Роль налоговой системы в смешанной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

После мирового экономического кризиса в экономике, как науке, изменилось понимание о роли государства в экономике. Началось это еще в XIX веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование образования, здравоохранения и пенсионной системы. Государство должно было обладать большими средствами для выполнения этой роли, и получить такие средства можно было только через налогообложение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Смешанная экономика………………………………………………………………………...…4
2.1. Общественные блага…………………………………………………………………….…..6
2.2. Функции правительства в смешанной экономике...……………………………….……...7
Налоговая политика………………………………………………………………………..…….9
Цели налоговой политики……………………………………………………………….…10
Практическое использование налогов…………………………………………………….11
Принципы налогообложения………………………………………………………………14
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 44.22 Кб (Скачать файл)

 

Практическое использование  налогов

Практическое    использование  налогов для воздействия на экономику имеет давнюю историю.   Еще в 1706  году посредством налогов предполагалось обеспечить лучшее возделывание земли в целях борьбы с нищетой народа. А в Х1Х в.  представители школы национальной экономии во главе с Ф.  Листом,  считали необходимым использовать налогообложение, в частности протекционистские пошлины,  для того, чтобы обеспечить создание германской  промышленности.  

Рассматривая влияние  налогов на экономику,  выделяют их  воздействие на экономическую структуру и конъюнктуру. Так наиболее эффективным средством воздействия на экономическую структуру считается налоговая политика.  Осуществляется она через создание соответствующей структуры налогообложения    и    с помощью таможенных пошлин,  и предоставления различных налоговых льгот, внесения  изменений в нормы амортизации. Так, используя налоговые льготы,   можно сохранить отдельные производства либо отрасли.  Помимо этого государство может оказывать помощь предприятиям,  подчиняющимся определенным правилам,  для получения льгот в соответствии с  «налоговым   договором». То есть государство через введение льгот,  связанных с определенными условиями,  может добиваться нужного  «поведения»  предприятий.   Но,  используя обложение налогами,  государство может и ограничивать деятельность предприятий или отдельных отраслей, например, для сдерживания слишком бурного их развития.

Налоговое воздействие    может содействовать также экономическому росту и    развитию.   Так налоговые льготы могут предоставляться для строительства,  капиталовложений (инвестиций) и т.п.  Это  осуществляется  путем проведения вычета из установленной суммы налогов для предприятия,  вычета  из подоходного  налога сумм  капиталовложений.  Устанавливаются  также различные нормы      амортизации,  принимаемые во внимание при исчислении налога.   Посредством налога можно равным образом стимулировать экспорт, в частности путем возврата налогов, уплаченных за производство экспортной продукции.  Такая практика нашла широкое применение у ведущих западноевропейских стран после второй мировой войны. Через налоговую систему эти страны активно осуществляли перераспределение ВВП посредством государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и научно-технических исследований,  поощрения экспорта,  инвестиций,  расширения капиталовложений

Направлениями, на  которые  развитые страны активно воздействовали (в разное время)  с помощью налогового механизма,  в целях стимулирования экономического развития,  являлись:  

    1. Отрасли промышленного производства и научно-технической деятельности,  выбранные в

соответствии с  приоритетами  развития;  

    1. Создание условий,  наибольшего благоприятствования частному предпринимательству в целом и крупным корпорациям в частности;  
    2. Преодоление циклических спадов в экономике    и стимулирование роста национального

производства; 

    1. Регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;
    2. Поддержка национального сельскохозяйственного производителя;
    3. Создание в обществе благоприятного социального климата. 

Через процесс налогообложения  осуществляется в    основном и воздействие на экономическую конъюнктуру.  Однако при использовании налогов для  воздействия на экономику необходимо учитывать  возникающие здесь сложности,   связанные с зависимостью от конъюнктуры,  в результате чего  могут быть получены совершенно неожиданные результаты. Например, повышая налог на определенный предмет роскоши,  рассчитывают при этом на то,  что потребители этого предмета    и будут в конечном счете    нести бремя налога,  однако,  при этом не учитывают того,   что в условиях конкуренции других аналогичных предметов,   производители,  чтобы поддерживать цену,  будут вынуждены перекладывать налог на своих рабочих и служащих, которые не являются состоятельными людьми.

Как    средство поддержки  экономики,  налогообложение может  быть использовано в периоды депрессий.  Таковыми являются,  например мероприятия,  дающие возможность повысить темпы    амортизации оборудования. Предприятия побуждаются к модернизации их оборудования, поскольку им  предоставляется право уменьшить сумму облагаемых доходов  в большей мере, если они используют новое оборудование.  Это же касается исключения из облагаемых доходов физических лиц,  а также организаций сумм новых капиталовложений.

Налоговые льготы, предоставляемые  экспортерам, также  могут способствовать оживлению экономики, подстегивая предприятия, работающие на экспорт. Наконец, уменьшение общей суммы, подлежащей налогообложению, оставляет больше средств, в распоряжении налогоплательщиков  и  дает тем самым  возможность увеличить  их покупательную способность,  что  самым оживляет экономику. Налоги могут служить также средством борьбы с инфляцией.  Например,  рост налогов на компании,  увеличение подоходного налога,  осуществление амортизации, направленные на сокращение спроса на внутреннем рынке и на стимулирование   экспорта,  препятствуют  росту цен.  Соответственно налог на повышение доходов предприятий,  связанных с ростом цен,   будет способствовать борьбе с этим ростом.    Ограничения в области кредита и повышение учетного процента бывают  направлены на то, чтобы сократить покупательную способность и потребление за счет сбережений.

В настоящее время необходимость  вмешательства в экономику,  в развитие планирования вынуждает прибегать к использованию инструментов,  дающих возможность государству воздействовать на экономику в соответствии с целями его политики. Среди этих инструментов распоряжение государственными средствами является одним из наиболее важных.  Современные экономисты и финансисты признают,  что для достижения экономических целей необходим использовать то,  что называют «финансовой стратегией».

 

Принципы налогообложения

Большой  практический интерес  представляет   решение  вопросов о том,    как должно распределяться общее налоговое бремя между индивидами,   и какой взнос    должен    взиматься    с каждого индивида за производимые государством,  общественные блага?   Постановка и решение этих вопросов предполагает, что налоговая система должна быть справедливой.  Тем более, что основные требования  (да и претензии)  к налоговым системам возникали, как показывает история, в первую очередь с точки зрения их справедливости.  Очевидно,  что одно из важных требований, предъявляемых к налоговой системе то, что она должна быть справедливой,  т.е.  налоговое бремя  должно справедливо распределяться на всех членов общества.

В то же время, считая, что налоговое бремя справедливо распределяться на всех, а сбор налогов должен обходиться обществу как можно дешевле (при этом искажающее воздействие на экономику должно быть по возможности минимальным),  следует признать одними из главных требований, предъявляемых к налоговой системе  это  эффективность и справедливость.  

В современных условиях любой  налог должен отвечать следующим требованиям:  определенность (максимальное исключение неоднозначности в трактовках налоговых обязательств),   эффективность  (понимается как минимизация издержек налогоплательщика)  и справедливость.   Наряду с этими требования или принципами    важнейшее значение имеет и   запрет на налогообложение   факторов производства  труда, земли и  капитала.

Так, фактор производства –  труд,  выводится из-под  налогообложения  в развитых странах,  установлением на высоком уровне минимального  дохода, не облагаемого налогом.   Этот необлагаемый минимум дохода превышает  стоимость воспроизводства рабочей силы для каждой данной страны. Правда, при этом  лица,  попадающие под этот минимум,  все равно платят  налоги, но уже в других видах – НДС, налог с продаж, акцизы. В этом случае у них есть возможность  выбора: отказываться от потребления определенных товаров и услуг или не отказываться.  

Капитал,   вложенный  в производство,    обеспечен  амортизационными льготами,   позволяющими ему избегать налогообложения.   Кроме того,  полученная на капитал прибыль    освобождается от    налогообложения,  при условии  инвестирования ее в производство.   Капитал только в том случае  облагается налогом,  когда он выводится из  производства товаров и услуг.

Соблюдение перечисленных  выше условий  при проведении налоговой политики позволяет обеспечить стабильное  экономическое развитие страны.

В налоговых системах уже    сформирован подход,  который  исходит из того, что повышение собираемости налогов следует добиваться, прежде всего, за счет усиления финансовой дисциплины и неотвратимости наказаний за нарушения в рамках действующего налогового законодательства,  а также за счет широкого внедрения в работу налоговых ведомств электронных средств,  позволяющих эффективнее контролировать налогоплательщиков.   В результате можно значительно повысить собираемость  налогов.

Сколько и на что тратит государство совсем не безразлично налогоплательщику,  и более того,  если налогоплательщики считают траты государства неэффективными, то и уклонение от уплаты налогов возрастают. То есть обязательно необходимо учитывать, что сбор налогов зависит и от отношения налогоплательщиков к  пропорциям государственных  расходов и их структуре. 

Характер налогообложения  зависит от того,  каким способом устанавливаются ставки,  определяющие размеры налоговых платежей. По этому принципу выделяют четыре системы налогообложения:

Нейтральная система  - предполагает установление твердых ставок налогообложения в абсолютных величинах (конкретная сумма денег). Размер такого налога одинаков для всех и не зависит от размеров облагаемого дохода или имущества. Нейтральная налоговая ставка действует при продаже государством всевозможных лицензий на различные формы деятельности. Стоимость лицензии выражается в абсолютной сумме и не зависит от дохода, который получит человек, занимаясь лицензируемой деятельностью.  Также по этому принципу устанавливаются различные сборы: гербовой сбор и т.п.

Пропорциональная  система  - предполагает установление ставки налогообложения в процентах от стоимости облагаемого дохода или имущества. Абсолютная величина налогового платежа, при этом, зависит от величины облагаемого дохода или имущества.  Пропорциональные ставки имеют большинство налогов с предприятий:  налог на прибыль,  НДС и т.п. Также пропорциональная ставка устанавливается по всем видам косвенных налогов.

Прогрессивная система -  предполагает рост ставки налогообложения вместе с ростом облагаемого дохода или имущества.  С увеличением облагаемого дохода или имущества возрастает не только абсолютная величина налоговых платежей,  но и доля дохода или имущества, уплачиваемая в виде налога.  Каждому прогрессивному налогу должна соответствовать определенная шкала, устанавливающая предельные размеры дохода или стоимости имущества,  облагаемые по данной ставке.  Самым распространенным прогрессивным налогом является личный подоходный налог с граждан. Прогрессивная система имеет две разновидности.  Она бывает глобальной и шадулярной.  Глобальная система предполагает,  что при превышении установленного размера дохода облагаемого по минимальной ставке,  увеличивается ставка налогообложения для всей суммы дохода.  А шадулярная  (от слова шадула –  часть)  предполагает,  что по более высокой ставке облагается только та часть дохода или стоимости имущества, которая превышает установленный лимит.  Таким образом,  вся сумма дохода или имущества разделяется на несколько частей (шадул), которые облагаются по разным ставкам

Регрессивная  система - предполагает снижение ставки налогообложения вместе с ростом облагаемого дохода или имущества.  Вместе с ростом облагаемого дохода или имущества доля его стоимости, уплачиваемой в виде налога, снижается. Регрессивная система также может быть либо глобальной, либо шадулярной. Но при регрессивной системе налогообложения для налогоплательщика более выгодна глобальная система, а для государства шадулярная, поскольку глобальная система в этом случае обеспечит более быстрое снижение налога, чем шадулярная.

В современной системе  налогообложения редко встречаются  налоги, ставки которых устанавливались  бы по регрессивной шкале.  Один из немногих примеров –  введенный в Российской федерации единый социальный налог,  предполагающий резкое снижение ставки по мере увеличения фонда оплаты труда на предприятии,  в расчете на одного занятого работника. Но некоторые налоги, по мнению экономистов, являются регрессивными в скрытой форме.  Например,  косвенный налог с продаж, установленный по единой пропорциональной ставке,  будет составлять больший процент от доходов малообеспеченных слоев населения,  тратящих почти весь доход на потребление и меньший процент от доходов более обеспеченных слоев населения,  которые значительную часть своих доходов сберегают,  в силу чего эта часть не попадает под обложение косвенным налогом с продаж.  Несмотря на единую ставку этого налога,  реальный процент от дохода,  уплачиваемый менее обеспеченными слоями будет больше,  чем процент,  уплачиваемый представителями более обеспеченных слоев.

В наше время,  в странах  с развитой рыночной экономикой налоговая система характеризуется прогрессивным характером налогообложения, частыми изменениями ставок в зависимости от экономической ситуации, наличием разнообразных налоговых льгот и скидок. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию. В современной рыночной экономике основными видами налогов являются: подоходный налог,  налог на прибыль,  косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Подоходный налог и налог на прибыль взимаются, как правило, по декларации о доходах и имеют прогрессивные ставки. Налог на прибыль предприятий зависит от размеров прибыли и взимается до распределения прибыли между акционерами.   Взносы на социальное страхование являются прямыми личными налогами.  Они складываются из взносов предпринимателей и наемных работников.  Ставки этого налога устанавливаются к фонду заработной платы, поэтому для лиц наемного труда -  это прямой вычет из заработной платы,  а для предпринимателя - дополнительная статья издержек производства.  Взносы на социальное страхование не поступают в бюджет,  а накапливаются во внебюджетных фондах  (фонд социального страхования,  медицинского страхования, пенсионный фонд и т.п.) и расходуются на решение конкретных социальных задач. 

Информация о работе Роль налоговой системы в смешанной экономике