Регулирование ценовой политики естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1.Понятие и нормативно-правовая основа
1.2.Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий
1.3.Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. История и перспективы развития системы регулирования
2.2. Регулирование естественных монополий
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине “Экономическая теория” Тема- “Есте.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Преобладающим методом тарифной политики в перспективе должен стать метод стимулирующего регулирования – регулирование верхнего предела тарифа, который стимулирует повышение эффективности, сдерживает рост издержек производства, упрощает процесс регулирования тарифа (т. к. рассчитывается по определенной формуле). В противном случае рост тарифов, формируемых с помощью получившего распространение метода затратного регулирования (на основе издержек), будет неизбежным и усилит регионализацию национального рынка.

Также необходимо ввести долевую правовую ответственность естественных монополий за деятельность предприятий и организаций, юридически не являющихся ее подразделениями, но вовлеченных в сферу ее производственных интересов на территории данного субъекта Федерации (предприятия, входящие в производственно – технологическую цепочку естественно-монополистического производства, например службы на местах, которые осуществляют трансформацию энергии высокого напряжения и доводят ее до конечного потребления; либо предприятия, осуществляющие оперативное управление инфраструктурой естественной монополии, например, перевозчик по Северному морскому пути и др.), в том случае, если в результате этой деятельности наносится ущерб природно- экономическим ресурсам региона.

Региональные власти не должны использовать «живые» бюджетные деньги для решения проблем неплатежей, возникающих вокруг и при участии предприятий естественных монополий. Речь может идти только о взаимозачетах по реальной рыночной стоимости товаров. Тем самым и региональными властями, и корпорациями естественных монополий будет оказываться реальная поддержка отечественным производителям - немонополистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жилинский С. Э. «Предпринимательское  право».

2. Клеин Н. И., Фонарева  Н. Е. «Конкурентное право Российской  Федерации».

3. Львов Д. С. «Экономика развития».

4.Самуэльсон П. "Экономикс"

5. «Институциональные и микроэкономические  проблемы Российской экономики в 1995г.» Журнал «Общество и Экономика» 1996г. №5.

6. «Естественные монополии в  России: история и перспективы  развития системы регулирования»  Дж. Вильсон,  В. Цапелик Журнал  «Вопросы экономики» 1995 №11

7. «Проблемы взаимодействия естественных монополий с регионами» И. Домина. Журнал «Экономист» 1999г. №11.

8. «Регулирование естественных  монополий» В. Е. Цапелик Журнал  «Общество и экономика» 1996г. №8

9. "Пути преодоления монополизма  в общественном производстве" Ясин Е., Цапелик В. Журнал "Плановое хозяйство" 1996 г. №1 

10. "Государственная и естественная  монополии"

Тотьев К. Журнал "Закон" 1995 г. №4

 

 

 

 


Информация о работе Регулирование ценовой политики естественных монополий