Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введе-ние………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок труда: сущность, основные функции, современные тенденции раз-вития…………………………………………………………………………………….4
1.1 Рынок труда: занятость, безработица и экономические цик-лы………………..4
1.2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда…………10
Глава 2.Особенности состояния и регулирования рынка тру в Российской Федера-ции……………………………………………………………………………………...12
2.1. Политика занятости и регулирования рынка тру-да……………………………12
2.2. Инструменты государственного регулирования……………………………….20
2.3. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Фе-дерации………………………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………27
Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован на создание организационно – правовых условий для проведения политики создания и сохранения рабочих мест. Второй этап (1998-2000 годы) – на конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых программ создания рабочих мест.
В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка общей потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.
Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства составляла, по оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до 67,0 миллионов. Основными факторами роста занятости будет возрастающая потребность в занятом населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В региональном разрезе положительная динамика показателя потребности в рабочих местах характерна для всех экономических районов (в особенности Северо - Кавказского и Уральского, где данное обстоятельство обусловлено относительно высоким демографическим приростом трудоспособного населения), кроме Дальневосточного.
Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является разработка нового инструмента реализации программ – так называемой Генеральной схемы создания рабочих мест.
В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти субъектов РФ[16. с.86].
Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и на региональных уровнях. В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и экономического рабочего места.
Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих целях соответствующим набором орудий труда.
Однако для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий – в первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.
Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического рабочего места, возможность продуктивной(общественно полезной и оплачиваемой) занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый уровень дохода.
ЭРМ – это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода (зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).
В контексте
всего вышеизложенного
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда. Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы “Структурная перестройка и экономический рост”, “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов”, “Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы”, “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы” и других документах. Однако ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система рабочих мест деградирует в количественных и качественных отношениях, безработица растёт, возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других возложенных на них задач ограничены по сравнению с первой половиной 90-х годов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен осуществлять такое регулирование, стоит достаточно остро.
Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы [19.с.62].
Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России – придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.
Вопрос номер два – формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.
Государственное
регулирование рынка труда
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда[6. с.281].
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики.
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп.
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.
На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.
В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.[2.с.152]
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней [20.с.30].
2.2. Инструменты
государственного
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика[5. с.47].
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей[2. с.87].
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:
во-первых, удовлетворение
профессионально-экономических