Роль налоговой системы в смешанной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

После мирового экономического кризиса в экономике, как науке, изменилось понимание о роли государства в экономике. Началось это еще в XIX веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование образования, здравоохранения и пенсионной системы. Государство должно было обладать большими средствами для выполнения этой роли, и получить такие средства можно было только через налогообложение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Смешанная экономика………………………………………………………………………...…4
2.1. Общественные блага…………………………………………………………………….…..6
2.2. Функции правительства в смешанной экономике...……………………………….……...7
Налоговая политика………………………………………………………………………..…….9
Цели налоговой политики……………………………………………………………….…10
Практическое использование налогов…………………………………………………….11
Принципы налогообложения………………………………………………………………14
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 44.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………………………….....3
    2. Смешанная экономика………………………………………………………………………...…4

2.1. Общественные блага…………………………………………………………………….…..6

2.2. Функции правительства в смешанной экономике...……………………………….……...7

    1. Налоговая политика………………………………………………………………………..…….9
    1. Цели налоговой политики……………………………………………………………….…10
    1. Практическое использование налогов…………………………………………………….11
    2. Принципы налогообложения………………………………………………………………14
    1. Литература………………………………………………………………………………………18

 

 

 

Введение

После мирового экономического кризиса в экономике, как науке, изменилось понимание о роли государства  в экономике. Началось это еще  в XIX веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование образования, здравоохранения и пенсионной системы. Государство должно было обладать большими средствами для выполнения этой роли, и получить такие средства можно было только через налогообложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смешанная экономика

Существуют два ярко выраженных типа экономических систем – рыночная и командная. Но в настоящее время у большинства стран экономика является смешанной. Смешанная экономика – это экономика, включающая в себя частую и государственную. 
В частный сектор входят частные фирмы, принимающие решения самостоятельно, а государственный состоит из министерств, местных органов власти, государственных предприятий, фондов и организаций. Вложения в эти организации осуществляет государство, которое получает средства, прежде всего из налогов.

Таким образом, можно сказать, что частный сектор удовлетворяет  потребности отдельных людей, а  государство берет ответственность  за предоставление благ, которые не производит частный сектор (общественных благ).

Соотношение долей частного и государственного сектора в  экономике для каждой страны разное. В Великобритании, к примеру, три  четверти продукции производиться  в частном секторе, а четверть в государственном и правительство  несет ответственность за ее выпуск. А в США участие государства  в экономике гораздо меньше, чем  в Великобритании, но пи этом в США  нет главных частных автомагистралей, а основную массу пассажирских железнодорожных  перевозок в США осуществляет созданная и субсидируемая государством компания «Амтрак», хотя в начале XX  века все железные дороги находились в частной собственности. Почтовая служба в США также является государственным предприятием.

В теории проблема соотношения  долей обоих секторов является предметом  постоянных дискуссий экономистов, придерживающихся либеральных взглядов и экономистов, стоящих на позициях усиления роли государственного регулирования.

При этом необходимо учитывать, что для поддержания экономического роста необходимо постоянное приращение капитала. Приращение происходит в  обоих секторах. Главный инвестор современного мира в государственный  сектор это само государство.

В развитых странах деятельность правительства направлена на достижение экономических целей, таких как:

    1. Экономический рост.

Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или более  высокий уровень жизни.

    1. Полная занятость.

Под ней понимается необходимость  обеспечить работой всех, кто желает и способен работать.

    1. Экономическая эффективность.

Необходимо получать максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся  ограниченных производственных ресурсов.

    1. Стабильный уровень цен.

Необходимо избегать значительного  повышения или понижения общего уровня цен.

    1. Экономическая свобода.

Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической  деятельности высокой степенью свободы.

    1. Справедливое распределение доходов.

Ни одна группа граждан  не должна пребывать в крайней  нищете, когда другие «купаются» в  роскоши.

    1. Экономическая обеспеченность.

Следует обеспечить существование  хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.

    1. Торговый баланс.

Стремление к поддержанию  разумного баланса своей международной  торговли и международных финансовых сделок. 

Общественные блага

Общественные блага-товары и услуги, которые не могут быть предоставлены одним лицам, без предоставления их другим лицам и поэтому не могут потребляться индивидуально. Неспособность рынка создавать общественные блага вытекает из свойств самих общественных благ. Эти блага являются неделимыми и не подпадают под действие принципа исключительности, то есть люди, не обладающие средствами для оплаты этих благ, не могут быть исключены из числа их потребителей. В таких условиях частные производители лишены возможности извлекать выгоды и производства и продажи общественных благ, поскольку если человек может пользоваться каким-либо благом бесплатно, он не станет платить за него деньги. Поэтому рыночные производители не занимаются производством общественных благ.

Общественные блага разнообразны. К ним относят оборону, судебную систему, правопорядок, некоторые элементы транспортной системы (железные дороги, автодороги, система дорожных знаков и т.п.), здравоохранение, государственный жилищный фонд, образование. Обеспечение государством бесплатного посещения музеев, парков, создание и поддержание коммунальной инфраструктуры также является общественным благом. Производство и потребление этих благ приносит столь большие внешние выгоды обществу, что государство берет их производство в свои руки.

Поскольку общественные блага  не могут приобретаться и потребляться индивидуально, их потребление определяется решением государственных органов. Виды производимых общественных благ, объемы их производства, определяются государством. Перераспределение ресурсов из сферы производства индивидуальных благ в сферу производства общественных благ осуществляется за счет налогообложения. Государство, облагая налогами предприятия и население, автоматически снижает их спрос на блага индивидуального потребления и получает средства на приобретение общественных благ. Благодаря этому ресурсы переходят из частного сектора в производство общественных благ.

 

Функции правительства в  смешанной экономике

История показала, что свободное  функционирование рыночной экономики  приводит к целому ряду последствий, неблагоприятных для общества. Так, рыночная экономика склонна к  неустойчивости. Состояние равновесия достигается через бесчисленные колебания вокруг равновесного уровня. Это привод к возникновению излишков или дефицита товаров, спекулятивным  операциям, разорению одних и  чрезмерному обогащению других. Также  весьма чувствительны для общества спады производства, сопровождающиеся безработицей, или, наоборот, периоды  повышенной экономической активности, приводящие к инфляции.

Непредсказуемость рыночной среды привод к нестабильности экономического развития. Кризисы и депрессии  приводят к большим потерям: производственные ресурсы используются не полностью, возникает значительная безработица, и т.п.

Рыночная экономика постоянно  усиливает неравенство в распределении доходов между различными категориями участников экономического процесса. Рынок приносит наиболее высокие доходы владельцам тех ресурсов, которые являются более редкими по сравнению с другими. Поэтому владельцам капитала, земли и предпринимательских способностей имеют преимущество по сравнению с владельцами одной рабочей силы. Наемные работники получают значительно меньшую долю общественного дохода, чем владельцы средств производства и природных ресурсов, а также высокопрофессиональные управляющие. Разрыв в доходах между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями возрастает. Большую роль в этом процессе играет право наследования, позволяющее сохранять богатства, накопленные в предыдущих поколениях. Следовательно, рыночная система приводит к неэффективному распределению ресурсов. К тому же, усиление экономического неравенства может привести к социальному конфликту.

Вышеперечисленные причины  приводят к тому, что государство  вынуждено осуществлять регулирование  рыночной экономики в интересах  общества. Правительству приходится брать ответственность за нормальное состояние экономической системы  общества и сглаживать отрицательные  последствия функционирования рынка.

Государство берет на себя ряд важнейших функций: эффективности (размещения ресурсов), экономической  стабильности и справедливости (перераспределение  дохода).

Функция эффективности

Правительство заботиться о том, чтобы ресурсы в экономике использовались эффективно. Это значит, что оно стремится не допускать необоснованных экономических потерь и направлять ресурсы на решение общественно значимых задач. Эта функция включает в себя:

    1. Создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы для эффективной экономической деятельности.
    2. Ограничение и борьба с монополизмом.
    3. Государство принимает меры, позволяющие обеспечить возмещение внешних издержек и оплату внешних выгод, а также меры для обеспечения общества необходимыми общественными благами

Функция экономической  стабилизации.

Государство стремится обеспечить стабильность экономического развития и сгладить циклические колебания, возникающие в экономике. К этой функции относятся все меры государства, направленные на поддержание стабильного  роста производства, сохранения уровня цен и занятости, сокращения продолжительности  кризисов и депрессий. Главными целями политики стабилизации является борьба с безработицей путем поддержания  необходимого уровня совокупных расходов и борьба с инфляцией путем  поддержания стабильности денежного  обращения.

Функция справедливости.

Государство стремится не допускать увеличение разрыва в  доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями общества. Правительство  берет на себя задачу ограничения  и сокращения этого неравенства  за счет высокого налогообложения наиболее обеспеченных слоев населения и  выплат пособий малоимущим. Государство создает систему социальной защиты малоимущих: пенсии, медицинское страхование, пособия детям, инвалидам и другим категориям нуждающихся, организации общественных работ. Правительство устанавливает минимальные ставки заработной платы, поддерживает уровень цен в низко доходных отраслях производства или поддерживает их дотациями. Кроме того, государство финансирует целые отрасли и группы населения, исключенных из рыночного распределения доходов: государственный аппарат, армия, бюджетные организации (наука, здравоохранение, образование и т.п)

Реализуя эти функции (большей частью через направленную налогово-бюджетную политику), государство  в значительной степени изменяет характер экономических процессов. Государственное вмешательство  делает рыночную экономику более  стабильной, предсказуемо и социально  ориентированной. Негативные последствия  функционирования рынка становятся менее болезненными для общества. 

Налоговая политика

Как уже отмечалось ранее, государство в смешанной экономике  использует преимущественно финансовые инструменты (налоги).

Налоговая (фискальная) политика- часть экономической политики государства, направлена на формирование в большей степени доходной части государственного бюджета, а потом на друге цели. Арсенал инструментов проведения такой политики называется налоговой системой. Эти инструменты можно подразделить на группы: способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов), налоговые ставки, налоговые льготы, способы взимания и распределения налогов.

Налоговая политика отражает меру государственного вмешательства в экономику,   что в    основном определяется масштабами ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет,   и степенью воздействия налоговых мер    на размещение ресурсов в частном секторе экономики.   Однако,  взимая налоги необходимо учитывать их влияние на экономику.   Еще  английский философ-материалист Френсис Бекон писал, что  налоги, взимаемые с согласия народа, не так  ослабляют его мужество: примером тому могут служить    пошлины в Нидерландах и до некоторой степени субсидии в Англии.  Заметьте,  что речь у нас сейчас идет не о кошельке а,  о сердце.   Подать,  взимаемая с согласия народа или без такового,  может быть одинакова для кошельков,  но не одинаково ее действие на дух народа. Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству,   ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ. Нечто подобное бывает с лесными посадками:  если саженцы слишком густы, никогда не получим мы чистого подлеска, а одни лишь кустарники. 

Цели налоговой политики

Основная цель налогов  –  обеспечить средствами государство    для финансирования государственных расходов  (в том числе,  для производства общественных благ).   Но помимо обеспечения    финансирования государственных расходов      существуют еще и      экономические и социальные цели    налоговой политики.   В связи с этим обстоятельством выделяют следующие цели  налоговой политики:

    1. Стимулирование  экономического роста,  путем воздействуя  на такие факторы экономического роста как инвестиции,   человеческий капитал,  технологии, фундаментальные и прикладные исследования, инфраструктуру экономики,  через    предоставление инвестиционных налоговых льгот и субсидий.
    2. Воздействие    на размещение ресурсов,  учет общественных выгод и издержек.
    3. Общее регулирование    экономики,   особенно в области занятости и борьбы с инфляцией (воздействие  на структуру экономики и экономическую  конъюнктуру).
    4. Перераспределение  дохода (сглаживание неравенства в доходах).

Информация о работе Роль налоговой системы в смешанной экономике