможности его использования в России.
Глава 3. Современное состояние и проблемы развития свободных экономических зон в России.
3.1 Типы Свободных Экономических Зон, организуемых в России.
3.2 Свободные экономические зоны в России: современное состояние.
3.3 Основные проблемы развития российских Свободных экономических зон.
3.4 Сравнительная характеристика «старейших» Свободных Экономических Зон России.
3.3.1 Приморская "Находка".
3.3.2 Балтийский "Янтарь".
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине экономическая
теория
Тема «Развитие свободных экономических
зон в России»
Выполнила:
_____________________________
__ курс, группа ___
Проверила: _____________________________
Новосибирск 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Основные понятия,
роль и значение Свободных Экономических
Зон.
Глава 2. История создания Свободных Экономических
Зон и функционирование в Российской Федерации.
2.1 . Сущность, объективная необходимость
создания, основные черты и классификация
СЭЗ.
2.2. Требования по размещению
СЭЗ.
2.3. История организации
СЭЗ в России.
2.4. Мировой опыт и возможности его использования
в России.
Глава 3. Современное состояние
и проблемы развития свободных экономических
зон в России.
3.1 Типы Свободных Экономических
Зон, организуемых в России.
3.2 Свободные экономические зоны в России:
современное состояние.
3.3 Основные проблемы развития российских
Свободных экономических зон.
3.4 Сравнительная характеристика «старейших»
Свободных Экономических Зон России.
3.3.1 Приморская "Находка".
3.3.2 Балтийский "Янтарь".
Заключение
Введение
Свободные экономические зоны
прочно вошли в мировую практику и действуют
во многих странах. Сейчас в мире от 400
до 2000 свободных экономических зон, но
в России нет ни одной, которую можно
с полным основанием отнести к свободным
экономическим зонам, так как образования,
которые в России именуются СЭЗ (свободными
экономическими зонами), не удовлетворяют
международным требованиям.
В России неоднократно были попытки создания
функционирующих, но они остаются в экономике
явлением инородным, вокруг которого на
протяжении уже почти 10-ти лет ведутся
острые, но не всегда приносящие реальные
плоды дискуссии. Судя по отсутствию значимых
результатов деятельности российских
СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне
ясным: целесообразно и возможно ли вообще
их широкое создание в наших переходных
условиях? В какой мере эти зоны смогут
получить развитие в России, как именно
должна при этом сказаться ее специфика?
Не являются ли зоны свободного предпринимательства
своеобразной "естественной монополией"
лишь отдельных приграничных районов
Российской Федерации? Насколько обширными
могут быть их границы? На каком уровне
должны приниматься решения об образовании
таких зон, какие процедуры при этом целесообразно
применять?
Для ответа на вопросы требуется ознакомиться
с существующей мировой и отечественной
практикой, попытаться проанализировать
накопленный (как положительный, так и
отрицательный) опыт. Это позволит объективно
оценить возможности и перспективы создания
и развития свободных экономических зон
в российской экономике.
Цель моей работы: разобраться
в поставленных выше вопросах и выявить
особенности функционирования СЭЗ.
В связи с поставленной целью, можно выделить
следующие задачи:
1.Изучение теоретического материала по
данной теме;
2.Анализ проблем, связанных со Свободными
экономическими Зонами в России;
3.Рассмотрение развития СЭЗ в современной
России.
В первой части работы, я рассмотрю
теоретические аспекты проблемы: основные
понятия, связанные со Свободными
Экономическими Зонами, классификация
и принципы.
Во второй части, я рассмотрю историю создания
и развития Свободных Экономических Зон,
а так же рассмотрю расположение на территории
нашего государства.
Третья часть посвящена современному
развитию и современным проблемам, происходящих
с свободными Экономическими зонами в
России. Так же будут рассмотрены проблемы,
связанные с функционированием СЭЗ.
Глава 1. Основные понятия, роль и значение
СЭЗ.
СЭЗ-свободная или другими словами особая
экономическая зона.
Особая экономическая зона— ограниченная
территория в регионах с особым юридическим
статусом по отношению к остальной территории
и льготными экономическими условиями
для национальных или иностранных предпринимателей.
Главной цель создания таких зон — решение
задач развития государства в целом или
отдельной территории: внешнеторговых,
общеэкономических, социальных, региональных
и научно-технических задач.
Цели создания таких зон, с точки зрения
государства: привлечение прямых иностранных
капиталов, передовых технологий производства
товаров и услуг; создание новых рабочих
мест для высококвалифицированного персонала;
развитие экспортной базы; импортозамещение;
апробация новых методов менеджмента
и организации труда.
Цели создания зон, с точки зрения инвесторов:
приближение производства к потребителю;
минимизация затрат, связанная с отсутствием
экспортных и импортных таможенных пошлин;
доступ к инфраструктуре; использование
более дешёвой рабочей силы; снижение
административных барьеров; развитие территории.
ОЭЗ классифицируют по выполняемым функциям,
степени интеграции в экономику и степени
предоставляемых льгот.
По функциям можно выделить:
Теперь рассмотрим каждую в
отдельности. Зона свободной торговли
- это форма интеграции, при которой ее
участники договариваются о снятии таможенных
тарифов и квот в торговле друг с другом.
Вместе с тем в отношении третьих стран
каждый участник зоны свободной торговли
имеет право проводить свою собственную
внешнеторговую политику.
Зоны свободной торговли способствует
расширению внутри зональной торговли,
развитию инфраструктуры, преодолению
трудностей на рынке сбыта готовой продукции
и оказания услуг.
Зоны свободной торговли различаются
по нескольким параметрам:
1.количество стран участниц;
2.разный уровень экономического развития;
3. характер влияния на национальную
экономику;
4. продолжительность периода
перехода к свободной торговле;
5. роль политического фактора;
6. традиции, ценности, нормы регионального
интеграционного процесса.
«Свободная торговля — это торговля без
импортных тарифов и без количественных
ограничений, за исключением строго определенных
случаев, когда они могут вводиться» (экономист
Сергей Глазьев).
Промышленно-производственная
зона - часть национальной таможенной
территории, внутри которой налажено производство
конкретной промышленной продукции; при
этом инвесторам предоставляются различные
льготы.
Данная зона относится к зонам второго
поколения. Они возникли в результате
эволюции торговых зон, когда в них стали
ввозить капитал, раньше ввозили исключительно
товар; стали заниматься производительной
деятельностью, а не только торговлей.
Промышленно-производственные зоны создаются
на территории со специальным таможенным
режимом, где производится экспортная
или импортозамещающая продукция.
Технико-внедренческая зона - территория, выведенная за пределы
национальной таможенной территории,
внутри которой размещаются научно-исследовательские,
проектные, конструкторские бюро и организации.
Данная зона относится к зонам третьего
поколения. В основном они образуются
специально с государственной поддержкой
вокруг крупных центров. В них находятся
национальные и зарубежные исследовательские,
проектные, научно-производственные фирмы,
пользующиеся единой системой налоговых
и финансовых льгот. Наибольшее число технико-внедренческих
зон функционирует в США, Японии, Китае.
Туристско-рекреационная зона-территория,
на которой ведется туристско-рекреационная
деятельность — создание, реконструкция,
развитие объектов инфраструктуры туризма
и отдыха, развитие и оказание услуг в
сфере туризма.
Основными целями для создания данной
зоны является повышение конкурентоспособности
туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных
курортов, развитие деятельности по организации
лечения и профилактике заболеваний. В
туристско-рекреационных зонах может
осуществляться разработка месторождений
минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов.
ОЭЗ классифицируется так же по степени интеграции в экономике:
Классифицируется по системам льгот:
СЭЗ выступают как полигон постановки
и реализации новых перспективных задач
социально-экономической политики государства.
Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи,
которые решает государственная политика
зонирования в целях стимулирования эффективного
развития национальной экономики.
СЭЗ, создаваемы на территории российской
Федерации, должны:
Государственная политика зонирования
- это комплекс мер социального, экономического
и правового характера, направленных на
создание и эффективное функционирование
особых образований (зон) на территории
данной страны. Смысл государственной
политики зонирования состоит в четком
понимании роли и значения различных типов
СЭЗ для национальной хозяйственной системы
страны.
Основные цели государственной политики
зонирования в развивающихся странах:
Иные цели присутствуют в промышленно развитых странах:
Создание СЭЗ - не только эффективный стимул к ускорению и качественному совершенствованию различных сторон жизнедеятельности экономики и общества, но и весьма дорогой процесс. Так, по расчетам, 1 кв. км обустройства территории СЭЗ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в среднем обходится в 30-50 млн долл. США, а в Китае достигал даже 70 млн долл.
Глава 2. История создания Свободных экономических зон и функционирование в Российской федерации.
2.1 Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ.
Свободные экономические зоны
существуют во многих странах давно. В
последнее время подобные образования
стали создаваться в слаборазвитых странах
или регионах, нуждающихся в быстром экономическом
развитии, но которые отдалены от крупных
путей торговли.
Отметим следующие характерные черты
СЭЗ:
а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе: внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.; административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан. В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При зтом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено, согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.) В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Их возможная классификация приведена в приложении 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения - в приложении 2.
Информация о работе Развитие свободных экономических зон в России