Роль бизнес-плана в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ теоретических и методологических основ бизнес-планирования.
В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологических аспекты бизнес- планирования на предприятии;
- провести анализ структуры и содержания основных разделов бизнес-плана

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Роль бизнес-плана в современных условиях…………………………………4

2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана………………………6

3. Структура и характеристика разделов бизнес-плана……………………….10

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

теоретические основы разработки бизнес-плана.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Роль бизнес-плана в современных условиях…………………………………4

 

2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана………………………6

 

3. Структура и характеристика разделов бизнес-плана……………………….10

 

Заключение……………………………………………………………………….29

 

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях возможность компании выстоять в конкурентной борьбе и повысить эффективность своей деятельности зависит от ее способности вовремя реагировать на изменение окружающей обстановки (политической, экономической, социальной, экологической), принимать адекватные действия по устранению негативных факторов и усилению своих позиций, а также при возникновении угроз. С этой целью в компаниях разрабатываются планы стратегического развития, охватывающие все направления деятельности.

Бизнес-планирование имеет непосредственное отношение к деятельности предприятия, важность которого заключается, прежде всего, в направленности на поиск оптимального ответа на вопрос: каким образом можно совершенствовать деятельность предприятия, результаты экономической деятельности предприятия берутся за основу составлении бизнес плана, включающего в себя план производства, организационный и финансовый план.

   Целью данной работы является анализ теоретических и методологических основ бизнес-планирования.

         В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

         - рассмотреть теоретико-методологических аспекты бизнес- планирования на предприятии;

        - провести анализ структуры и содержания основных разделов бизнес-плана

Объектом исследования научно-практической работы является бизнес-план и бизнес-планирование.

В качестве предмета исследования в работе выступают теоретические основы процесса разработки типового бизнес-плана предприятия.

На основе проведенного анализа сделаны выводы и подведены основные итоги.

1. Роль бизнес-плана в современных условиях

 

Бизнес-план появился в России в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к нему с прохладцей, многие поначалу не обратили на него внимание, другие, обратив, не придали должного значения. Придерживались привычных технико-экономических обоснований.

В настоящее же время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.

Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.

Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса, как показано на рисунке ниже:

      Каково текущее состояние бизнеса?

      Каково желаемое состояние?

      Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?

 

Рисунок 1- Контуры бизнес-плана

 

         При этом следует учесть, что бизнес-план не является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана

 

Составление и практическая реализация плана – это  непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2-  Схема составления и реализации плана

 

        Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

        - дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

        - задает направление развития организации;

        - служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

        Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития организации). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и от предлагаемой идеи придется отказаться.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (организация); планировать процесс перехода от одного состояния в другое.

Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет).

Организация составления бизнес-плана представлена на рис. 3 ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3- Схема процесса составления бизнес-плана

1 – принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта;

2 – анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта;

3 – выбор изделия или услуги, производство которого(ой) будет являться целью проекта;

4 – исследование рынка;

          5 – составление прогноза объемов сбыта;

6 – выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;

7 – разработка плана производства;

8 – разработка плана маркетинга;

9 – разработка организационного плана;

10 – разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;

11 – решение вопросов организации бухгалтерского учета;

12 – решение вопросов страхования;

13 – разработка финансового плана;

14 – написание резюме к финансовому плану.

В настоящее  время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна организация не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана.

Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:

1. Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?

2. Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени украинский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное технико-экономическое обоснование, которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше украинских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для принятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита.

3. Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того, как украинский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии).

4. Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.

5. Бизнес-план для заключения крупного контракта.

6. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.

7. Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

8. Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура и характеристика разделов бизнес-плана

 

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого организации.

Примерная структура типового бизнес-плана представлена в таблице ниже.

Таблица 1- Структура бизнес-плана

1.                  Краткое изложение проекта (резюме):

                    название и адрес организации;

                    учредители;

                    суть и цель проекта;

                    стоимость проекта;

                    потребность в финансах.

2.                  Анализ положения дел в отрасли:

                    текущая ситуация и тенденции развития отрасли;

                    направление и задачи деятельности проекта.

3.                  Существо предлагаемого проекта:

                    продукция (услуги или работы);

                    технология;

                    лицензии;

                    патентные права.

4.                  Анализ рынка:

                    потенциальные потребители продукции;

                    потенциальные конкуренты;

                    размер рынка и его рост;

                    оценочная доля на рынке.

5.                  План маркетинга:

                    цены;

                    ценовая политика;

                    каналы сбыта;

                    реклама;

                    прогноз новой продукции.

6.         Производственный план:

           производственный процесс;

           производственные помещения;

           оборудование;

           источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров;

           субподрядчики.

7.         Организационный план:

           форма собственности;

           сведения о партнерах, владельцах организации;

           сведения о руководящем составе;

           организационная структура.

8.         Степень риска:

           слабые стороны организации;

           вероятность появления новых технологий;

           альтернативные стратегии.

9.         Финансовый план:

           план доходов и расходов;

           план денежный поступлений и выплат;

           балансовый план;

           точка безубыточности.

10.     Приложения:

           копии контрактов, лицензии и т.п.;

           копии документов, из которых взяты исходные данные;

прейскуранты поставщиков.

Информация о работе Роль бизнес-плана в современных условиях