Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и методологических основ бизнес-планирования.
В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологических аспекты бизнес- планирования на предприятии;
- провести анализ структуры и содержания основных разделов бизнес-плана
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль бизнес-плана в современных условиях…………………………………4
2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана………………………6
3. Структура и характеристика разделов бизнес-плана……………………….10
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль бизнес-плана в современных условиях…………………………………4
2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана………………………6
3. Структура и характеристика разделов бизнес-плана……………………….10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В современных условиях возможность компании выстоять в конкурентной борьбе и повысить эффективность своей деятельности зависит от ее способности вовремя реагировать на изменение окружающей обстановки (политической, экономической, социальной, экологической), принимать адекватные действия по устранению негативных факторов и усилению своих позиций, а также при возникновении угроз. С этой целью в компаниях разрабатываются планы стратегического развития, охватывающие все направления деятельности.
Бизнес-планирование имеет непосредственное отношение к деятельности предприятия, важность которого заключается, прежде всего, в направленности на поиск оптимального ответа на вопрос: каким образом можно совершенствовать деятельность предприятия, результаты экономической деятельности предприятия берутся за основу составлении бизнес плана, включающего в себя план производства, организационный и финансовый план.
Целью данной работы является анализ теоретических и методологических основ бизнес-планирования.
В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологических аспекты бизнес- планирования на предприятии;
- провести анализ структуры и содержания основных разделов бизнес-плана
Объектом исследования научно-практической работы является бизнес-план и бизнес-планирование.
В качестве предмета исследования в работе выступают теоретические основы процесса разработки типового бизнес-плана предприятия.
На основе проведенного анализа сделаны выводы и подведены основные итоги.
1. Роль бизнес-плана в современных условиях
Бизнес-план появился в России в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к нему с прохладцей, многие поначалу не обратили на него внимание, другие, обратив, не придали должного значения. Придерживались привычных технико-экономических обоснований.
В настоящее же время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.
Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса, как показано на рисунке ниже:
Каково текущее состояние бизнеса?
Каково желаемое состояние?
Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?
Рисунок 1- Контуры бизнес-плана
При этом следует учесть, что бизнес-план не является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом.
2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана
Составление и практическая реализация плана – это непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- задает направление развития организации;
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития организации). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и от предлагаемой идеи придется отказаться.
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (организация); планировать процесс перехода от одного состояния в другое.
Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет).
Организация составления бизнес-плана представлена на рис. 3 ниже.
1 – принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта;
2 – анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта;
3 – выбор изделия или услуги, производство которого(ой) будет являться целью проекта;
4 – исследование рынка;
5 – составление прогноза объемов сбыта;
6 – выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;
7 – разработка плана производства;
8 – разработка плана маркетинга;
9 – разработка организационного плана;
10 – разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;
11 – решение вопросов организации бухгалтерского учета;
12 – решение вопросов страхования;
13 – разработка финансового плана;
14 – написание резюме к финансовому плану.
В настоящее время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна организация не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана.
Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:
1. Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?
2. Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени украинский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное технико-экономическое обоснование, которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше украинских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для принятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита.
3. Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того, как украинский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии).
4. Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.
5. Бизнес-план для заключения крупного контракта.
6. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.
7. Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.
8. Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития.
3. Структура и характеристика разделов бизнес-плана
Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого организации.
Примерная структура типового бизнес-плана представлена в таблице ниже.
Таблица 1- Структура бизнес-плана
1. Краткое изложение проекта (резюме): название и адрес организации; учредители; суть и цель проекта; стоимость проекта; потребность в финансах. 2. Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции развития отрасли; направление и задачи деятельности проекта. 3. Существо предлагаемого проекта: продукция (услуги или работы); технология; лицензии; патентные права. 4. Анализ рынка: потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке. 5. План маркетинга: цены; ценовая политика; каналы сбыта; реклама; прогноз новой продукции. | 6. Производственный план: производственный процесс; производственные помещения; оборудование; источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров; субподрядчики. 7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах, владельцах организации; сведения о руководящем составе; организационная структура. 8. Степень риска: слабые стороны организации; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии. 9. Финансовый план: план доходов и расходов; план денежный поступлений и выплат; балансовый план; точка безубыточности. 10. Приложения: копии контрактов, лицензии и т.п.; копии документов, из которых взяты исходные данные; прейскуранты поставщиков. |
Информация о работе Роль бизнес-плана в современных условиях