Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике России трудно переоценить, особенно сегодня, в период кризиса, когда особенно необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения.
Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального Банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________
ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ И ПРИРОДА КРЕДИТОВ______5
История создания банковской системы_____________________________5
Структура современной банковской системы России_________________9
Сущность, функции и формы современного кредита_________________14
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ______________________________________________________________22
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики________________________22
2.2 Типы денежно-кредитной политики и ее особенности на современной этапе____________________________________________________________30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________38
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Учетную ставку на Западе в частности применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский центробанк повышал учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагалось, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент. Правда, евро все равно продолжал падать. А вот Алан Гринспен, повышая ставку, не скрывал, что это может привести к подорожанию доллара. Прямо такая задача, конечно, не провозглашалась. Но доллар действительно дорожал, прежде всего, по отношению к евро.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной [5, с 105].
Наряду с экономическими
методами, посредством которых
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
2.2 Типы денежно-кредитной политики и ее особенности на современном этапе
Денежно-кредитная политика
ЦБ РФ представляет собой совокупность
государственных мероприятий, регламентирующих
деятельность денежно-кредитной системы
с целью регулирования
В зависимости от состояния
хозяйственной конъюнктуры
Рестрикционная денежно-
Экспансионистская денежно-кредитная
политика характеризуется, как правило,
расширением масштабов
Денежно-кредитная политика
как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметь
либо тотальный, либо селективный характер.
При тотальной денежно-
К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой - препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами [9, с.189].
Основные направления
единой государственной денежно-
- обострения налогово-бюджетных
проблем, связанных с низким
уровнем собираемости налогов,
увеличения задолженности по
заработной плате и социальным
выплатам, роста расходов по
- роста взаимных неплатежей
и фактического банкротства
- ухудшением состояния
платежного баланса,
- ухудшением ситуации
на мировых финансовых рынках,
выразившимся в оттоке
Цели денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу определены исходя из экономической политики, направленной на ограничение спада ВВП, сдерживание инфляции и стабилизацию социально-экономического положения в стране. Разработка целей денежно-кредитной политики опирается на определенные основные макроэкономические индикаторы: динамику реального ВВП, объем промышленной продукции, индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, уровень безработицы и динамику дефицита Федерального бюджета.
Нерешенность проблем с налоговой дисциплиной и эффективным налоговым законодательством ведет к сокращению доходов бюджета и ограничивает возможности государства по финансированию инвестиционных программ. В связи с предполагаемым переходом на международную методологию учета доходов бюджета и источников финансирования его дефицита предлагается учитывать в составе последних доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от реализации государственных запасов. Прогнозируется изменить структуру налоговых доходов федерального бюджета в направлении увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, а также возрастания прямых налогов и снижения доли косвенных, что обусловлено внесенными в налоговое законодательство изменениями. Прогнозируются также изменения в расходах по обслуживанию государственного долга: предполагается, что при увеличении удельного веса суммы расходов Федерального бюджета доля внутреннего долга сократится, а внешнего возрастет.
Но причиной того, что российская экономика так и не вышла на траекторию устойчивого экономического роста, явился не дефицит бюджета и не нехватка его доходов, а кризис самой банковской системы. Оздоровление банковской системы - основное условие проведения эффективной денежно-кредитной политики. Кризисные события показали всю сложность прогнозирования объемов рублевой денежной массы в условиях сложившейся экономической неопределенности. Долларизация российской экономики делает особо важным использование в денежно-кредитной политике не только закономерностей изменения динамики рублевых активов экономических агентов, но и движения их валютных счетов. Поэтому, исходя из прогноза платежного баланса, можно предположить, что внешний сектор сыграет важную роль в процессе формирования денежного предложения. В условиях сохранения уровня цен на экспортные товары и осуществления действенных мер валютного регулирования и валютного контроля можно ожидать увеличения положительного сальдо счета по текущим операциям платежного баланса России. Это создаст основу для увеличения валютных резервов Центрального банка и окажет влияние на параметры прироста денежной массы, а также уменьшит потребности правительства в заемных средствах.
Стратегия денежно-кредитной политики на ближайшие годы заключается в постепенном выходе на траекторию экономического роста при разумно низкой инфляции. Стимулирующими условиями для реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах. Конечной целью денежно-кредитной политики будет сдерживание роста инфляции при ограничении спада в экономике. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет способствовать поддержанию реальных доходов населения и ограничению роста безработицы. Важно обеспечить положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволит также наращивать валютные резервы и погашать долги.1
Важным фактором достижения стратегических целей денежно-кредитной политики является выход в перспективе на низкий положительный уровень реальных процентных ставок в экономике, что будет стимулировать спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора, а также экономический рост. Однако в рыночных условиях Центральный банк не может напрямую влиять на ставки по кредитам конечным заемщикам, это косвенное влияние опосредовано финансовыми рынками. Достижение этой цели осложняется дестабилизацией практически всех финансовых рынков. Поэтому восстановление последних и обеспечение их меньшей зависимости от движения иностранного капитала позволит получить большую степень маневренности в регулировании процентных ставок [7, с. 81].
Новым элементом денежно-кредитной политики может быть увеличение в денежном предложении доли кредитования банками предприятий, поскольку Центральный банк будет увеличивать кредиты, предоставляемые банкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Монетарные факторы играют существенную роль в развитии современной мировой экономики. Многое при этом зависит от эффективности денежно-кредитной политики. К сожалению, денежно-кредитная политика, проводимая сегодня в нашей стране, недостаточно эффективна и нуждается в серьезной модернизации.
Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования. Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.
Информация о работе Роль центрального банка в денежно-кредитной политике государства