Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования всегда была одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, который неизменно на протяжении сотен лет вызывал споры среди политиков и экономистов различных направлений. Еще в 15 веке были созданы и научно обоснованы первые представления о роли государства в экономике. За этот продолжительный период возникло множество концепций, которые предусматривали возможности как полного саморегулирования рынка, так и тотального государственного контроля над ним. В начале 21 века и особенно в условиях кризиса 2008-2009 гг. данный вопрос приобрел особую актуальность.

Содержание работы

I.Введение............................................................................................................3
II Основная часть..........................................................................................4
1. Взаимодействие государства и экономики: структурный подход..................4
2.Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий................................................................................................................5
2.1. Меркантилизм............................................................................................5
2.2. Классическая теория невмешательства в экономику………………..…..6
2.3Марксизм......................................................................................................7
2.4.Неоклассическая школа………………………………………………….…8
2.4.1. Теория экономики предложения……………………………………… .8
2.4.2. Монетаристский подход…………………………………………..……..9
2.5.Кейнсианство…………………………………………………………..…….9
2.6. Некоторые неолибералистские учения……………………………………11
III.Заключение………………………………………………………………..17
IV. Список использованной литературы…………………………………18

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

I.Введение............................................................................................................3

II Основная часть..........................................................................................4

1. Взаимодействие государства и экономики: структурный подход..................4

2.Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий................................................................................................................5

2.1. Меркантилизм............................................................................................5

2.2. Классическая теория невмешательства в  экономику………………..…..6

2.3Марксизм......................................................................................................7

2.4.Неоклассическая  школа………………………………………………….…8

2.4.1. Теория  экономики предложения……………………………………… .8  

2.4.2. Монетаристский подход…………………………………………..……..9

2.5.Кейнсианство…………………………………………………………..…….9

2.6. Некоторые неолибералистские учения……………………………………11

     III.Заключение………………………………………………………………..17

     IV. Список использованной литературы…………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопрос о  целях, границах и возможностях государства  в области регулирования экономики  – один из центральных и в экономической  теории, и в реальной хозяйственной  практике. Различные социально-экономические  теории – кейнсианство, монетаризм – используются в качестве базы для обоснования характера степени  государственного влияния в экономике.

Проблема соотношения  рыночных сил и государственного регулирования всегда была одним  из принципиальных вопросов рыночной экономики, который неизменно на протяжении сотен лет вызывал  споры среди политиков и экономистов  различных направлений. Еще в 15 веке были созданы и научно обоснованы первые представления о роли государства  в экономике. За этот продолжительный  период возникло множество концепций, которые предусматривали возможности как полного саморегулирования рынка, так и тотального государственного контроля над ним. В начале 21 века и особенно в условиях кризиса 2008-2009 гг. данный вопрос приобрел особую актуальность.

 

1.Взаимодействие государства и экономики: структурный подход

 

Обычно, когда  говорят о значении государства  в экономике, имеют в виду взаимодействие государства и рынка как двух взаимозаменяемых способов координации  отношений между экономическими агентами и их группами: «провалы рынка» могут быть компенсированы «успехами  государства» и, наоборот, «неэффективность государства» (например, как собственника) может быть преодолена с помощью  «эффективных рыночных механизмов».

Государство обеспечивает достижение своих целей  и использует собственные возможности  посредством федеральных, региональных и муниципальных органов, должностных  лиц (чиновников), представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Экономика реализуется в микроэкономическом плане в деятельности хозяйствующих  субъектов, в мезоэкономическом – в развитии и взаимодействии комплексов, отраслей, регионов, в макроэкономическом – в динамике объемов ВВП, производства, уровней цен, занятости и т.п.

Государство – это «общенациональный политический орган, законодательно регулирующий волевые  отношения между гражданами, их общественными  организациями и социальными  группами, занимающими определённое положение в системе производства и присвоения материальных благ». Прежде всего, государство обеспечивает правопорядок в рыночном хозяйстве. Правовая деятельность государства всегда тесно переплеталась с экономикой и определялась её характером. В круговой модели рыночной экономики государство является в ней центральным структурным звеном, вокруг которого совершается процесс товарно-денежного обращения и кругооборот капитала общества.

Развитие  страны во многом определяется соотношением указанных сил. Каждая из двух подсистем  обладает внутренними источниками  собственного развития, но социально-экономическое  развитие страны в целом может  быть успешным только тогда, когда между  ними наблюдается определенный баланс. Так, если всецело доминирует государство, подавляя инициативные силы экономики  и контролируя ее производственные силы, возникает тоталитаризм. Если господствуют экономические интересы, и государство не пользуется авторитетом, возникает экономика физических лиц. Возможные сочетания «силы» отдельных составляющих «государство-экономика» представлены в таблице.

 

Варианты  конфигурации «государство-экономика»

Государство

Экономика

Примеры стран

Сильное

Слабое

Африканские страны, Вьетнам, Северная Корея

Слабое

Сильное

Колумбия, Относительно высокоразвитые страны Латинской Америки

Слабое

Слабое

Россия, страны СНГ, Румыния, Польша, слаборазвитые страны Латинской  Америки

Сильное

Сильное

Высокоразвитые страны (США, Швеция и т.п.), Китай, Саудовская Аравия, Сингапур


 

Взаимное  влияние государства и экономики  реализуется в целом следующим  образом: «государство регулирует и  стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика  определяет возможности и мощь государства». И неотъемлемая обязанность, миссия и доминирующая компетенция государства  – обеспечение неограниченно  продолжающегося функционирования экономики.

 

 

 

 

 

2.Роль  государства в экономике с  точки зрения различных теорий

2.1.Меркантилизм.

Основной экономической  школой  в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди английских экономистов 16 века, суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Они стоят за поддержку торговли и ремесел.  Источником притока богатства, средством умножения денег служит внешняя  торговля.

Сторонники меркантилизма  провозглашали необходимость активного  вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно, что главный  показатель богатства страны - количество золота меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

2.2.Классическая теория невмешательства в  экономику. 

Следующей ступенью развития представлений о роли государства  стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».  В своей работе А.Смит утверждал, что "свободная  игра рыночных сил" (принцип "невидимой руки") создает гармоничное  устройство".

Источником богатства  по Смиту является совокупный труд всех сфер производства, годовой труд нации, используемый на личное и производительное потребление. Предпосылкой  роста богатства является разделение труда, в числе других факторов умножения богатства Смит выделяет рост населения, увеличение населения, участвующего в производстве, свободу конкуренции, отмену таможенных барьеров.  В отличие от А.Смита Д.Рикардо проводит различие между стоимостью и материальным богатством.  Предпосылкой увеличения богатства Рикардо считает рост производительности труда. Чем меньше затраты на производство единицы товара, тем выше результаты трудовых усилий, тем значительнее размеры богатства.

Одна из главных заслуг классиков политической экономики - формулировка факторной теории экономической  динамики, суть которой можно выразить двумя пунктами:

1. цена товара определяется  затраченным не его производство  трудом, а стоимость - материализованный  в товаре труд.

2. стоимость  и цена складывается (а по Ж.-Б.Сэю - раскладывается) из затрат на производство: затрат труда, прибыли и земельной ренты.            

Одна из главных идей Смита - идея о «невидимой руке», которая  направляет ход экономического развития в нужном направлении.

В соответствии с классическим подходом государство должно  заниматься лишь обеспечением безопасность жизни человека и его собственность,  разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо  не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А.Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное, по мнению классиков, заключалось в том, что для  всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные  экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Классическая теория - это  фундаментальная основа экономической  науки, на ее положениях основываются все последующие построения.

 

2.3.Марксизм

 
Марксизм - экономическая теория, основывающаяся частично на представлениях классиков и решающая задачи коренного переустройства системы экономических отношений капитализма на пути:

а. ликвидации частной собственности  на средства производства,

б. введения новой системы распределения продукции в соответствии с трудовой теорией стоимости,

в. осуществлении  системы государственного регулирования в форме директивного планирования экономического развития исходя из поставленных целей и задач, сформулированных заранее.

Полезным для теории государственного регулирования экономики  является учение о двойственном характере процесса труда: труд в конкретном его виде создает благо, а в абстрактном виде - меновую стоимость. Это положение о двойственности процесса труда легло в основу двойственного отражения всех аспектов общественного воспроизводства.

Одновременно с трудами  Маркса связано новое направление  в исследовании экономических процессов, связанных с коренным преобразованием социально-экономических отношений в виде революционных преобразований собственности. Надо сказать, что абсолютизация революционных способов разрешения социально-экономических противоречий закрыла Марксу путь к исследованию эволюционных преобразований.  Его теорию можно отнести к разряду революционных.

К.Маркс впервые поставил проблему достижения общего экономического равновесия в экономике на пути построения схем воспроизводства, в которых выясняются условия сбалансированности при простом и расширенном воспроизводстве. Маркс создал основополагающую схему взаимосвязей между отраслями, которая может рассматриваться как прообраз идей межотраслевого баланса.

2.4.Неоклассическая  школа.

 Неоклассическая школа не отрицает необходимости  государственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить  сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).

Представители школы неоклассиков имеют различные сферы научных  интересов и занимаются разными  проблемами.

2.4.1.Теория экономики предложения.

Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить  свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое  осуществляется из двух источников: за счет собственных  средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных  средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией  государство должно обеспечить условия для процесса накопления  капитала и повышения производительности факторов производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие  налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства  в экономику  предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот   предпринимателям.

2.4.2.Монетаристский  подход.

В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи  предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег  стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от  предложения денег.

 
2.5.Кейнсианство 

В кейнсианском учении впервые на государство стали  возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство  и государственных расходов на эти  и другие социально-экономические  цели.

Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т.п.) и учреждений социальной сферы. Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.

Кейнсианство  впервые раскрыло структуру макроэкономического  спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги. Внутри страны такие расходы (å) составляют сумму величины потребление (С), инвестиций (i) и государственных закупок (G):

Информация о работе Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект)