Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:40, реферат
Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в будущем неблагоприятных ситуаций и последствий реализации логистических решений, порождает риски, измеряемые величиной возможного ущерба или выигрыша, связанных с будущим событием. Укрупненно риски подразделяются на две группы: внутренние и внешние (по сущности и содержанию они являются противоположными).
Внутренние риски в большей своей части находятся в зависимости от финансово-хозяйственной деятельности организаций, действующих в составе ЛС. Управленческий персонал организации может активно влиять на внутренние риски, поэтому они называются управляемыми.
Иногда применяется аккредитив «с красной оговоркой», предусматривающий выдачу исполняющим банком экспортеру авансов до определенной суммы. Аванс обычно используется бенефициаром для закупки товаров, предназначенных на экспорт.
Фактически часть суммы
аккредитива идет на оплату не отгруженного
товара. Банки выдают авансы против
представления экспортером «
В качестве способа исполнения обязательств по контракту используется также резервный (гарантийный) аккредитив. Он открывается как в пользу экспортера, так и в пользу импортера. Резервный аккредитив может использоваться аналогично документарному, а также для дополнительного обеспечения платежей в пользу экспортера при расчетах в форме инкассо или банковского перевода. В то же время резервный аккредитив может быть обеспечением возврата ранее выплаченного импортером аванса или выплаты штрафов и неустоек в пользу импортера при ненадлежащем исполнении экспортером условий контракта. Платежи по резервному аккредитиву совершаются банками на основе заявлений бенефициара о том, что приказодатель по резервному аккредитиву не выполнил своих обязательств. При этом банки не проверяют достоверность такого заявления, т.е. совершают платеж безусловно. Таким образом, резервный аккредитив можно рассматривать как гарантию обеспечения платежа в том случае, если приказодатель по резервному аккредитиву не выполнил своих обязательств по контракту.
Использование в расчетах аккредитива наиболее выгодно продавцу, который получает безусловную гарантию платежа до начала отгрузки товара. Однако для продавца аккредитив является наиболее сложной формой расчетов: получение платежа с аккредитива связано с точным соблюдением его условий, правильным оформлением и своевременным представлением в банк документов, указанных в аккредитиве. Недостатком аккредитивной формы расчетов является сложный документооборот и задержки в движении документов, связанные с контролем документов в банках и их пересылкой между банками. А также и то, что аккредитив является относительно дорогой формой расчетов.
Таким образом, аккредитивная форма платежа дает поставщику существенные гарантии оплаты, так как товары поставляются после получения извещения об открытии аккредитивного счета, что свидетельствует о платежеспособности заказчика. Она используется при относительно сильных позициях продавца по отношению к покупателю, когда покупатель имеет большой интерес к товарам поставщика. В международных сделках эта форма регламентируется «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов», разработанными Международной торговой палатой.
Инкассо представляет собой поручение
продавца своему банку на получение от
покупателя (непосредственно или через
другой банк) определенной суммы или подтверждения
(акцепт), что эта сумма будет выплачена
в установленный срок против товарнораспорядительной
документации. Инкассо используется в
расчетах как при условиях платежа наличными,
так и с использованием коммерческого
кредита.
По сравнению с документарным аккредитивом
при расчетах по инкассо в большей степени
учитываются интересы покупателя. При
этом банк по поручению продавца (экспортера)
берет на себя обязательство вручить покупателю
(импортеру) товаро-распорядительные документы,
подтверждающие право собственности на
поставляемый товар, взамен на встречное
выполнение покупателем условий
инкассо – осуществление платежа или
подписание акцептного векселя. В
этой операции также участвуют, как правило,
четыре стороны: покупатель (плательщик),
банк покупателя (инкассирующий банк),
продавец (доверитель), банк продавца (банк-ремитент).
Однако, в отличие от аккредитива при расчетах
по инкассо, банки
не несут ответственности за платежи покупателя,
поэтому, с точки зрения продавца, такая
форма платежа является более рискованной,
чем аккредитив.
Различают два основных вида расчетов по инкассо:
* документы против акцепта
(d / a – documents against acceptance),
т.е. условие о выдаче покупателю товарораспорядительных
документов после акцепта (подписания)
векселя, подтверждающего согласие покупателя
оплатить данный товар в установленный
срок;
* документы против платежа (d / p – documents
against payment), т.е. условие о выдаче покупателю
товарораспорядительных документов только
при оплате суммы инкассового счета.
В международных торговых сделках
расчеты по инкассо регламентируются
«Унифицированными правилами по инкассо»,
разработанными Международной торговой
палатой.
Соглашение об осуществлении расчетов по инкассо целесообразно только в том случае, если между продавцом и покупателем сложились доверительные отношения, так как покупатель (импортер) может отказаться от поставленного товара, вследствие чего у продавца (экспортера) могут возникнуть проблемы с дальнейшей реализации товара и возмещением понесенных затрат, связанных с транспортировкой и выполнением контракта. Поэтому платежеспособность покупателя и его намерение оплатить данный товар не должны подлежать сомнению. Кроме того, должна быть стабильной экономическая и политическая ситуация в стране-импортере, чтобы не нужно было бы учитывать риски из-за возможного введения ограничений на импорт товаров, валютных ограничений или моратория на оплату.
Инкассовая форма расчетов выгодна как для банков, так и для сторон по сделке. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости аккумулировать денежные средства, как при аккредитивной форме расчетов. Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы. Продавец получает гарантию того, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока не будет произведен платеж. Негативная сторона данной формы расчетов состоит в том, что к моменту получения документов банком покупателя, покупатель может оказаться неплатежеспособным и продавец понесет дополнительные расходы при продаже товара другому покупателю.
Для учета факторов неопределенности
и риска при определении
* проверка проекта на устойчивость;
* корректировка соответствующих элементов;
* формализация процессов неопределенности.
Проверка проекта
на устойчивость предусматривает разработку
сценариев реализации проекта в условиях
наиболее вероятных будущих событий. При
этом не учитывается влияние факторов
риска на норму дисконта. Устойчивость
проекта будет иметь место только тогда,
когда во всех рассмотренных ситуациях
соблюдены интересы всех участников.
Устойчивость проекта к
изменениям условий реализации может
определяться показателями предельного
уровня объемов производства, цен производимой
продукции и других параметров.Одним из
важных показателей такого вида является точка
безубыточности.
Неопределенность и риски при реализации логистических проектов, могут учитываться путем корректировки параметров проекта и используемых в расчетах экономических нормативов и замены проектных величин ожидаемыми. Для этого величина сроков увеличивается на среднюю величину возможных задержек, учитываются среднее увеличение стоимости проекта, запаздывание платежей, несвоевременная поставка сырья и материалов, санкции за нарушение договорных обязательств и т.д.
Одним из наиболее точных, но и наиболее сложных с технической точки зрения является метод формализованного описания неопределенности. Он включает описание всего множества условий реализации проекта, включая затраты и результаты, а также показатели эффективности. Для этого метода характерно определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации, т.е. основных показателей ожидаемой эффективности.
При оценке эффективности инвестиционных проектов создания ЛС необходимо учитывать такой фактор, как инфляция. Инфляция представляет собой процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике и повышением цен на отдельные виды ресурсов (продукцию, логистические услуги, труд, материальные ресурсы и т.д.). Инфляционные процессы учитывают, когда выполняют расчеты эффективности проектов в постоянных (базисных) ценах и текущих (прогнозных) ценах. В этом случае для определения коэффициента дисконтирования используется реальная и номинальная ставка процента.
На показатели эффективности проектов ЛС в основном оказывают влияние неоднородность инфляции по видам продукции и ресурсов, а также превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты. Во всех случаях инфляция влияет на изменение запасов и задолженностей, она способствует завышению налогов в результате отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды; а также на изменение условий займов и кредитов.
Уточненная оценка эффективности
проектов должна учитывать динамику
изменения нескольких видов показателей:
* скорости роста или падения общего уровня
цен;
* цен на продукцию на внутреннем и внешнем
рынке;
* прямых издержек;
* уровня заработной платы;
* цен на ресурсы;
* общих и административных издержек;
* затраты на организацию продаж;
* банковского процента.
В целях правильной
оценки результатов проекта следует рассчитать
потоки затрат и результатов в прогнозных
(текущих) ценах, а при определении интегральных
показателей переходить к расчетным ценам,
т.е. учитывающим общую инфляцию.
Расчет цен ресурса j в момент t = tn (заданных
базисных цен) к ценам того же ресурса
в конце шага t (прогнозным
ценам) осуществляется по формуле:
Участие в составе ЛС различных
организаций, находящихся в разных странах,
вынуждает обращать внимание на технологию
международных валютных и трансфертных
операций.
Сфера международных налоговых
и валютно-финансовых операций организаций,
входящих в ЛС, касается взаимоотношений
с официальными органами собственных
и иностранных государств. Для ЛС эта сфера
становится особенно актуальной (в том
числе при поиске оптимальных налоговых
и финансовых схем), так как фирмы могут
нести неоправданные потери, связанные
с политическими и валютными рисками,
двойным налогообложением доходов, инфляцией
и излишними административными затратами.
По времени
реализации валютных сделок различают
курсы спот и форвард. Курсом спот (spot – наличный,
который рассчитывается немедленно) называется
курс валюты, установленный на момент
заключения сделки при условии обмена
валютами банками-контрагентами на второй
рабочий день со дня заключения сделки.
Курс форвард (forward – заранее,
авнсом) характеризует ожидаемую стоимость
валюты через определенный период времени
и представляет собой цену, по которой
данная валюта продается или покупается
при условии ее поставки на определенную
дату в будущем.
Форвардная сделка по покупке валюты, котируемой с премией, позволяет застраховаться от роста ее курса выше зафиксированного в контракте. Если же сложившийся рыночный курс на момент окончания срока сделки будет менее зафиксированного в контракте, их разница будет характеризовать дополнительные затраты при покупке валюты.
Валютным свопом (swap – обмен) называют валютную операцию, при которой осуществляется наличная (на условиях спот) покупка (продажа) валюты А в обмен на валюту В с одновременной продажей (покупкой) такой же суммы валюты А в обмен на валюту В на срок (на условиях форвард). Поскольку при этом валютная позиция по сделке спот закрывается, валютный своп позволяет хеджировать (страховать) валютный риск.
Валютный опцион дает право его покупателю (держателю) купить или продать определенное количество одной валюты в обмен на другую по зафиксированному в контракте курсу на определенную дату в будущем (европейский опцион) или в течение определенного периода (американский опцион).
Если в момент
окончания срока европейского
опциона или в течение срока американского
опциона курс покупаемой (продаваемой)
валюты будет более выгодным, его держатель
может отказаться от реализации опциона
и купить (продать) валюту по этому более
выгодному курсу. При покупке опциона
его продавцу выплачивается премия.
Опционные контракты могут покупаться
и продаваться на бирже или вне биржи.
Биржевые опционные контракты являются
стандартными и заключаются на определенную
сумму покупаемой (поставляемой) валюты.
При инвестировании капитала возможны:
конвертация средств в другую валюту,
размещение полученных средств на рынках
финансовых инструментов этой валюты
на некоторый срок и обратная конвертация
средств, полученных от такого инвестирования,
в исходную валюту.
Эффективность инвестирования с конвертацией в другую валюту определяется доходностью инвестиций в этой валюте и изменением ее курса в течение срока инвестирования.
Если иностранная валюта
необходима фирме в будущем, например,
для оплаты фирмой-импортером закупленных
товаров, реализуемых за национальную
валюту, для страхования
* занять на требуемый срок национальную
валюту;
* купить необходимую иностранную валюту
по курсу спот;
* разместить купленную иностранную валюту
на депозит на требуемый срок.
Такая операция называется операцией
«занять-конвертировать спот – инвестировать».
Информация о работе Риски в логистических системах и способы их снижения