Роль государственного регулирования в системе составляющих национального богатства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 14:28, статья

Описание работы

В статье представлен анализ существующих подходов к определению состава национального богатства. Делаются выводы, что на современном этапе экономического развития необходимо дополнить систему составляющих национального богатства еще одним компонентом – государственным регулированием. Именно оно играет основополагающую роль в определении направления развития, уровня накопления и использования различных ресурсов и т.п.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Имеет место трактовка  национального богатства как  того, что приносит доход его собственнику (Э. Роговецкий). Как суммы богатств частных лиц, исчисленной в действительных ценах, т.е. она не включает имущество государства, церкви и объекты общественного пользования (дороги, каналы, парки и т.п.).

В мировой практике под  национальным богатством обычно понимают совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В этом смысле национальное богатство представляет собой совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на определенную дату. Национальное богатство исследуется также как совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

В советской экономической  литературе под национальным богатством обычно понимали запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления, а природные богатства и рабочая сила (труд) выступали в качестве источников и условий создания национального богатства. Некоторые советские экономисты включали в состав национального богатства естественные ресурсы.

В трудах ученых 60-х годов прошлого столетия (В.П.Кириченко, А.Л.Вайнштейн) к общественному богатству относили только те потребительные стоимости, которые созданы в материальном производстве трудом в определенной социально-экономической форме. Таким образом, из национального богатства автоматически исключались все продукты духовного производства.

В то же время  уже в те годы существовала также  точка зрения, согласно которой понятие  национального богатства должно охватывать и нематериальные ценности – объём научных знаний, уровень  культуры населения и т.п.

В работах второй половины XX в. Национальное богатство рассматривалось как результат повторяющегося процесса производства, т.е. воспроизводства. Богатство возникает только в результате превышения производства над потреблением в каждом цикле, это многолетний накопленный результат функционирования производства.

В современной  экономической литературе национальное богатство рассматривается как  показатель системы национальных счетов. С переходом России и Беларуси на систему национальных счетов, важным стало не только, сколько произвели, не кто произвел, и какова роль собственных и иностранных факторов, но и сколько при этом было использовано ресурсов. И все же удалось их добыть и применить, какова польза для каждого гражданина и для общества в целом.

Национальное  богатство, как правило, рассматривается в широком и узком смысле. В первом случае оно определяется как природно-имущественно-интеллектуальный комплекс, который предполагает не только реальные или осязаемые активы страны (земля, строения, оборудование, втериальные запасы), но и представительные формы богатства (деньги, облигации, неосязаемые активы, бумажные деньги).

Существуют реальные возможности практической реализации расширенной концепции национального  богатства: увеличение доходов государства  от принадлежащих ему основного  капитала и финансовых активов, посредством передачи их коммерческой части во временное управление предприятиям и организациям частного сектора экономики; переключение значительной доли рентного дохода с удовлетворения личных и корпоративных интересов новых собственников па общественные нужды.

Узкая трактовка  национального богатства характеризует  его как макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении  совокупное п. активов, созданных и  накопленных обществом. Такая трактовка  выделяет такие элементы национального богатства: природные богатства, материальные и духовные ценности.

В современных  условиях перехода российской и белорусской  экономики на инновационный путь развития важно учитывать нематериальное богатство нации (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследство нации), которое является одновременно результатом предшествующего развития страны и источником дальнейшего роста. Нематериальным капиталом нации считается накопленное духовное, интеллектуальное, культурное богатство, формирующее и реализующееся через общественное сознание. На процесс формирования общественного сознания влияет степень развитости средств массовой информации, социально-экономическая политика государства, воспроизводство национальных идей. В этой связи необходимо перейти от теории факторов экономического роста к теории устойчивого развития человека и его потенциала.

При оценке величины национального богатства экономистами применяется система группировочных признаков (табл. 1.1). [3, с. 54]

Таблица 1.1 –  Классификация компонентов национального  богатства

Классификационный признак

Виды элементов  национального богатства

По географическому  принципу

по экономическим  районам;

по регионам.

По источникам происхождения

накопленные продукты труда (здания, машины, сырье, одежда и  т. Д.);

учтенные и  вовлеченные в экономический оборот природные ресурсы;

накопленное имущество  в области нематериальных благ (патенты, авторские нрава, лицензии и т. П.).

По сфере реализации

средства производства, т. Е. производительные силы, применяемые  в процессе производства или предназначенные для этих целей (производственные здания и сооружения, оборудование, земли и богатства недр, сырье, материалы и т. П.);

предметы потребления  — материальные и нематериальные блага, обслуживающие нужды потребительского непрошаодственного характера (жилые здания, здания школ, больницы и их оборудование, человеческий капитал и г. П.).

По получаемым доходам

воспроизводимые материально-вещественные активы;

природные ресурсы,

финансовые активы;

человеческий  каптал (природные способности, ноу-хау, патенты, лицензии, чистой труд).


 

Наиболее важной является группировка элементов  национального богатства по иерархическому принципу ресурсного потенциала, под  которым понимается система ресурсов, которые используют (или могут  использовать) их в процессах производства, распределения, обмена и потребления национального богатства.

Данная классификация  позволяет выделить группы ресурсов и отразить степень их влияния  на другие элементы национального богатства. Однако в данной классификации следует  учитывать, что одинаковые по количеству и качеству ресурсы могут обладать различным потенциалом в зависимости от степени и эффективности их использования, то есть способности создавать полезный эффект.

Таким образом, национальное богатство состоит  как из природно-имущественного комплекса(своего рода осязаемые активы), так и из финансовых активов(золотовалютные резервы, акции, облигации и т.д.). Проблема национального богатства, его необходимости начала исследоваться еще в античные времена, а споры по этому поводу продолжаются и до сих пор.

 

2. Подходы  и показатели измерения национального  богатства страны

 

Для определения  объема национально богатства, которым  распологает страна, существует система  количественных и качественных оценок национального богатства, которая  является основой для оценки состояния и тенденций его развития. Данная система представлена совокупностью количественных, качественных и интегральных показателей.

В мировой практике используется количественный показатель чистого экономического благосостояния, который был введен в экономическую науку В. Нордхаусом и Дж. Тобином. В отечественной экономической науке он используется относительно недавно. Этот показатель используется как дополняющий традиционные показатели благосостояния (ВВП, НД и др.). Необходимость его использования определяется тем, что ни один из рассчитанных на основе системы национальных счетов показателей общественного продукта не позволяет дать адекватную оценку благосостояния нации.

Определено, что  отсутствие статистической информации следующего содержания: услуги, реализуемые либо нелегально, либо на безвозмездной (нерыночной) основе; отрицательные внешние эффекты производственной деятельности; наличие свободного времени, - не дает возможности достоверного расчета показателей национального дохода и ВВП. С целью преодоления этих недостатков и ограничений они предложили составлять так называемые сателлитные (вспомогательные) счета, позволяющие анализировать влияние на экономику и благосостояние изменений, в т.ч. в окружающей среде, деятельности домашних хозяйств по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и других услуг), не включаемых в ВВП. Включение расчета в перспективе сателлитных счетов в качестве дополнения к разработке центральных счетов СНС расширит социально-экономический анализ, однако их разработка не решит проблему исчисления сводного показателя благосостояния, синтезирующего влияние различных факторов. [1, с. 14]

К интегральным показателям оценки национального  богатства целесообразно относить макроэкономические (реальные располагаемые доходы населения; реальные скорректированные доходы населения; расходы на конечное потребление домашних хозяйств; фактическое конечное потребление домашних хозяйств; среднемесячная номинальная и реальная заработная плата); демографические (динамика численности постоянною населения; ожидаемая продолжительность жизни; уровень младенческой, детской и материнской смертности; уровень образования населения); показатели экономической активности населения (уровень экономической активности населения; соотношение занятых в экономике и общей численности населения; уровень безработицы); показатели пенсионного обеспечения населения (численность пенсионеров; суммы назначенных пенсий; средний и минимальный размер назначенных пенсий).

К системе качественных показателей оценки национального богатства следует относить: неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения (децильный коэффициент дифференциации доходов населения; коэффициент концентрации доходов (индекс Джини); показатели бедности населения (величина прожиточного минимума; черта бедности; черта крайней бедности; показатели масштаба бедности (первичная бедность, вторичная бедность, дефицит денежного дохода бедного населения, острота и глубина бедности).

Важна не только величина национального богатства, но и коэффициент полезного использования национального богатства. Контраст между возможностями России и эффективностью использования ее национального богатства разителен.

Причины указанного несоответствия надо искать, прежде всего, в пороках действующего экономического механизма, который не в состоявл эффективно использовать потенциальные ресурсные преимущества России. Это несоответствие было характерным и для советского периода, когда СССР проигрывал в экономическом соревновании ведущим странам Запада. С 80-х гг. XX в. Руководство страны реально осознавало необходимость коренной трансформации действующей социально-экономической системы.

Российская методика расчета имеет ряд недостатков:

Показатель национального  богатства России исчисляется применительно к положениям баланса народного хозяйства, а не к «Рекомендациям ООН для сводных экономических показателей национального счетоводства», разработанным в 1993 году.

Оценки элементов  национального богатства в разной степени учитывают влияние на них значения инфляции: в показателях основных 12 фондов она учтена посредством производимых с 1992 г. Регулярных переоценок их балансовой стоимости, тогда как в показателях других элементов она не учитывается.

В состав оценок основных фондов не включена стоимость жилых зданий, хозяйственных построек и подсобных хозяйств граждан. [1, с. 15]

Опираясь на имеющийся опыт, необходимо внести коррективы в области оценки национального  богатства:

переход российской статистики на практику и методы, принятые в мире относительно методологии учета и статистики;

разработка набора приемов измерения реальной стоимости  имущества, основных и оборотных  средств;

изменение методологии  по содержанию и по форме, обусловленные  наличием, наряду с нефинансовыми  активами, ранее отсутствующих финансовых активов;

формулировка  критериев оценки непроизводственных активов –материальных (земля и  ее недра) и нематериальных (запатентованные  экономические объекты, аренды и  другие переводимые контракты, материальные непроизводственные активы);

создание методики оценки культурных ценностей и стоимостной  оценки вооруженных сил.

В системе национальных счетов (СНС) национальное богатство  определяется как совокупность накопленных  материальных и нематериальных активов, созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами, а также разведанных и вовлеченных в экономический oборот природных и других ресурсов. Активы в зависимости от их роли и вида можно сгруппировать как внутри основных элементов, так и по взаимоподчиненности в системе показателей. Все активы, включаемые в состав национального богатства, можно разделить на две основные группы: нефинансовые (подразделяются на произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные) и финансовые. В СНС национальное богатство оценивается, как разность между стоимостью всех активов и всех обязательств на конкретный момент времени. Отечественными статистическими органами концепции СНС приняты в качестве основы методологии, работа над внедрением которой в статистическую практику продолжается.

К оценке национального  богатства можно подходить с  точки зрения полезности для общества либо в более узком понимании  с точки зрения ценности богатства в рамках ведения экономической деятельности (как национальный капитал). Таким образом, различают концепцию национального впитала (как показателя ценности в рамках ведения экономической деятельности) и концепцию национального богатства. Различие между ними касается оценки активов: национальный капитал предлагается оценивать в рыночных ценах, а НБ – в некоторых условных ценах или измерителях, отражающих общественную значимость активов. Однако, все макроэкономические показатели (ВВП, сбережения, инвестиции и др.) исчисляются в рыночных ценах, поэтому оценка НБ в каких-либо условных ценах делает невозможным сопоставление оценок ВВП и национального богатства, установление связи между изменениями НБ и национальным сбережением и т.д.

Информация о работе Роль государственного регулирования в системе составляющих национального богатства России