Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа
После мирового экономического кризиса в экономике, как науке, изменилось понимание о роли государства в экономике. Началось это еще в XIX веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование образования, здравоохранения и пенсионной системы. Государство должно было обладать большими средствами для выполнения этой роли, и получить такие средства можно было только через налогообложение.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
Смешанная экономика………………………………………………………………………...…4
2.1. Общественные блага…………………………………………………………………….…..6
2.2. Функции правительства в смешанной экономике...……………………………….……...7
Налоговая политика………………………………………………………………………..…….9
Цели налоговой политики……………………………………………………………….…10
Практическое использование налогов…………………………………………………….11
Принципы налогообложения………………………………………………………………14
Литература………………………………
Содержание
2.1. Общественные блага…………………………………………………………………
2.2. Функции правительства в
смешанной экономике...……………………………….……...
Введение
После мирового экономического кризиса в экономике, как науке, изменилось понимание о роли государства в экономике. Началось это еще в XIX веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование образования, здравоохранения и пенсионной системы. Государство должно было обладать большими средствами для выполнения этой роли, и получить такие средства можно было только через налогообложение.
Смешанная экономика
Существуют два ярко выраженных
типа экономических систем – рыночная
и командная. Но в настоящее время у большинства
стран экономика является смешанной. Смешанная
экономика – это экономика, включающая
в себя частую и государственную.
В частный сектор входят частные фирмы,
принимающие решения самостоятельно,
а государственный состоит из министерств,
местных органов власти, государственных
предприятий, фондов и организаций. Вложения
в эти организации осуществляет государство,
которое получает средства, прежде всего
из налогов.
Таким образом, можно сказать,
что частный сектор удовлетворяет
потребности отдельных людей, а
государство берет
Соотношение долей частного
и государственного сектора в
экономике для каждой страны разное.
В Великобритании, к примеру, три
четверти продукции производиться
в частном секторе, а четверть
в государственном и
В теории проблема соотношения долей обоих секторов является предметом постоянных дискуссий экономистов, придерживающихся либеральных взглядов и экономистов, стоящих на позициях усиления роли государственного регулирования.
При этом необходимо учитывать,
что для поддержания
В развитых странах деятельность правительства направлена на достижение экономических целей, таких как:
Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или более высокий уровень жизни.
Под ней понимается необходимость обеспечить работой всех, кто желает и способен работать.
Необходимо получать максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
Необходимо избегать значительного повышения или понижения общего уровня цен.
Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие «купаются» в роскоши.
Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.
Стремление к поддержанию
разумного баланса своей
Общественные блага
Общественные блага-товары и услуги, которые не могут быть предоставлены одним лицам, без предоставления их другим лицам и поэтому не могут потребляться индивидуально. Неспособность рынка создавать общественные блага вытекает из свойств самих общественных благ. Эти блага являются неделимыми и не подпадают под действие принципа исключительности, то есть люди, не обладающие средствами для оплаты этих благ, не могут быть исключены из числа их потребителей. В таких условиях частные производители лишены возможности извлекать выгоды и производства и продажи общественных благ, поскольку если человек может пользоваться каким-либо благом бесплатно, он не станет платить за него деньги. Поэтому рыночные производители не занимаются производством общественных благ.
Общественные блага
Поскольку общественные блага
не могут приобретаться и
Функции правительства в смешанной экономике
История показала, что свободное функционирование рыночной экономики приводит к целому ряду последствий, неблагоприятных для общества. Так, рыночная экономика склонна к неустойчивости. Состояние равновесия достигается через бесчисленные колебания вокруг равновесного уровня. Это привод к возникновению излишков или дефицита товаров, спекулятивным операциям, разорению одних и чрезмерному обогащению других. Также весьма чувствительны для общества спады производства, сопровождающиеся безработицей, или, наоборот, периоды повышенной экономической активности, приводящие к инфляции.
Непредсказуемость рыночной среды привод к нестабильности экономического развития. Кризисы и депрессии приводят к большим потерям: производственные ресурсы используются не полностью, возникает значительная безработица, и т.п.
Рыночная экономика постоянно усиливает неравенство в распределении доходов между различными категориями участников экономического процесса. Рынок приносит наиболее высокие доходы владельцам тех ресурсов, которые являются более редкими по сравнению с другими. Поэтому владельцам капитала, земли и предпринимательских способностей имеют преимущество по сравнению с владельцами одной рабочей силы. Наемные работники получают значительно меньшую долю общественного дохода, чем владельцы средств производства и природных ресурсов, а также высокопрофессиональные управляющие. Разрыв в доходах между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями возрастает. Большую роль в этом процессе играет право наследования, позволяющее сохранять богатства, накопленные в предыдущих поколениях. Следовательно, рыночная система приводит к неэффективному распределению ресурсов. К тому же, усиление экономического неравенства может привести к социальному конфликту.
Вышеперечисленные причины
приводят к тому, что государство
вынуждено осуществлять регулирование
рыночной экономики в интересах
общества. Правительству приходится
брать ответственность за нормальное
состояние экономической
Государство берет на себя ряд важнейших функций: эффективности (размещения ресурсов), экономической стабильности и справедливости (перераспределение дохода).
Функция эффективности
Правительство заботиться о том, чтобы ресурсы в экономике использовались эффективно. Это значит, что оно стремится не допускать необоснованных экономических потерь и направлять ресурсы на решение общественно значимых задач. Эта функция включает в себя:
Функция экономической стабилизации.
Государство стремится обеспечить стабильность экономического развития и сгладить циклические колебания, возникающие в экономике. К этой функции относятся все меры государства, направленные на поддержание стабильного роста производства, сохранения уровня цен и занятости, сокращения продолжительности кризисов и депрессий. Главными целями политики стабилизации является борьба с безработицей путем поддержания необходимого уровня совокупных расходов и борьба с инфляцией путем поддержания стабильности денежного обращения.
Функция справедливости.
Государство стремится не допускать увеличение разрыва в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями общества. Правительство берет на себя задачу ограничения и сокращения этого неравенства за счет высокого налогообложения наиболее обеспеченных слоев населения и выплат пособий малоимущим. Государство создает систему социальной защиты малоимущих: пенсии, медицинское страхование, пособия детям, инвалидам и другим категориям нуждающихся, организации общественных работ. Правительство устанавливает минимальные ставки заработной платы, поддерживает уровень цен в низко доходных отраслях производства или поддерживает их дотациями. Кроме того, государство финансирует целые отрасли и группы населения, исключенных из рыночного распределения доходов: государственный аппарат, армия, бюджетные организации (наука, здравоохранение, образование и т.п)
Реализуя эти функции
(большей частью через направленную
налогово-бюджетную политику), государство
в значительной степени изменяет
характер экономических процессов.
Государственное вмешательство
делает рыночную экономику более
стабильной, предсказуемо и социально
ориентированной. Негативные последствия
функционирования рынка становятся
менее болезненными для общества.
Налоговая политика
Как уже отмечалось ранее,
государство в смешанной
Налоговая (фискальная) политика- часть экономической политики государства, направлена на формирование в большей степени доходной части государственного бюджета, а потом на друге цели. Арсенал инструментов проведения такой политики называется налоговой системой. Эти инструменты можно подразделить на группы: способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов), налоговые ставки, налоговые льготы, способы взимания и распределения налогов.
Налоговая политика отражает
меру государственного вмешательства
в экономику, что в основном
определяется масштабами ВВП, перераспределяемого
через государственный бюджет,
и степенью воздействия налоговых мер
на размещение ресурсов в частном секторе
экономики. Однако, взимая налоги
необходимо учитывать их влияние на экономику.
Еще английский философ-материалист
Френсис Бекон писал, что налоги, взимаемые
с согласия народа, не так ослабляют
его мужество: примером тому могут служить
пошлины в Нидерландах и до некоторой
степени субсидии в Англии. Заметьте,
что речь у нас сейчас идет не о кошельке
а, о сердце. Подать, взимаемая
с согласия народа или без такового,
может быть одинакова для кошельков,
но не одинаково ее действие на дух народа.
Пусть государства, стремящиеся к могуществу,
не дают слишком расплодиться знати и
дворянству, ибо простой народ становится
при этом тупым и забитым и работает только
на господ. Нечто подобное бывает с лесными
посадками: если саженцы слишком густы,
никогда не получим мы чистого подлеска,
а одни лишь кустарники.
Цели налоговой политики
Основная цель налогов – обеспечить средствами государство для финансирования государственных расходов (в том числе, для производства общественных благ). Но помимо обеспечения финансирования государственных расходов существуют еще и экономические и социальные цели налоговой политики. В связи с этим обстоятельством выделяют следующие цели налоговой политики:
Информация о работе Роль налоговой системы в смешанной экономике