Регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок труда: сущность, основные функции, современные тенденции раз-вития…………………………………………………………………………………….4
1.1 Рынок труда: занятость, безработица и экономические цик-лы………………..4
1.2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда…………10
Глава 2.Особенности состояния и регулирования рынка тру в Российской Федера-ции……………………………………………………………………………………...12
2.1. Политика занятости и регулирования рынка тру-да……………………………12
2.2. Инструменты государственного регулирования……………………………….20
2.3. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Фе-дерации………………………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсач по макрухе.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда  еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда.

 

2.3. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации

В России прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда. Это означает формирование такой системы экономических отношений между работодателями и работниками, при которой занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.

Происходящие экономические  реформы закономерно порождают  спад производства и безработицу. Однако, такой взгляд на рынок труда был бы слишком упрощенным. На самом деле на него воздействует более сложный комплекс факторов, среди которых можно выделить 3 блока: природно-ресурсные; демографические; социально-экономические.

Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью  природными ресурсами и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность полностью удовлетворять серьезные потребности своих предприятий и тем самым положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся возможности экономики[12. с.69].

Действие второго фактора  в настоящее время проявляется  довольно слабо, поскольку заметных изменений численности трудоспособного  населения за последние годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные подвижки в составе населения  обещает во второй половине 90-х годов некоторое увеличение численности трудоспособного населения. В России существуют собственные локальные зоны “демографического взрыва”; где темпы прироста населения десятилетиями превышают темпы создания рабочих мест - Это, главным образом, национальные республики Северного Кавказа.

Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране; ситуация в сфере доходов.

Важная роль в этом процессе принадлежит государству, основным рычагом усиления влияния  которого в регулировании рынка  труда становится активная социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта: доходы и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ, политика занятости пробуксовывает. На самом деле это важнейшая экономическая проблема, неразрывно связанная с инвестиционной политикой и структурными изменениями[10. с.87].

В то же время реформирование социальной сферы невозможно осуществить  без параллельной реформы системы доходов. Низкий уровень цены рабочей силы и заработной платы не способен выполнять присущие им воспроизводственные функции. Такая заработная плата превратилась в форму социального пособия, разрушающую экономику.

Изучение институциональных  факторов рынка труда традиционно  сопутствовало сменявшим друг друга макроэкономическим доктринам. Впрочем, всегда находились специалисты, которые считали институциональные факторы - несовершенство законодательства, структур собственности, соотношений между крупными, средними и малыми предприятиями, организацию самого рынка труда главными причинами возникающих проблем и диспропорций, в том числе безработицы. В России крупнейшей институциональной перестройкой последних лет стала приватизация. Доля занятых в частном секторе, согласно Госкомстату РФ, в 1992-1997гг. увеличилась с 15,3% до 54,4% от общей численности занятых в экономике. Обсуждение большинства политических, социальных, экономических, юридических аспектов приватизации не входит в задачи настоящей работы - кроме одного. Насколько правомерно предположение о том, что приватизация должна вызвать массовую безработицу? Теоретическая модель гипотезы о существенном и негативном влиянии приватизации на занятость достаточно проста: в результате приватизации предприятий должны повышаться организованность их работы, эффективность труда и вследствие этих причин должен снижаться спрос на труд. Данная модель была бы приемлема для жестко структурированного насыщенного рынка с ограниченным уровнем спроса на все виды товаров в России, несмотря на ограничения спроса, возникшие в результате инфляции и других кризисных факторов, рынки многих товаров не полностью насыщены. Поэтому потенциально меньше приватизированные предприятия могут расширять сбыт продукции и спрос на труд. Не реализуются  указанные возможности в результате общего кризиса, в равной степени препятствующего нормальной деятельности как частных, так и государственных предприятий[12. с.194].

В последнее время  в российской экономике все отчетливее проявляется такая тенденция, как  незаинтересованность предприятий  в улучшении качественного состава  работающих. Такое улучшение считается задачей будущего и поэтому уходит на второй план. На первом же месте стоит проблема выживаемости, самосохранения.

Серьезное влияние на рынок труда на всех уровнях оказывает  подготовка и переподготовка кадров. Требует своего разрешения обострившееся в последнее время противоречие между формальным и реальным образованием. Рынок труда и подготовка учебными заведениями специалистов не имеют почти никакой взаимосвязи. В то же время современное предприятие ставит перед выпускником учебного заведения, нанимаемым на работу, вопрос: что конкретно он умеет делать?

Это предполагает наличие  у него определенного опыта работы. Опыт работы по специальности до получения  диплома накопить трудно. Студент  еще с младших курсов вынужден устраиваться на работу, очень редко соответствующую его будущей специальности, лишь ради заработка. Причем работать приходится зачастую в дневное время, когда идут занятия, т.е., он работает за счет учебы. Компенсировать упущенное он пытается уже после получения диплома, ценой немалых затрат времени и денег, на многочисленных курсах, порой сомнительной репутации[3. с.39].

Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций  в экономике в целом и на рынке труда, в частности, может привести к перспективе увеличения масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не говоря о других негативных факторах.

Поэтому необходима дальнейшая дифференциация политики занятости. В  частности, на республиканском уровне могут быть приняты специальные  программы (конверсия, беженцы и др.). Для большинства территориальных единиц, входящих в состав республики  могут быть использованы типовые решения.

 

Заключение

Современный рынок труда  в России, и в нашей республике обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение  получила неполная занятость, вынужденные  отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие  средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять  особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996.
  2. Л.П. Кураков/Экономическая Теория/ Учебное пособие, Москва 1999 г.
  3. Программа занятости населения РФ на 1998г.
  4. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг.
  5. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление.1996.-№5.
  6. Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях. /Вопросы статистики. 1997.-№10.
  7. Безработица, напряженность возрастает./Экономика и жизнь, 1997.-№18
  8. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. Человек и труд. 1993.-№1.
  9. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 1994.-№1.
  10. Гильденгерш М.Г.Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 1995.
  11. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 1996.-№1
  12. Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,1993.-№12
  13. Дьянов А.Я. Методические аспекты исследования рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям..-Уфа, БГУ.-1997.
  14. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 1998.-№2.
  15. Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 1993.-№3.
  16. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. Общество и экономика. 1997. -№78.
  17. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда./Человек и труд. 1998.-№1.
  18. Кейнс Д.М. Общая теория занятости. /Вопросы экономики.1997.-№5.
  19. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными./ Человек и труд.- М.,1996, №5
  20. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. / Челябинск, 1994 - 91 с.
  21. Куприянова З.В. Социально-экономические условия и качество рабочей силы. / Общ-во и эк-ка - 1995 №10-11, с.89-100
  22. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М.Пресс-сервис.1994.
  23. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику .-М. Высшая школа. 1994.
  24. Сейфуллаев Б.М. Особенности формирования российской модели рынка труда в переходный период./ Общество и экономика. 1997.-№78.
  25. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда./Вопросы экономики. 1997.-№2
  26. Четвернина Т., Лакушина Л. Напряженность на российском рынке и механизмы ее преодоления. Вопросы экономики.1998.-№2
  27. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике./ Вопросы экономики.1991.-№11.
  28. Шишкин А.Р. Экономическая теория.М. "Владос",1996.
  29. Шарашников Б.М. Рынок и занятость./Соц. аспект-М.:Луч,1995- 125с.
  30. Экономическое развитие России в 1997г./Вопросы экономики.1998.-№3.
  31. Юдина Т.И., Белова В.Л. Безработица. Макроэкономика; Учебн. пособие для направлений 521500 - “Менеджмент”, 521600 - “Экономика”. /Моск.гос.академич. печати.-М.,1995

 

 

 




Информация о работе Регулирование рынка труда