Роль банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью кредита в рыночной экономике, деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Знание законов и функций кредита обеспечивает грамотное ориентирование в финансово-кредитной области.

Содержание работы

Введение
3
1 БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА КРЕДИТА
5
1.1 Сущность и необходимость банковского кредита
5
1.2 Особенности банковского кредита и его классификация
7
1.3 Структура банковского кредита
11
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РК 13
2.1 Современные тенденции банковского кредитования
13
2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса
18
2.3 Развитие потребительского кредитования
20
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
24
Заключение
30
Список использованных источников
32

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PRIMER_PRAVIL_NAYa.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

 

В итоге чистая прибыль банков по итогам отчетного периода составила 34  млрд. тенге. Наибольшую прибыль за рассматриваемые периоды банковский сектор Казахстана показал в 2007г. в размере 0,22 трлн. тенге, в этом же году наблюдается самый максимальный прирост по всем показателям за рассматриваемые периоды. Однако за достаточно короткий период времени в течение 2008г. снижение показателей рентабельности произошло в более чем 20 раз до 0,01 трлн. тенге, что было обусловлено главным образом влиянием финансового кризиса.

 

 

Диаграмма 3. Активы, обязательства и собственный капитал:

 

Несмотря  на присутствие иностранных банков, банковский сектор Казахстана отличается высокой степенью концентрации. В стране доминируют пять крупных банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «БТА Банк», АО «Банк ЦентрКредит» и АО «АТФ Банк», которые занимают  65,3% всего рынка.  Практически такую же долю данные банки посредством своих дочерних и аффилированных структур контролируют в пенсионном, страховом и лизинговом рынках. Стоит отметить, что значительное влияние на конкурентоспособность казахстанских банков оказывает наличие банков с иностранным участием, так как их преимуществом является передача инновационных технологий от материнских банков в области  автоматизации и реинжиниринга бизнес-процессов. Более того, данные банки имеют доступ к более дешевым источникам фондирования (капитал материнских банков) и, соответственно, оказывают давление на снижение стоимости кредитных продуктов на казахстанском рынке.

На  долю банков с активами, не  превышающими 1 трлн. тенге, приходится не более  42,3% активов от общего объема активов  банковского сектора страны. Их число, по состоянию на 01.01.2012 г., составляет 34, или 89% от общего количества банков. Соответственно подавляющая часть активов сосредоточена в пяти крупнейших банках, размер активов которых превышает 1 трлн. Тенге( диаграмма 2)

 

 

Диаграмма 2. Структура банков по размеру активов по состоянию на 01.01.2012год:

 

После незначительного снижения объема кредитования в 2010 году (на 0,7%), в 2011 году кредитная активность  существенно возросла. Объем кредитов банков экономике увеличился в 2011 году на 15,7% и достиг 8 781,4 млрд. тенге (59,3 млрд. долл. США). В  сегменте кредитного рынка, что, в свою очередь, обеспечило рост удельного веса тенговых кредитов вобщем объеме с 57,7% до 64,7%.

Продолжающееся  второй год подряд снижение валютного  кредитования обусловлено мерами государства по минимизации рисков в данном сегменте, которые реализуются посредством ужесточения требований к банкам, выдающим валютные кредиты заемщикам, не имеющим валютной выручки либо зарегистрированным на территории оффшорных зон, а также снижением интереса к валютным кредитам после девальвации тенге.

В итоге, кредиты в иностранной  валюте за 2011 год снизились на 3,4% до 3 099,7 млрд. тенге, тогда как в  национальной валюте  –  повысились на 29,6% до 5 681,6 млрд. тенге( рис.1):

 

 

Долгосрочное кредитование в 2011 году повысилось на 11,6% до 7 086,9 млрд. тенге, краткосрочное  –  выросло на  36,5% до 1 694,5 млрд. тенге. Соответственно, удельный вес  долгосрочных кредитов понизился за год с 83,6% до 80,7%.

Кредитование субъектов малого предпринимательства в 2011 году понизилось на 3,1% до 1 341,4 млрд. тенге, что составляет 15,3% от общего объема кредитов экономике. В отраслевой разбивке наиболее значительная сумма кредитов банков экономике приходится на торговлю – 20,8%, строительство – 14,9%, промышленность – 12,0%, сельское хозяйство – 3,8%.

Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам  физическим лицам, выданным в национальной валюте, в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года повысилась с 20,3% до 20,4%, по кредитам юридическим лицам – снизилась с 12,9% до 10,8%(рис 2):

 

 

 

 

2.2 Кредитование малого и среднего  бизнеса

 

Осознавая важность и необходимость развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в  Казахстане, ежегодно Президент в своих Посланиях делает особый акцент на создании благоприятных и привлекательных условий для усиления позиций отечественных предпринимателей. Не стало исключением и Послание 2012 года, в котором Нурсултан Назарбаев отметил положительные результаты реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020», а также поставил последующие цели и направления, в которых необходимо продолжить работу.

В Казахстане по итогам ушедшего года 2,7 млн. человек, или 31,8%, были заняты в  деятельности МСБ, однако вклад в  общий объем выпуска продукции  и услуг остается сравнительно небольшим. За два десятилетия независимости Казахстана экономика страны продолжает развиваться преимущественно «сырьевым» путем, а темпы роста определяются мировыми ценами на экспортируемое сырье. В условиях усиливающейся конкуренции и долгосрочной цели Казахстана войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира необходимо ускорить процесс диверсификации экономики и развивать стратегически важные ее отрасли. Здесь большая роль должна уделяться сектору МСБ.

В Казахстане на сегодня для укрепления позиций отечественных предприятий была принята крупномасштабная Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2014 годы, в рамках которой реализуется программа «Дорожная карта бизнеса-2020». Основной задачей данного механизма является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Особый упор сделан на поддержку наиболее актуальных бизнес-инициатив и экспортоориентированных производств, оздоровление предпринимательского сектора. Программа предусматривает частичное гарантирование и субсидирование процентной ставки по кредитам банков для реализации новых и уже существующих проектов, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисную поддержку ведения бизнеса, подготовку кадров, организацию молодежной практики и социальных рабочих мест. Эти меры особенно необходимы в свете вступления Казахстана в Таможенный союз и создания Единого экономического пространства. Необходимо отметить, что на сегодня в стране имеются благоприятные условия для развития МСБ, а принятые реформы и программы имеют определенный успех. В ежегодном аналитическом отчете Всемирного банка Doing Business в 2012 году Казахстан из 183 стран поднялся на 11 позиций вверх – с 58-го на 4-е место, что свидетельствует о большей привлекательности страны для создания и ведения бизнеса. Более того, сравнивая позиции с соседними государствами, видно значительное преимущество Казахстана в сфере совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Также немаловажным аспектом развития отечественного бизнеса является благоприятный налоговый климат Казахстана (13-е место), который в сравнении с другими постсоветскими странами признается более мягким и привлекательным. К примеру, НДС в Казахстане на сегодня составляет 12%, в России – 18%, а в Беларуси – 20%. Улучшение налогового климата имеет особое значение в условиях ТС и ЕЭП. Еще одним положительным примером может послужить относительно низкая процентная ставка на прибыль предприятий среднего бизнеса, которая составляет 28,6%, в то время как в странах ОЭСР данный показатель равен 42,7%. 

Несмотря на значимые достижения по созданию привлекательной бизнес-среды, Казахстану как молодому и развивающемуся государству следует и дальше продолжить работу в этих направлениях.В частности, необходимо усилить диверсификацию предприятий МСБ за счет создания стимулирующих условий в виде предоставления финансовой помощи по примеру развитых стран мира. Низкая отраслевая диверсификация предприятий МСБ создает определенную угрозу экономике Казахстана в долгосрочной перспективе. Отраслевая структура показывает, что наибольший удельный вес на сегодня имеют предприятия, функционирующие в сфере торговли, – 41,5%, что также подтверждается высокой долей кредитования БВУ этого сектора – 30,9%. В этой ситуации предоставление налоговых преференций и льготного финансирования приоритетным отраслям экономики будут наиболее эффективными «рычагами» воздействия государства. Не менее актуальным вопросом для многих субъектов МСБ является ограниченный доступ к финансовым ресурсам, связанный с недостаточной эффективностью распределения выделяемых средств. Одной из основных причин является нежелание коммерческих банков, которые непосредственно рассматривают заявки на кредитование, участвовать в высоко рискованных и плохо продуманных бизнес-проектах, а также отсутствие у заемщиков залоговой базы. В связи с этим следовало бы рассмотреть возможность создания отдельного специализированного финансового института (банка), который будет заниматься вопросами выдачи кредитов и рассмотрением проектов исключительно предприятий малого и среднего бизнеса, в связи с отсутствием на сегодня реальной альтернативы банковскому кредитованию. Создание специализированного государственного института позволит сконцентрировать больше внимания на финансировании предприятий МСБ и позволит увеличить эффективность и скорость распределения денежных средств.

Помимо этого, принятия мер требует  ситуация в сфере административных барьеров, вопросов коррупции, недобросовестной конкуренции. Политика снижения административного бремени должна иметь системный и стратегический характер. Для чего следует налаживать связь с предпринимателями, чтобы в первую очередь учитывать их пожелания и мнения относительно предлагаемых реформ. Проведение совместных мероприятий представителями власти и предпринимателями, где последние смогут озвучить свои проблемы и оценить эффективность принимаемых мер, а также эффективность деятельности ответственных органов, должно носить систематический характер, к примеру, раз в полгода, и получать широкое освещение в прессе. Результаты данных встреч должны быть обязательно учтены в последующих планах и программах развития. Вместе с тем нужно наладить работу аналитических структур фонда «Даму» с привлечением представителей МСБ для постоянного мониторинга и анализа состояния бизнес-климата Казахстана и его проблем.  На сегодня государству следует уделить внимание проблеме обеспечения МСБ профессионально-техническими кадрами, в связи с чем требуются меры по реорганизации и улучшению системы профессионально-технического образования, которая могла бы отвечать потребностям работодателей. Для налаживания тесного сотрудничества между отраслевыми промышленными союзами и образовательными учреждениями с целью выработки единых профессиональных стандартов, повышения уровня подготовки молодых специалистов и дальнейшего их трудоустройства. 

 

 

2.3 Развитие потребительского  кредитования

 

Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным кредитованием  и кредитованием малого бизнеса  является одним из приоритетных направлений  Стратегии развития банковского  сектора РК. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор программ кредитования. Сюда можно включить кредиты на приобретение жилья, на покупку автомобиля, на ремонт квартиры, на образование, на оплату туристических и медицинских услуг, на покупку мебели, бытовой техники, офисного оборудования. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Казахстанский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.

По состоянию на 1 января 2012 года функционировало 38  банков  и 14 организаций, имеющих лицензию на осуществление отдельных видов банковских операций, в том числе 4 ипотечные организации.

Кредиты банков:

 

За 2011 год активы банковского сектора  увеличились на 786,4 млрд. тенге или на 6,5% и по состоянию на 1 января 2012 года составили 12 817,9 млрд. тенге

 

 

По состоянию на 1 января 2012 года кредитный портфель банковского  сектора составил 10 472,8 млрд. тенге, увеличившись с начала 2011 года на 15,5% или на 1 406,8 млрд. тенге. Вместе с тем,  следует отметить, что увеличение кредитного портфеля носит номинальный характер и связано с приведением системы бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги во вспомогательном бухгалтерском учете в соответствие с требованиями МСФО, в том числе,  в части формирования провизий (резервов).  Так, займы, списанные за счет ранее сформированных провизий по требованию

Комитета финансового надзора, но числящиеся в финансовой отчетности, составленной по требованиям МСФО, были восстановлены на балансовую стоимость в системе бухгалтерского учета.

Состояние кредитного портфеля банков второго уровня по состоянию на 01.11.2012представлено на рисунке3:

 

 

По состоянию на 1 января 2012 года провизии, сформированные в соответствии с требованиями  Комитета финансового надзора, по кредитному портфелю банковского сектора составили 3 365,7 млрд. тенге, или 32,1% от совокупного кредитного портфеля.

Доля сомнительных займов в кредитном  портфеле снизилась с 53,6% до 52,3%, доля безнадежных займов выросла на 2 процентных пункта и составила 22,0% на конец 2011 года. Доля стандартных займов снизилась с 26,4% до 25,7%.В течение  2011  года неработающие займы увеличились на 716,5 млрд. тенге или на 24,3%, составив по состоянию на 1 января 2012 года 3 670,9 млрд. тенге (35,1% от совокупного кредитного портфеля  банков  против 32,6% на начало 2011 года). Займы, по которым имеется просроченная задолженность по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше 90 дней, по состоянию на 1 января 2012 года составили 3 225,6 млрд. тенге, а их доля в совокупном кредитном портфеле  банков  составила 30,8% против 23,8% на начало 2011 года.

Обязательства  банков  за  2011  год увеличились на 799,5 млрд. тенге  или на 7,5% и составили по состоянию  на 1 января 2012 года 11 514,6 млрд. тенге.

Рис.4: Изменение спроса на кредитные  ресурсы на рынке потребительского кредитования.

        По итогам 4-го квартала 2011 года в сегменте  розничного кредитования тенденция  роста спроса со стороны населения  сохранилась. Доля банков-респондентов, заявивших об увеличении спроса на ипотечные продукты в начале 2012 года, составила 12%. Однако около 87% банков прогнозируют оставить кредитную политику без изменения и всего 100% банков говорят о некотором смягчении кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

В Казахстане с обретением государственной  независимости в 1993 году была фактически заново построена двухуровневая  кредитная система. В соответствии с этим неизмеримо повысилась роль Национального банка.

Проводимая им денежно-кредитная  политика учитывала экономические  реалии последних лет и была адекватна  им. Одно из самых существенных достижений этой политики - остановка гиперинфляции, а как свидетельствует мировой  опыт, стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и, тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости населения страны.

На современном этапе развития кредитная система Республики Казахстан находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для ее успешного функционирования, уже осуществлены.

Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволят населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта. С моей точки зрения, необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные отношения с населением.

Информация о работе Роль банков