Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто–либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Распределительная функция
Государственное предпринимательство
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Регулирование экономики
Принципы и цели государственного регулирования
Правовое регулирование экономики
Финансовое регулирование
Социальное регулирование
Государственное регулирование внешних эффектов производства
Средства государственного регулирования экономики
Административные средства
Экономические средства
Государственный сектор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

4-й чистовик курсовика.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

2.1 Регулирование экономики

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин «регулируемая  рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое  для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно  проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для  общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние на рынок и рыночные отношения.

Фиаско рынка  – это случаи, когда рынок оказывается  не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  1. монополия;
  2. несовершенная информация;
  3. внешние эффекты;
  4. общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире.

В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах  имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу.

В последние десятилетия  всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение неуклонно возросла.

 Государственный аппарат  стремился решить две взаимосвязанные  задачи: обеспечить нормальную работу  рынка и решить (или хотя бы  смягчить) острые социально-экономические  проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику.

Поэтому государственное  регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны.

Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

2.2 Принципы и цели государственного регулирования

В начале ХХ в. экономическая  роль государства стала настолько  значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю  как  эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

Современная экономика, преодолев  крайности альтернативного социального  состояния (или «капитализм» или  «социализм»), является  «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит?

Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для  общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.

Общая стратегия  государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
  2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

 

Таким образом, современная рыночная экономика  является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

 

Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

 

Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными  средствами регулирующего воздействия  на рыночную экономику.

2.3 Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
  • поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)
  • антимонопольную экспертизу принимаемых законов

Столь же актуальна  и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку  современной рыночной экономике  присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

  • или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;
  • или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
  • или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

2.4 Финансовое регулирование

Рыночная экономика  невозможна без денежного опосредования  движения товарных ценностей. Организатором  же денежного обращения может  выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

Однако понятие  «финансы» имеет и более узкий  смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Хотя размеры  государственных доходов постоянно  растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

  • субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
  • финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения
  • государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса

Понятно, что  размеры затрат по каждому из названных  направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее  время государство обладает широким  «набором» эффективных финансовых регуляторов:

1. Налоги –  обязательные государственные сборы.  Именно справедливость и рациональность  налогообложения придают экономике  цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

2. Инвестиции. Государственные  инвестиции и заказы создают  гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.

3. Дотации –  денежные суммы, выделяемые из  госбюджета для  преодоления  отраслевых кризисов. За счёт  дотации государство поддерживает  и относительно низкие цены на отдельные товары.

4. Учётная ставка – разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.

На рисунке 1 изображена кривая изменения ставки рефинансирования в период с 1992 по 2010 год.

5. Регулирование  цен. Государство вправе установить  предельные цены на продукцию  предприятий-монополистов, а также  на базовые для данной страны  производственные ресурсы.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике