Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 01:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли государства в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- обосновать необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику;
- охарактеризовать задачи и функции государства в рыночной системе;
- описать методы и формы государственного регулирования рыночной экономики;
К числу административных методов государственного регулирования экономики относится контроль со стороны государства над монопольными рынками. В отраслях экономики, где монополия государства признается естественной, применяется полное администрирование, которое заключается в директивном планировании производства, затрат и цен, контроле за качеством товаров и услуг, гарантии материально-технического снабжения. К таким отраслям относится оборона, железные дороги, энергетика и пр.
Административное регулирование является важным для установления жестких стандартов, которые обеспечивают населению страны жизнь в условиях экологической безопасности, необходимого минимума заработной платы и пособий по безработице, разработке и принятия нормативно-правовых актов по защите национальных интересов в мировой экономике. Использование данных методов экономически оправданно и не противоречит рыночному механизму.
Разделение методов государственного регулирования на экономические и административные весьма условно, поскольку реализация любого экономического метода требует предварительного административного решения государственных органов. В то же время административные методы помимо прямого воздействия на экономических субъектов, оказывает и косвенное влияние на ряд взаимосвязанных процессов. Таким образом, можно сказать, что каждый из административных методов несет в себе черты экономического.
Вмешательство государства в рыночную экономику должно иметь свои границы. Недопустимы такие действия государства, которые нарушают природу рынка. Например, не должно применяться директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами.18
Таким образом, государственное вмешательство в рыночную экономику обязательно должны быть ограниченным. Выход за эти границы приводит к деформации рыночного механизма.
Опыт развитых стран показывает множество комбинаций перечисленных методов государственного воздействия. Часть из них используется для прямого достижения целей государства, а часть являются амортизаторами и необходимы для компенсации отрицательных сторон рынка.
В мировой экономике под государственным вмешательством в рыночную экономику понимается совокупность форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Любая экономическая деятельность создает проблему собственности. Отношения собственности входят в систему экономических отношений, сопровождая их на каждом этапе развития.
Под собственностью с точки зрения экономики понимается отношения между людьми по поводу средств производства.19 В связи с тем, что конечной целью любой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, собственником такого эффекта выступает владелец материальных ресурсов. Отношения собственности являются основой социально-экономических отношений, определяют их характер и оказывают влияние на поведение людей.
В основе рыночной экономики лежит частная собственность. Однако бесконтрольное расходование средств труда ставит под угрозу само существование людей и планеты, в связи с чем, необходимо формирование механизмов, которые призваны обеспечивать разумное сочетание интересов индивидов с интересами общества в целом. В современном обществе экономические отношения собственности основываются на правовых нормах и определяют отношения владельца собственности к объекту собственности.
Переход к рыночной экономике в России способствовал широкому распространению практики передачи права управления собственности другому экономическому субъекту - доверительные общества, инвестиционные фонды и пр.
Изменение института собственности легли в основу множества экономических реформ в Российской Федерации. Главным вопросом переходного периода экономики становится вопрос определения доли государственной собственности в рыночной экономике, а также, в какие сроки и кому должны передаваться высвободившаяся собственность.
В настоящий момент в России осуществляется переход к сочетанию индивидуальной и групповой, государственной и смешанной форм собственности на средства производства. Данный переход обусловлен переориентацией экономики на рыночную, что предполагает свободу коммерческой деятельности и обеспечение свободной конкуренции.
Государственная собственность является одним из факторов стимулирования развития экономики. В экономике развитых стран значение государственной собственности очень велико. Государственная собственность, как правило, представлена крупными промышленными предприятиями, банками, предприятиями, обслуживающими производство и социально-бытовую сферу.
В Российской Федерации государственная собственность существует на трех уровнях:
- на уровне федерации - федеральная собственность;
- на уровне субъектов федерации - региональная собственность;
- на уровне городов, сел, поселков - муниципальная собственность.20
В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране были предприняты попытки изменения долги государственной собственности в сторону ее уменьшения. Однако на сегодняшний день данный процесс нельзя считать оконченным, поскольку он предполагает дальнейшей перестройки структуры собственности в нашей стране.
Государственная собственность остается основным звеном хозяйственной цепи и набирающий обороты процесс ее приватизации, который ведет к расширению групповой и индивидуальной форм собственности, не подразумевает полное уничтожение государственной собственности. Это обусловлено тем, что некоторым отраслям народного хозяйства в силу объективных причин государственная собственность просто необходима.
Оправдано существование государственной собственности для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих обществу. К таким ресурсам относятся земля, природные ископаемые, энергетика, транспорт и другие. К ним также можно отнести материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
Согласно мнению ряда экономистов, государственная собственность в России должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.21
На протяжении еще длительного времени государственный сектор будет занимать превалирующие позиции в экономике России, что требует адекватной системы управления. Государственные предприятия могут быть разделены на две группы: первая - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете. Такие отрасли как наука, культура и искусство требуют не огосударствления, а государственной поддержки.
Что касается развития государственной собственности, то в этом плане широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. В частности, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.22
Вне зависимости от того, в какой сфере происходит развитие государственной собственности, основной ее проблемой остается бюрократия. Это особенно опасно при несформировавшихся полностью экономических отношениях, когда господство бюрократических тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Требуется проведения качественных изменений в содержании отношений собственности.
Важным для развития государственной собственности является решение проблемы социально-экономического влияния государства, выступающего собственником.
Государственной сектор, в условиях перехода к рыночной экономике, требует реформирования с учетом происходящих преобразований в структуре народного хозяйства. Стабильный экономический рост требует формирование мощного государственно-корпоративного сектора, что предполагает создание общероссийской программы объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.
Таким образом, в процессе перехода к рыночной экономике требуется не устранение государственной собственности как таковой, а лишь ее монополии. Важно найти оптимальный баланс между государственной и частной собственностью. Еще одним направлением развития государственной собственности, является приватизация крупных предприятий, которая в настоящее время уже реализуется. Требуются также серьезные изменения в земельном законодательстве.
В настоящее время экономика России столкнулась с весьма непростой ситуацией, которая заключается в снижении объема инвестиций, геополитической напряженности, увеличении издержек производства и снижение объема кредитных ресурсов. Все это привело к тому, что темпы роста экономики (динамика ВВП) уже замедлились с 2,0% в IV квартале 2013 г. до 0,9% в I квартале 2014 г., 0,8% во II квартале и 0,7 в III квартале.23
В качестве основной причины снижения темпов роста аналитики называют снижение инвестиционной активности - на 4,8% в первом квартале 2014 года, на 1,4 % - в третьем.
Чистый отток капитала, снижение цен на нефть негативным образом отразились на динамике курса рубля по отношению к иностранным валютам. За период с января по сентябрь 2014 года отток капитала составил 85,2 млрд. долларов. В январе 2014 года цена на нефть снизилась до отметки 106,4 доллара за баррель, в результате чего с начала 2014 года по конец рубль обесценился на 30,1% к доллару и на 23,1% к евро.24
Данная ситуация не могла не отразится на темпах инфляции. За период с января по октябрь 2014 года инфляция составила 8,3%, из них 1,4% по оценкам экспертов - следствие введения санкций на импортные товары и 1,6% - рост валютного курса.
Последние десять лет темпы роста реальной заработной платы в Российской Федерации опережали темпы роста производительности труда, в результате чего доля прибыли и смешанных доходов в ВВП опустилась ниже 30%, что снижает ресурсы для капитальных инвестиций.
Существенно повысился объемов кредитов населения. «Несмотря на низкий уровень долга домашних хозяйств к ВВП (16% ВВП против 78% ВВП в США на начало 2014 г.) банковский долг короткий по времени и дорогой. Средняя срочность кредитного портфеля составляет 32 месяца. Стоимость всего кредитного портфеля по итогам 2013 г. составила 18,1% годовых», - констатировало Минэкономразвития России.25
В 2015 году остаются актуальными проблемы, связанные с геополитической обстановкой и снижением цены на нефть. Прогнозируется снижение доходов от экспорта, продолжение оттока капитала, снижение курса рубля, высокие темпы инфляции и падение объема инвестиций в экономику страны.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработан в условиях ухудшения мировой геополитической обстановки, на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития России.26
На 2015 год понижена динамика ВВП с 2 до 1,2%, основной причиной чему является ухудшение геополитических условий.
Прогнозируется инфляция на уровне 5,5% на 20151 год, и ее замедление до 4,0 % к 2017. Снижению инфляции будет способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля.
На фоне роста инфляции реальная заработная плата в 2015 году в бюджетном секторе снизится на 1,9%, а в целом - возрастет на 0,5%.
Снижение темпов роста реальных доходов населения в 2015 году приведет к сокращению объемов потребления. Вследствие этого оценка розничного товарооборота в 2015 году понижена с 2,1 до 0,6 процента. К 2017 году прогнозируется восстановление темпов роста потребительского спроса до уровня 3,2%.
По состоянию на 2014 год экспорт оценивался меньше на 6 млрд. долларов по сравнению со сценарными условиями. Снижение экспорта обусловлено, прежде всего, с падением цен на нефть (до 100,7 долларов за баррель), газ (до 330 долларов за тыс. куб. м).
Отток капитала в 2014 году составил 100 млрд. долларов, а к 2017 году прогнозируется снижение данного показателя до отметки в 20 млрд. долларов. В сценарных же условиях предполагалось, что к 2017 году отток капитала будет полностью исчерпан.
Объемы экспорта газа сокращаются (за 2014 год на 12%), в основном за счет приостановки экспорта в Украину.
Прирост промышленного производства в 2014 году составил 1,3%, высокие темпы роста демонстрировала сфера транспортных средств и оборудования - 11,9%.27
По итогам восьми месяцев 2014 г. прирост промышленного производства к соответствующему периоду 2013 года составил 1,3%. Из обрабатывающих производств высокие темпы прироста в связи с замещением импорта продемонстрировало производство транспортных средств и оборудования - 11,8%.
Социально-экономическая политика страны определяется на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.28