Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто–либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Распределительная функция
Государственное предпринимательство
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Регулирование экономики
Принципы и цели государственного регулирования
Правовое регулирование экономики
Финансовое регулирование
Социальное регулирование
Государственное регулирование внешних эффектов производства
Средства государственного регулирования экономики
Административные средства
Экономические средства
Государственный сектор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

4-й чистовик курсовика.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

2.5 Социальное регулирование

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие  направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума  заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

 

2. Обеспечение  занятости. Главной целью правительства  в сфере занятости является  удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

В таблице 1 представлены данные по безработице в период с 1992 по 2001 год.

Таблица 1 –  Данные о безработице

 

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Уровень безработицы  по методологии МОТ, %

5,2

5,9

8,1

9,5

9,7

11,8

13,2

12,6

9,8

8,9

Уровень регистрируемой безработицы, %

0,8

1,8

2,5

3,3

3,6

2,9

2,9

1,7

1,5

1,6

Средняя продолжительность безработицы, мес.

-

5,7

6,6

7,4

8,2

8,8

9,1

9,7

9,1

8,2


 

3. Индексация  фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство  можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).

 

2.6 Государственное регулирование внешних эффектов производства

Регулирование внешних  для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для  современной экономики имеет  государственное регулирование  внешних эффектов, связанных с  экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в  окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным  выбросам (emissions standards) — это установленные  законом пределы концентрации вредных  веществ в промышленных отходах.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы — это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

Последний способ ограничения  государством отрицательных экс-терналий стал причиной образования рынка  прав на причинение внешних издержек.

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их Действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на Рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

 

2.7 Средства (инструменты) государственного регулирования экономики

Средства государственного регулирования экономики (ГРЭ) подразделяются на государственные и административные.

 

      1. Административные средства

 

Административные  средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета,  разрешения и  принуждения.

Приведём несколько  примеров по запретам и разрешениям. Французские власти запретили строить  новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  увеличили налоги на новые предприятия, не ввели «драконовские» штрафы (это были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Правительство одного государства  разрешила использовать бывшую военно-морскую  базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

К мерам принуждения  можно отнести то, что государственные  органы всех развитых стран обязывают  промышленные предприятия организовывать у себя промышленное обучение молодёжи, создавать определённые бытовые удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения.

Административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёв населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Наряду с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое средство регулирования – правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, т. к. она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры.

 

2.7.2 Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные

 

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным  инструментом ГРЭ (и одновременно его  объектом) является государственный  сектор в экономике. Высшая форма  ГРЭ – это государственное  экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдёт ниже.

Основные средства денежно-кредитной  политики – это: а). регулирование  учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком); б). установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном Банке; в). операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабело.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ –  это, с одной стороны, главный  источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной  политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

 

      1. Государственный сектор

 

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который  в своей деятельности руководствуется  принципами, несколько отличающимися  от принципов частных фирм, позволяет  использовать ГС для решения общегосударственных  экономических задач, повышение прибыльности частного хозяйства.

ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом  капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

ГС служит повышению  эффективности народного хозяйства  в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами.

От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство  государства в экономические  отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне  административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую  свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике