Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 01:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли государства в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- обосновать необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику;
- охарактеризовать задачи и функции государства в рыночной системе;
- описать методы и формы государственного регулирования рыночной экономики;
Во вступительном слове к этому Отчету Президент Всемирного банка Дж. Вульфенсон, в частности, пишет: «Конечно, развитие, опирающееся на доминирующую роль государства, потерпело неудачу. Но аналогичный результат будет итогом развития без государства - этот вывод абсолютно следует из агонии, которую пережил народ при коллапсе таких государств, как Либерия и Сомали. История с настойчивостью повторяет, что хорошее правительство - это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно».8
Автор данных строк выделяет два принципа стратегии государственного вмешательства государства в процессе экономического развития. Первым он упоминает соответствие функций государства его возможностям. Многие страны обладают весьма ограниченными ресурсами и пытаются реализовать экономическую политику, на которую не способны на данный момент времени, что приводит к негативным последствиям. Существенное различие можно наблюдать в уровне правительственных отчислений на общие нужды в развитых и развивающихся странах. Промышленно развитые страны направляют на данные нужды около половины ВВП, в то время как развивающиеся - не более четверти.
Вторым принципом автор называет укрепление возможностей государства за счет развития общественных институтов, что подразумевает установление норм и ограничений, дающих возможность сдерживать произвол со стороны органов власти и минимизировать коррупцию. Важным является развитие контроля со стороны общества за деятельностью правительства и других государственных органов.
Роль государства в условиях рынка проявляется через его функции. Деятельность государства призвана обеспечивать благосостояние народа, его нравственное и физическое благополучие, а также обеспечивать правовую и социальную защищенность.
Содержание каждой функции государства показывает предмет деятельности государства, а также средства, применяемые им для достижения поставленных целей.
Основной функцией государства в условиях рыночной экономики является стабилизация и стимулирование экономического роста, что достигается путем реализации определенных мероприятий в бюджетной, денежно-кредитной сфере. При помощи данных мероприятий государства стремится к преодолению кризисных явлений в социально-экономической жизни общества, минимизировать инфляцию и спад производства. Действия государства направлены на стимулирование совокупного спроса на товары, занятость, инвестиции; регулирование банковских и налоговых ставок. Другими словами, в период экономического спада государство проводит политику активизации хозяйственных процессов, а при экономическом подъеме - сдерживает деловую активность в необходимых рамках.9
Важной функцией государства в области регулирования экономики является обеспечение занятости населения, поскольку проблема безработицы в той или иной степени присуща всем странам вне зависимости от их уровня экономического развития. Рыночная экономика не способна обеспечить полную занятость населения, более того - при ней неизбежна безработица, естественным уровнем которой считается 6%. Безработица - это серьезная проблема общества, следствием которой является к тому же недопроизведенный валовой национальный продукт, падение спроса, снижение налоговых поступлений в бюджет государства, увеличение государственных расходов на помощь неимущим. В связи с этим государство должно стремиться к достижению полной занятости трудоспособной части населения путем создания служб занятости, организации новы рабочих мест, обучения и переобучения рабочей силы и пр.10
Одной из форм вмешательства государства в рыночную экономику является регулирование цен. Важность этой функции обусловлена тем, что динамика и структур цен являются объективным отражением экономического состояния страны. Помимо этого, цены воздействуют на структуру народного хозяйства, инвестиции, стабильность национальной валюты и социальный климат. Поэтому государству необходимо участвовать в рыночном ценообразовании, используя для этого различные средства. В качестве примера можно привести тот факт, что в большинстве стран цены на определенные товары и услуги устанавливаются на законодательном уровне: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию, социально значимые продукты и пр. Сохранение минимальных цен достигается путем выдачи доплат производителям таких товаров и услуг.
Еще одной важной функцией государства является обеспечения правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государственные органы разрабатывают и принимают различные акты и законы, которые определяют экономическую деятельность в стране и ставят экономические субъекты в примерно одинаковые условия. В данных документах определяются права собственности, закрепляются основы предпринимательской деятельности, обеспечивается защита потребителей. С целью контроля за их соблюдением формируются специальные органы, которые принимают соответствующие меры к нарушителям.
Развитый рыночный механизм предполагает стабильность правовых основ. Излишне частые изменения в законодательстве негативно отражаются на экономике, формируя у предпринимателей чувство неуверенности в будущем. Стабильность законодательной базы обеспечивается с помощью контроля за соблюдением действующего законодательства и его частичной корректировки по мере необходимости.
Период перехода к рыночной экономике, который на сегодняшний день продолжается в Российской Федерации характеризуется формированием новой законодательной базы, в том числе в области предпринимательства. Новая правовая основа должна определять права собственности, условия соблюдения договорных обязательств, регламентировать деятельность экономических субъектов, содержать правовые основы антимонопольной политики. В настоящее время формируются и вступают в действие новые правовые документы по налогам, защите прав потребителей и пр. Помимо этого реформирования требуют нормативные акты по поводу приватизации государственной собственности.11
Необходимо заметить, что новое хозяйственное право в силу быстрого принятия и отсутствия практического опыта его применения на данный момент несовершенно. Это несовершенство все более заметно по мере становления рынка и определяет потребность в существенных изменениях. Возникает противоречия между стабильностью законодательной базы и необходимостью ее совершенствования. В связи с этим необходимо сравнивать планируемый положительный эффект от будущих изменений с возможным ущербом от этих норм до внесения корректировок.
Рыночное распределение доходов основывается только на итоге участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, труда и капиталов. Соответственно, справедливым считается распределение большей части доходов в пользу участников рынка, которые преуспели в конкурентной борьбе, и малой - тем, кто потерпел неудачу. Само по себе такое распределение не гарантирует получением всеми прожиточного минимума. Со временем общество пришло к логичному выводу, что справедливое распределение доходов с точки зрения рынка, не является таковым в общечеловеческом смысле. В связи с этим одной из важнейших функций государства в условиях рыночной экономики становится перераспределение доходов и ресурсов с целью минимизирования остроты социально-экономических противоречий и недопущения полной нищеты части населения.12
Реализация данной функции осуществляется при помощи прогрессивного налогообложения индивидуальных доходов и системы трансфертных платежей, причем последние являются наиболее важными, поскольку возможности увеличения налоговой прогрессии не бесконечны. Излишнее налогообложение подрывает стимулы предпринимателей к получению высоких доходов и инвестиций, способствует утечки капитала за границу, приводит к разрастанию теневого сектора экономики, что негативным образом отражается на состоянии экономики в целом.
Конечно, и использование трансфертных платежей в качестве каналов перераспределения доходов также не безграничны. Существенный рост объемов и продолжительности выплат различных пособий малоимущим слоям населения снижает мотивацию к труду, тем самым негативно воздействуя на экономику и социальный климат в стране. Таким образом, политика государства в области перераспределения доходов должна минимизировать разрыв в дифференциации доходов различных слоев населения, но лишь в той степени, чтобы это не снижало деловую активность.
Рынок не способен обеспечить рациональное распределение ресурсов с общественной точки зрения. В данных ситуациях государство вводит административные ограничения и задает стандарты, вводит специальные налоги и дотации для финансирования производства общественных благ или даже управления их производством.13 С целью сохранения кадрового потенциала в наиболее важных для общества сферах, таких как образование, охрана порядка, оборона и здравоохранение, государство перераспределяет ресурсы для обеспечения достойной оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Это не полный перечень функций государства в области экономики. Помимо них, государство проводит антимонопольную политику, социальное страхование, организует денежное обращение, стимулирует научно-технический прогресс, реализует структурные преобразования производства, поддерживает обороноспособность и пр.14 Данные функции являются основой государственного вмешательства в рыночную экономику. По мере развития перечень данных функций расширяется. В настоящее время государство также занимается защитой окружающей среды, выплатой пенсий, пособий малоимущим слоям населения, дотация на обучение и пр.
Под государственным регулированием экономики понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.15 Оно является частью процесса воспроизводства и направлено на решение задач стимулирования экономического роста, обеспечения занятости населения, изменения отраслевой структуры производства и пр.
Реализация регулирующих функций государства осуществляется посредством использования различных методов воздействия на экономику. Различают экономические (косвенные) и административные (прямые) методы государственного регулирования.16 Преимущественно применяются экономические методы, основу которых составляет денежно-кредитная политика. Инструментами денежно-кредитной политики являются: введение нормы обязательных резервов банков, учетной ставки, ставки банковского процента, проведение операций Центральный банком страны на открытом рынке и другие. Применение данных инструментов дает возможность государству сдерживать темпы инфляции, регулировать процентные ставки и инвестиционный процесс, оказывать влияние на занятность и безработицу и воздействовать на курсы ценных бумаг.
Важную роль в системе государственного регулирования отводится налоговой политике. Налоговая политика необходима для стимулирования экономического роста и организации перераспределения доходов внутри страны. Ее дополняет политика государственных расходов, которая дает возможность реализовать структурные изменения производства, минимизировать региональные диспропорции и сократить уровень безработицы.
При помощи системы налогообложения и государственных расходов существенная доля национального дохода перераспределяется от обеспеченных слоев населения в пользу менее обеспеченных.
Экономические методы государственного регулирования в рыночной экономике не должны ограничивать свободу предпринимательского выбора. Снижение налогообложения или учетной ставки направлены на стимулирование производства и деловой активности предпринимателей. Они увеличивают инвестиции и объемы производства не, потому что у них нет другого выбора - они полностью свободны в своих решениях, а данные меры просто делают их деятельность более выгодной.
Экономические методы государственного регулирования соответствуют природе рыночного механизма. Они оказывают воздействие на рынок, а через него на производителей и потребителей. Например, рост трансфертных платежей стимулирует спрос, что приводит к снижению цен на товары и заставляет производителей увеличивать объемы предложения.
Важную роль в государственном регулировании рыночной экономики играет государственное предпринимательство. Его суть заключается в том, что государство выступает одним из крупнейших предпринимателей на рынке. Преимущественно это происходит в отраслях с высоким уровнем капиталовложений и длительным сроком окупаемости, которые менее интересны для частного бизнеса. К таким отраслям относятся оборона, урбанизация, охрана окружающей среды и пр.
Роль государственного программирования возрастает по мере развития рыночной экономики. Долговременные задачи государства формируются в виде государственных программ, для осуществления которых образуются различные экономические центры, в которые входят ученые, представители центральных банков, профсоюзов и частных предпринимателей. Таки программы утверждаются правительством страны.
Экономическое программирование, по-другому называемое индикативным планированием представляет собой процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.17 В ходе него осуществляется расстановка приоритетов между задачами государства.
Перечисленные методы государственного регулирования преимущественно направлены на национальное хозяйство. Однако существуют и другие инструменты, оказывающие воздействие на положение государства в международной экономике. Их значимость напрямую зависит от степени интеграции страны в мировое хозяйство.
В целях стимулирования экспорта государство использует предоставление налоговых льгот экспортерам, выступает гарантом экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Для поощрения экспортных операций применяется также регулирование валютного курса и вывоз капитала.