Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:22, реферат
Рынок это совокупность отношений между субъектами рынка (продавцы и покупатели), которые основываются на конкуренции, взаимном согласии, эквивалентности. При этом объектами рынка выступают товары, услуги, средства производства, интеллектуальная собственность, рабочая сила, деньги.
Глава I. Понятие рынка
1.1 Причины и условия возникновения рынка
Итак, для анализа роли рынка в цивилизационном процессе, нам представляется необходимым проанализировать, в начале, саму теоретическую сущность понятия рынок. В науке рынок изучается с XVI века.
Итак, рынок это совокупность отношений между субъектами рынка (продавцы и покупатели), которые основываются на конкуренции, взаимном согласии, эквивалентности. При этом объектами рынка выступают товары, услуги, средства производства, интеллектуальная собственность, рабочая сила, деньги.
Это понятие можно конкретизировать, и рынок рассматривать как любое взаимодействие, при котором люди вступают в отношения, главным условием для которых, является торговля.
Понятие рынок, необходимо рассматривать, в контексте нашей темы, с точки зрения причин и условий возникновения рынка и с точки зрения основных его функций: так мы лучше поймем его цивилизационную роль.
Итак, проанализируем основные причины возникновения рынка.
Среди них обычно выделяют:
- развитие общественного разделения труда;
- наличие обособленных товаропроизводителей;
- появление товарно-денежных отношений.
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Итак, развитие общественного разделения труда, характерно для всех цивилизационных этапов в развитии человечества. На протяжении многих веков, происходило отделение скотоводства от земледелия, возникновение натурального обмена, и выделением ремесла, как самостоятельной отрасли;
- появление обособленных производителей связано с тем, что ремесло, стало быть, более специализированным, появлялись новые отрасли ремесла, которые потом трансформировались в отдельные производства. Как следствие этого процесса происходил рост производительности труда и рост числа товаров;
- товарно-денежные
отношения появилась, как следствие
роста числа товаров и числа
производителей привели к
Исходя из причин возникновения рынка, выделяют несколько основных условий для возникновения национальных и глобальных рынков, это:
- наличие специализации
и общественного разделения
- экономическая обособленность производителей;
- решение проблем связанных с транзакционными издержками;
- наличие свободного обмена ресурсами.
Проанализируем их:
- первым условием
выступает наличие таких
- второе значимое
условие экономическая
- третья связана с разрешением проблем, которые обычно возникают в связи с самим функционированием рынка (транзакционные издержки) и включают различные технологические издержки;
- четвертое обязательное
условие для функционирования
рынка это свободный обмен
ресурсами между
Таковы основные причины и условия для возникновения рынка. Однако, формирование рынка продолжается до сих пор, и для нормального его функционирования, в современных условиях, необходимо обеспечение целого ряда условий:
- свобода экономической деятельности;
- ответственность ственных субъектов за итоги своей деятельности;
- ценообразование, которое должно быть свободным (а не плановым);
- конкуренция производителей,
которая служит для гарантий
от монополизации отдельных
- ограниченное воздействие
государства на субъектов
- ориентация национальных рынков на участие в мировых хозяйственных связях.
Таковы основные причины и условия для возникновения рынка.
Таким образом, выскажем ряд промежуточных выводов по данной части нашего изложения:
- рынок это совокупность
отношений между субъектами
- выделяют несколько
основных условий для
- исходя из причин
возникновения рынка, выделяют несколько
основных условий для
- В целом появление
рынка обусловлено эволюцией
общественных форм
Значимость института рынка для экономики и общественной жизни людей вытекает из основных его функций, которые мы рассмотрим в последующем изложении.
1.2 Функции рынка
В настоящей части изложения мы кратко проанализируем основные функции рынка, которые в том числе, формируют всю его значимость для экономики и общественных отношений.
Итак, к основным функциям рынка обычно относят:
- функцию информационную;
- функцию посредническую;
- ценообразующую;
- регулирующую;
- стимулирующую.
Эти функции определяются самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такие проблемы рынка, как что, как и для кого производить?
Каждая из этих функций обладает определенным набором свойств, с которыми необходимо ознакомиться подробнее.
Информационная функция заключается в том, что цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем у�
астникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Посредническая функция заключается в том, что рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика.
Ценообразующая функция реализуется в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В рыночной экономике эта оценка происходит в ходе обмена. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей..
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Когда растет цена это расценивается как сигнал к расширению производства, когда она падает это сигнал к его сокращению. В этом плане регулирующая функция тесным образом связана с уже рассмотренной нами выше информационной функцией. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором, рынок демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования подвластны его регулированию - периодические спады, инфляция и безработица тому подтверждение.
Стимулирующая функция рынка заключается в том, что рыночный механизм это, в известной мере, жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий, тем самым стимулируя других хозяйственных субъектов.
Таким образом, мы осветили основные функции рынков в рамках классической экономической теории. В то же время в рамках экономических воззрений Ф. Хайнека рынок рассматривается несколько иначе. Подробнее с его взглядами мы ознакомимся при анализе некоторых значимых положений его работы Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма, однако, для логики изложения материала представляется необходимым, вначале сформулировать основные выводы по данной части нашей работы:
- функции рынка обусловлены самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такие проблемы рынка, как что, как и для кого производить.
- к основным функциям рынка обычно относят: функцию информационную; посредническую; ценообразующую; регулирующую и стимулирующую. Каждая из этих функций обладает определенным набором свойств;
- информационная функция
подразумевает то, что цена, складывающаяся
на каждом из рынков, содержит
информацию, необходимую всем участникам
хозяйственной деятельности; посредническая
заключается в том, что рынок
выступает посредником между
производителями и
- настоящие функции характерны
для классической
Глава II. Фридрих Август фон Хайек Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма
2.1 Анализ главы Эволюция рынка: торговля и цивилизация
Основные взгляды Ф. Хайека на сущность рынка были изложены им во многих работах. В качестве примера можно привести такие его труды, как Цена и производство (1931), Чистая теория капитала (1941), Дорога к рабству (1944), Использование знаний в обществе (1945), а также некоторые другие. Однако последняя работа экономиста - Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма (1988) является итоговой и результирующей для его многолетней работы. Здесь нашли отражение многие идеи ученого о социализме, торговли и деньгах, роли религии в экономике и многие другие. В том числе именно в этой работе Ф. Хайек представляет идеи о непосредственной связи развития торговли и развития цивилизации и подводит нас к пониманию места рынка в цивилизационном процессе, что значимо в контексте нашей темы. Основные идеи ученого в этом плане были изложены в третьей главе книги, которая называется Эволюция рынка: торговля и цивилизация. Однако, перед рассмотрением той главы указанного исследования, в котором Ф. Хайек говорит о цивилизационной роли рынка, мы несколько подробнее ознакомимся с общими взглядами экономиста на институт рынка, так как это будет значимой посылкой для его рассуждений.
Ф. Хайек в большинстве своих работ понимает рынок несколько иначе, чем его трактует классическая экономика.
Он рассматривает рынок не как изобретение человек� и не как механизм реализации справедливости и оптимального распределения ресурсов, а как спонтанный экономический порядок. При этом Хайек очень четко различает понятия “рынок” и “хозяйство”. Последний, по его мнению, предполагает такое социальное устройство, при котором Некто размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. Это предполагает осуществление всей экономической деятельности по единому плану, где однозначно расписано, как будут “сознательно” использоваться общественные ресурсы для достижения определенных целей.
Рынок же, по мнению Хайека, функционирует принципиально иначе. Он не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению потребностей, а потом менее важных. Никто в отдельности не знает потребностей и возможностей всех, но каждый, вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях и возможностях и одновременно получает информацию о готовности других способствовать реализации этих целей. По Хайеку, рынок просто соединяет конкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь.