Роль банковской системы в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обуславливается тем, что интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. Цель курсовой работы – проанализировать банковскую систему и деятельность Центрального банка в период кризиса. Объектом исследования выступает банковская система Российской Федерации. Исходя из цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития банков;
- рассмотреть сущность и основные тенденции, формирования современной банковской системы России;
- выявить условия функционирования центрального и коммерческих банков;
- рассмотреть принципы денежно-кредитной политики;
- проследить динамику банковской системы, по данным ставки рефинансирования и нормам банковских резервов за 2002-2010 год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 3
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ…………………………… 5
1.1. Понятие и сущность банка как экономической категории ........5
1.2. История возникновения банков………………………………… .8
1.3. Формирование современной банковской системы России…….13
2. ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ… . .. 23
2.1. Центральный банк…………………………………………… … 23
2.2. Коммерческие банки…………………………………………….. 26
2.3. Проблемы и перспективы развития банковской системы в
Российской экономике.……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………… 32
Список используемой литературы…………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовой роль банковской системы в экономике России.docx

— 310.93 Кб (Скачать файл)

 

1.2.2. Децентрализация  денежного хозяйства, расширение  его основы и форм.

 

Для постепенной ликвидации монополии храмов по осуществлению денежных операций древние государства начали проводить с VII в. до н.э. самостоятельную чеканку металлической монеты. Стандартизация и монетизация денежного обращения стали прерогативой государств. Чеканка денег способствовала развитию торговых отношений между странами. Концентрация денежных средств облегчалась вследствие более удобных форм хранения и накопления. Внутренние и внешние экономические связи государств начинают приобретать более стабильный и устойчивый характер. Денежный оборот создает основу для дальнейшей разработки различных форм и методов ускорения торгового и платежного оборотов.

Вавилонские торговые дома Эгиби и Мурашу (VII-V в. до н.э.) славились разнообразием выполняемых ими операций: комиссионные операции по купле-продаже; выдача ссуд под расписку и залог; продажи и платежи за счет клиентов; участие в торговых делах в качестве финансирующего дело вкладчика; посредничество (как советника или доверенного лица) при составлении разного рода актов и сделок. Торговые дома осуществляли собственно коммерческие операции, а денежные как бы их опосредовали. Они имели постоянный доход с расчетных и ссудных операций, но он не пускался в оборот, а вкладывался в недвижимость и рабов. Постоянное взвешивание металлических слитков серебра с государственным клеймом сдерживало объемы кредитных операций. Одновременно с появлением частных кредиторов в лице торговых домов и отдельных лиц, занимавшихся коммерческой деятельностью, действуют государственные торговые агенты - на Древнем Востоке их называли тамкарами. В документах они не назывались по личному имени, очевидно, функция здесь была важнее личности. Формируя оптовый характер определенным видам торговли, тамкары усиливали свое влияние внесением денежных вкладов и созданием депозитного сбора, являвшимся страховым фондом торговой общины. Важной операцией подобных торговых общин стала продажа и купля денег в виде металлических слитков, торговля ими в других государствах. Всю зарождавшуюся торгово-обменную деятельность в основном выполняли рабы. Платившие оброк, действуя самостоятельно, на свой страх и риск. они были более выгодны государству и торговым домам. Таким образом, развитие рабства и закрепление за рабами денежных операций (сохранных, кассовых, учетных, расчетных, обменных. кредитных, депозитных, в рамках отдельных государств, храмов, торговых домов обеспечили совершенствование посредничества в платежах, стимулировали рост денежных накоплений и их концентрацию стали основой зарождения банков.

 

1.2.3. Особенности  зарождения банков на Руси.

 

На РУСИ с начала XIII в. в результате активной торговли с немецкими городами определились основные центры денежных операций – Новгород и Псков. Монастыри и церкви служили местом существования торговых домов. Иваньковская община (по уставу Новгородской церкви св. Иоанна на Опоках) занималась денежными операциями (формирование собственного капитала за счет вступительных взносов купечества, прием вкладов и выдача ссуд, получение привилегий в пользовании доходов). Первоначально деньги (товарные и металлические) не оформлялись при предоставлении ссуды заложенным имуществом. Постепенно начинают распространяться залоговые отношения. Русь усвоила основные положения византийского государственного права, приняла их организацию денежных операций (стремление государства охранять монополию в этих вопросах, регламентация операций и размера допустимых процентов). Право на занятие подобным промыслом сдавалось на откуп. Псковское ссудное право оформляло кредитные сделки на особых «досках». В денежный оборот вводились долговые обязательства – простые векселя. По основному правовому документу - Русской Правде - регламентировалась охрана и порядок обеспечения имущественных интересов кредитора, порядок взимания долга, виды несостоятельности.

На протяжении XIII-XVI вв. выполнение денежных операций было локализовано сокращением международной торговли, отсутствием поддержки со стороны князей и их городов, пытавшихся привить традиции мусульманского кредитного дела (ссуда выступала как подарок, использование процента строго запрещалось). Высокая ставка ссудного процента ростовщиков не стимулировала зарождение денежного хозяйства.

В течение нескольких веков европейские страны привносили в зарождение банковского дела новые традиции, обусловленные национальными особенностями экономического развития, уровнем товарно-денежных и кредитных отношений.

 

    1. Формирование современной банковской системы России.

 

 

Можно выделить следующие особенности построения современной банковской системы России.

1. Первый  этап реформирования банковской  системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. Однако дальнейшие события показали, что в 1988-1995 гг. перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной части. Коренное же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1998 г. прекратили свое существование не только ряд мелких, но и отдельные крупные банки.

В 1995-1998 гг. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых. За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 банковских лицензий.

2. Общая  численность банков в России  в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

3. Законодательные  основы функционирования современной  банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.

В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковском законодательстве определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.

27 декабря 2003г  был принят находится такой важный для дальнейшего развития банковской практики закон, как Федеральный закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», а Федеральный закон «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций» вступил в силу в марте 1999 г.

Таким образом, современная практика развития банковской системы, ранее названные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

 

Денежно-кредитная политика РФ.

 

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Цели денежно-кредитной политики. Ее конечные цели формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста.

Разработка денежно-кредитной политики. Ее осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:

• ставки процента по операциям Банка России;

•  нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

•  операции на открытом рынке;

•  рефинансирование кредитных организаций;

•  валютные интервенции;

• установление ориентиров роста денежной массы,

• прямые количественные ограничения;

•эмиссия облигаций от своего имени.

Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Обязательные резервы — это доля средств кредитных организаций, которую они обязаны хранить на депозитах в Банке России и которую использует ЦБ РФ как средство контроля за объемом банковских депозитов и совокупной денежной массы. На сегодня это один из действенных инструментов денежно-кредитной политики Банка России, используемых для регулирования общей ликвидности банковской системы. Размер (норматив) обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России.

Динамику изменения нормативов обязательных резервов можно проследить по составленной таблице.

Таблица 1. Динамика изменения нормативов обязательных резервов.

 

Как видно из приведенных данных, Банк России регулирует размеры обязательных резервов с учетом потребности кредитных организаций в ликвидности. Так, в условиях кризиса произошло снижение нормативов с действовавших осенью 2008 года 8,5% до уровня 0,5%, что в общей сложности обеспечило банкам высвобождение более 350 млрд рублей.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику.

Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования, тем самым увеличивается количество денег в обращении, увеличиваются доходы – это способствует росту экономики. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Информация о работе Роль банковской системы в экономике России