Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:26, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания
ВВЕДЕНИЕ
1.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1.Понятие и нормативно-правовая основа
1.2.Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий
1.3.Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. История и перспективы развития системы регулирования
2.2. Регулирование естественных монополий
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
- издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Сами органы регулирования деятельности естественных монополий строят свою работу в обстановке широкой гласности. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что касается решений по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.
За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях» виновные несут различную юридическую ответственность.
Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права.
Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.
Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
- завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, - в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
- неисполнение решения
- представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений – в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;
- непредставление органу
- непредставление в срок по
требованию органа
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
- неисполнение в срок решения
соответствующего органа регули
- непредставление документов
Административная ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной власти и местного самоуправления – из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в доход федерального бюджета. Взыскание штрафов с государственных органов нередко означало бы «перекачку» денег из федерального бюджета в федеральный же бюджет.
Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате чего было принято неправильное решение.
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1 История и перспективы
В последнее время в России были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. В августе 1995г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования на федеральном уровне.
В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
Применение экономического регулирования необходимо для: - обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
- стимулирования предприятий к
сокращению издержек и
- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
- создания условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и. т. д.
В советской экономике все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий.
В 1994г. правительство стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях. Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все остальное ценообразование свободным рыночным процессам.
К 1995г. была сформирована только одна система регулирующих органов. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992г. для регулирования тарифов на электроэнергию. Регулирование других естественных монополий осуществлялось соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.
Однако даже в электроэнергетике до 1995г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества.
С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате быстро росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции.
В 1994-1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики (см. табл. 1). Они приблизились к уровню мировых цен, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители начали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.
Табл.1 Цены (тарифы) в отраслях естественных монополий.
Декабрь 1994 г. |
Август 1995 г. |
Август 1995 г. к декабрю 1994 г. |
Декабрь 1994г. к декабрю 1993г. | |
Газ, цена за тыс. куб. м, руб. Электроэнергия, руб. (средний тариф за кВт*ч) Железнодорожн. тариф Курс рубля к доллару Потребит.цены |
73770
81,5
3249 |
240550
260,4
4405 |
3,26
3,19
2,71
1,35 1,.96 |
3,4
2,7
4,2
2,6 3,24 |
Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемой продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата заметно превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями (табл. 2).
Таблица2. Среднемесячная заработная плата работников
по отраслям экономики (тыс. руб.)
1994г. |
Январь-август 1995г. |
Август 1995г. |
Выплаты социального характера на одного работника в месяц в январе-августе 1995г. | |
По народному хозяйству в целом в том числе: в промышленности в том числе: электроэнергетика топливная в том числе: нефтедобывающая нефтеперерабатывающая газовая угольная черная металлургия легкая на транспорте в жилищно-коммунальном хозяйстве в аппарате органов управления |
216,6
229,2
440,6 501,1
552,1 424,4 937,9 460,8 250,9 119,1 337,1
242,0 280,4 |
412,4
490,2
852,4 1058,2
1242,2 911,7 1634,5 900,1 537,6 223,9 662,9
441,1 439,7 |
520,6
629,0
1043,5 1372,1
1757,9 1029,3 1968,7 1090,4 701,1 285,5 862,4
549,8 506,1 |
64,8
71,2
110,9 122,8
122,1 303,2 346,1 51,2 139,4 43,7 48,9
62,1 119,9 |
Информация о работе Регулирование ценовой политики естественных монополий