Реформирование отношений собственности в переходной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Собственность как таковая появилась одновременно с человеческим обществом. С тех пор она существовала всегда, развиваясь вместе с обществом, принимая самые разнообразные формы: от первобытной до корпоративной. Во все времена практически все люди так или иначе, были включены в собственнические отношения.
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. Там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ....3
Глава 1. Экономическое и юридическое содержание отношений собственности:………………………………………………………………………..5
Экономическое содержание собственности;………………………5
Правовые аспекты собственности…………………………………10
Глава 2. Формы собственности и формы хозяйствования в России:………...13
2.1 Многообразие видов, форм собственности и форм хозяйствования в России;………………………………………………………………..13
2.2 Собственность и рынок……………………………………………..17
Глава 3. Трансформация отношений собственности в России в период перехода к рыночным отношениям:…………………………………………19
3.1 Разгосударствление собственности;………………………………..19
3.2 Приватизация собственности в России…………………………….21
Глава 4. Реформирование отношений собственности в переходной российской экономике в настоящее время…………………………...………..28
Заключение……………………………………………………….………………32
Литература……………………………………………………………… ……. ..33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.52 Кб (Скачать файл)

Приватизационный  чек – государственная ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.

На приватизационные чеки могут приобретаться объекты  приватизации, а также акции специальных  инвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

В июле 1991 года в России был принят закон о  приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 – 1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

С появлением ваучеров как особого  типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов – ЧИФ), не типичных для мировой практики. Важно раскрыть функции чековых инвестиционных фондов, состоящие: а) мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций; б) инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий; в) торговых операциях (спекуляции) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов входило аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составлял 500 тыс. руб.

На  начало 1994г. в России действовало  около 700 чековых инвестиционных фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти  три центра приходилось 46% всех чековых инвестиционных фондов.

Вторая  особенность отечественной приватизации состоит в том, что она существенно отличалась от других стран, где приватизация  реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находятся, как известно, в стадии становления. Поэтому приватизация предполагала адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагала реформирование экономики как на микро-, так и на макроуровне.

Две важнейшие особенности приватизационного  процесса в России определяют два этапа в его осуществлении. Первый этап закончился в июне 1994 г. Результатами этого периода приватизации в России оправданно считать следующие:

Положительные результаты 1 этапа:

  1. Разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России
  2. Впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволяющая передать в собственность десятки тысяч предприятий;
  3. Центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования.

Отрицательные результаты 1 этапа:

  1. Пока ещё рано говорить о формировании широкого слоя частных собственников;
  2. Недостаточно использован отраслевой подход;
  3. Отсутствует разделение и закрепление в отдельных законных малой и большой приватизации;
  4. Оценка стоимости государственного имущества;
  5. Не удалось в большом объеме привлечь иностранные инвестиции;
  6. Не были придуманы механизмы защиты от негативных воздействий.

Все это свидетельствует о том, что программа приватизации и механизм ее реализации нуждаются в корректировке.

С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ[4] начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный  или денежный.

В качестве первостепенных выделялись следующие  цели денежной приватизации: повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий; формирование широкого слоя собственников и содействие процессу образования стратегически частных собственников; привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и прав частных собственников.

Участниками денежной приватизации становятся крупные  инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Особое  внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся в аренде; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости. Цена устанавливается на основе арендной платы (для нежилых помещений в жилых домах - удвоенная арендная плата, для зданий и сооружений - утроенная).

Результативность  денежной приватизации во многом будет  зависеть от уровня инвестиционного спроса в стране. Главные проблемы российских предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой. Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно, такая привлекательность должна обеспечиваться. Кроме того, предприятиям надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи. А увеличение уставного фонда акционерных предприятий (как минимум до 10 млн. руб. вместо 500 тыс. руб.) возможно за счет новых выпусков акций и Эмиссии облигаций (для привлечения заемного капитала). Приватизированным предприятиям в этот период предстоит также осваивать новые финансовые инструменты — банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь, государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику в первую очередь с позиции налогообложения.

Таким образом, на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в экономику, должна реализоваться производственная, экономическая и финансовая адаптация приватизированных предприятий к рыночной среде.

Сегодня можно подвести итоги приватизации 90-х годов ушедшего века.

Прежде  всего необходимо отметить, что задуманная как демократическая приватизация через ваучеры (в интересах трудящихся) на деле была осуществлена.

Сегодня 20% населения России живут ниже или  около прожиточного минимума. Число бедняков, имеющих доход меньше прожиточного минимума, равно 24,5 млн. человек – 17,4% всего населения. Низкие темпы роста числа богатых мешают формированию среднего класса, хотя стандарты жизни нашего среднего класса значительно ниже, чем европейские. Абсолютное же большинство россиян относятся к малообеспеченным.

Чрезмерная  дифференциация в доходах (70% ВВП  находится в собственности 12 фамилий) доказывает, что приватизация не всегда ведет к росту эффективности экономики.

Демократический характер приватизации до сих пор не признается обществом, что порождает конфликты в бизнесе и политике.

Приватизация 90-х годов не создала широкий  слой частных собственников, так  как носила номенклатурный характер: раздел прав собственности произошел между администрацией предприятия и государственными чиновниками. В итоге хозяевами бывшей государственной собственности стали администрация предприятий, государственный аппарат, банки.

Правовая  база не соответствовала проводимой приватизации. Нарушение законодательства особенно проявилось в неправильной оценке стоимости государственных предприятий (ниже рыночной), в результате чего многие предприятия были проданы за бесценок. Не были отрегулированы законодательно и отношения между государственной и частной собственностью.

Острейшей в настоящее время является проблема природной ренты. В результате ваучерной приватизации и залоговых аукционов в России сложилась система, при которой недра, являющиеся государственной собственностью, служат для обогащения узкого круга лиц.

Осуществленная  приватизация позволяет сегодня  России извлечь определенный урок. В условиях рыночной системы приватизация имеет экономические и политические пределы, вытекающие из следующих факторов: 1) наличие убыточных и неспособных привлечь частный капитал, но важных для экономики страны отраслей, остающихся под контролем государства; 2) сохранение за государством возможности влияния в ведущих отраслях экономики, особенно если возникает угроза их перехода под контроль транснациональных корпораций; 3) наличие профсоюзного движения, борющегося против угрозы высвобождения работников и замены форм занятости.

 

 

 

 

 

Глава 4. Переходная российская экономика и реформирование отношений собственности в настоящее время.

Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) – это такая экономика, в отличие от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушаются и реформируются, а новая только формируется.

Особенности переходной экономики России можно кратко охарактеризовать следующим: 
• во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики — определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях. 
Россия вновь (как и после 1917г.) выступает первопроходцем, должна решать проблемы, не известные до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов; 
• во-вторых, российское общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.; 
• в-третьих, переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических условиях — условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. 
Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций; 
• в-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением».

Создание  экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс.

В связи с этим главные задачи переходной экономики России следующие: 
1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. 
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.). 
3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. 
4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д. 
5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики.

6.Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

В переходной экономике необходима структурная перестройка собственности. 
Мы уже знаем, что для рыночной экономики характерна следующая структура собственности: 
• ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала; 
• за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью; 
• существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Специфика перераспределения собственности  в российских условиях заключается в борьбе за контрольный (50% + одна голосующая акция) пакет, дающий право контроля всей собственности (по принципу—все, что меньше 50%, равно нулю, все, что больше, — 100). Как следствие, вторичный рынок кооперативных акций работает только на консолидацию пакетов. 
Характерным примером структурной перестройки собственности стало создание (по инициативе в основном коммерческих банков и с разрешения правительства) крупных ФПГ (финансово-промышленных групп). Это связано с процессом выведения значительной части госсобственности из-под непосредственного государственного управления при сохранении значительного государственного контроля. В течение последних двух лет правительством было создано 28 ФПГ, объединяющих 450 промышленных предприятий, банков, страховых компаний. На роль центрального звена ФПГ выдвигаются крупные коммерческие банки, которые рассматриваются в качестве структур, способных более эффективно (по сравнению с государством) управлять промышленными предприятиями, а также создавать в рамках альянса инвестиционную инфраструктуру.

Информация о работе Реформирование отношений собственности в переходной российской экономике