Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа
Собственность как таковая появилась одновременно с человеческим обществом. С тех пор она существовала всегда, развиваясь вместе с обществом, принимая самые разнообразные формы: от первобытной до корпоративной. Во все времена практически все люди так или иначе, были включены в собственнические отношения.
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. Там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности.
Введение……………………………………………………………………… ....3
Глава 1. Экономическое и юридическое содержание отношений собственности:………………………………………………………………………..5
Экономическое содержание собственности;………………………5
Правовые аспекты собственности…………………………………10
Глава 2. Формы собственности и формы хозяйствования в России:………...13
2.1 Многообразие видов, форм собственности и форм хозяйствования в России;………………………………………………………………..13
2.2 Собственность и рынок……………………………………………..17
Глава 3. Трансформация отношений собственности в России в период перехода к рыночным отношениям:…………………………………………19
3.1 Разгосударствление собственности;………………………………..19
3.2 Приватизация собственности в России…………………………….21
Глава 4. Реформирование отношений собственности в переходной российской экономике в настоящее время…………………………...………..28
Заключение……………………………………………………….………………32
Литература……………………………………………………………… ……. ..33
Приватизационный чек – государственная ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.
На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.
В июле 1991 года в России был принят закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 – 1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.
С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов – ЧИФ), не типичных для мировой практики. Важно раскрыть функции чековых инвестиционных фондов, состоящие: а) мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций; б) инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий; в) торговых операциях (спекуляции) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов входило аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составлял 500 тыс. руб.
На начало 1994г. в России действовало около 700 чековых инвестиционных фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти три центра приходилось 46% всех чековых инвестиционных фондов.
Вторая
особенность отечественной
Две
важнейшие особенности
Положительные результаты 1 этапа:
Отрицательные результаты 1 этапа:
Все это свидетельствует о том, что программа приватизации и механизм ее реализации нуждаются в корректировке.
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ[4] начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.
В качестве первостепенных выделялись следующие цели денежной приватизации: повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий; формирование широкого слоя собственников и содействие процессу образования стратегически частных собственников; привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и прав частных собственников.
Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся в аренде; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости. Цена устанавливается на основе арендной платы (для нежилых помещений в жилых домах - удвоенная арендная плата, для зданий и сооружений - утроенная).
Результативность денежной приватизации во многом будет зависеть от уровня инвестиционного спроса в стране. Главные проблемы российских предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой. Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно, такая привлекательность должна обеспечиваться. Кроме того, предприятиям надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи. А увеличение уставного фонда акционерных предприятий (как минимум до 10 млн. руб. вместо 500 тыс. руб.) возможно за счет новых выпусков акций и Эмиссии облигаций (для привлечения заемного капитала). Приватизированным предприятиям в этот период предстоит также осваивать новые финансовые инструменты — банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь, государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику в первую очередь с позиции налогообложения.
Таким образом, на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в экономику, должна реализоваться производственная, экономическая и финансовая адаптация приватизированных предприятий к рыночной среде.
Сегодня можно подвести итоги приватизации 90-х годов ушедшего века.
Прежде
всего необходимо отметить, что задуманная
как демократическая
Сегодня 20% населения России живут ниже или около прожиточного минимума. Число бедняков, имеющих доход меньше прожиточного минимума, равно 24,5 млн. человек – 17,4% всего населения. Низкие темпы роста числа богатых мешают формированию среднего класса, хотя стандарты жизни нашего среднего класса значительно ниже, чем европейские. Абсолютное же большинство россиян относятся к малообеспеченным.
Чрезмерная дифференциация в доходах (70% ВВП находится в собственности 12 фамилий) доказывает, что приватизация не всегда ведет к росту эффективности экономики.
Демократический характер приватизации до сих пор не признается обществом, что порождает конфликты в бизнесе и политике.
Приватизация 90-х годов не создала широкий слой частных собственников, так как носила номенклатурный характер: раздел прав собственности произошел между администрацией предприятия и государственными чиновниками. В итоге хозяевами бывшей государственной собственности стали администрация предприятий, государственный аппарат, банки.
Правовая база не соответствовала проводимой приватизации. Нарушение законодательства особенно проявилось в неправильной оценке стоимости государственных предприятий (ниже рыночной), в результате чего многие предприятия были проданы за бесценок. Не были отрегулированы законодательно и отношения между государственной и частной собственностью.
Острейшей в настоящее время является проблема природной ренты. В результате ваучерной приватизации и залоговых аукционов в России сложилась система, при которой недра, являющиеся государственной собственностью, служат для обогащения узкого круга лиц.
Осуществленная приватизация позволяет сегодня России извлечь определенный урок. В условиях рыночной системы приватизация имеет экономические и политические пределы, вытекающие из следующих факторов: 1) наличие убыточных и неспособных привлечь частный капитал, но важных для экономики страны отраслей, остающихся под контролем государства; 2) сохранение за государством возможности влияния в ведущих отраслях экономики, особенно если возникает угроза их перехода под контроль транснациональных корпораций; 3) наличие профсоюзного движения, борющегося против угрозы высвобождения работников и замены форм занятости.
Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) – это такая экономика, в отличие от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушаются и реформируются, а новая только формируется.
Особенности
переходной экономики России можно кратко
охарактеризовать следующим:
• во-первых, это историческая беспрецедентность
перехода, выступающего как переход к
современной рыночной экономике не от
традиционной, а от особой, существовавшей
в относительно небольшом числе стран
плановой экономики. «Социалистичность»
плановой экономики — определяющая характеристика
исходного состояния современных переходных
процессов в российском обществе. Сформировавшаяся
в течение десятилетий социалистическая
система ценностей и ориентации продолжает
проявляться в действии факторов не только
экономических (обусловливая трудности
и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих
особо важное значение в переходных состояниях.
Россия вновь (как и после 1917г.) выступает
первопроходцем, должна решать проблемы,
не известные до сего времени. Уникальность
российских проблем означает, что в их
решении нельзя полагаться на какие-либо
«конкретные модели», разработанные для
переходных процессов;
• во-вторых, российское общество сегодня
на пути реформаторского развития должно
осуществлять как бы и «возвратное» движение
к эффективному использованию рыночных
отношений со всеми их атрибутами, разнообразию
форм собственности, развитию предпринимательской
деятельности и т.д.;
• в-третьих, переходный процесс в России
происходит в конце XX в. в особых исторических
условиях — условиях развернувшихся глобальных
переходных процессов.
Глобальные переходные процессы в мире
не могут не влиять на экономику России,
содержание переходных процессов, их конечные
ориентиры. В этом смысле переходная российская
экономика представляет собой переплетение
уникальных локальных и определенных
общечеловеческих тенденций;
• в-четвертых, Россия в территориально-географическом
и социально-экономическом аспектах занимает
особое место: служит своеобразным мостом,
соединяющим восточную и западную цивилизации,
воплощая известное единство их культур.
Российский менталитет был проникнут
данным «раздвоением».
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс.
В связи с этим главные задачи переходной
экономики России следующие:
1. Либерализация экономики — это система
мер, направленных на отмену или резкое
сокращение запретов и ограничений, а
также государственного контроля во всех
сферах хозяйственной жизни.
2. Демонополизация экономики и создание
конкурентной среды, предполагающие создание
равных возможностей и условий для деловой
активности всех экономических агентов
(обеспечение доступа на рынок иностранных
конкурентов, поощрение малого бизнеса
и снижение барьеров для проникновения
в отрасль и т.д.).
3. Структурные преобразования, направленные
в первую очередь на устранение или смягчение
унаследованной от прежней системы диспропорций
в отраслевой структуре народного хозяйства
и отдельных его отраслей.
4. Макроэкономическая стабилизация (в
основном финансрвая), требующая подавления
инфляции, ограничения денежной эмиссии,
минимизации госбюджета и т.д.
5. Формирование сильной системы социальной
защиты населения, которая направлена
на переход к адресной социальной поддержке
наиболее нуждающихся слоев населения
и должна облегчить части населения приспособиться
к условиям рыночной экономики.
6.Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
В переходной экономике необходима структурная
перестройка собственности.
Мы уже знаем, что для рыночной экономики
характерна следующая структура собственности:
• ведущая роль принадлежит крупным акционерным
компаниям с достаточно высокой концентрацией
капитала;
• за ними следует большое количество
средних и мелких хозяйств с акционерной
или частной собственностью;
• существенная роль в большинстве индустриальных
стран принадлежит государственной и
муниципальной собственности, особенно
в тех секторах экономики, которые не могут
руководствоваться чисто коммерческой
деятельностью.
Специфика перераспределения
Характерным примером структурной перестройки
собственности стало создание (по инициативе
в основном коммерческих банков и с разрешения
правительства) крупных ФПГ (финансово-промышленных
групп). Это связано с процессом выведения
значительной части госсобственности
из-под непосредственного государственного
управления при сохранении значительного
государственного контроля. В течение
последних двух лет правительством было
создано 28 ФПГ, объединяющих 450 промышленных
предприятий, банков, страховых компаний.
На роль центрального звена ФПГ выдвигаются
крупные коммерческие банки, которые рассматриваются
в качестве структур, способных более
эффективно (по сравнению с государством)
управлять промышленными предприятиями,
а также создавать в рамках альянса инвестиционную
инфраструктуру.
Информация о работе Реформирование отношений собственности в переходной российской экономике