Российский нефтяной рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Значение нефтедобычи и нефтепереработки в народнохозяйственном комплексе…………………………………………………………………………4
2.Анализ российского нефтяного сектора, его структура и состояние……….5
3. Основные экономические и финансовые показатели нефтяного сектора…………………………………………………………………...………..8
4.Место нефтяной отрасли в экономике России………………………..……..10
5.Роль России на мировом рынке нефтепродуктов………………………..…..14
6.Зависимость мирового и внутреннего рынка нефтепродуктов. ……………17
7.Главные трудности и проблемы развития внутреннего рынка нефтепродуктов и продвижения российских нефтяных компаний на
мировой рынок…………………………………………..………………………19
8.На примере Томской области покажите роль нефтяных компаний для развития регионов……………………………………………………………….20
9. Заключение…………………………………………………………………….23
10.Список используемой литературы…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

д3500-10 Касина Н.О. экономич. теория семестр4 курсовая работа 1.docx

— 644.97 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

_____________________________________________________________

                            Факультет – ИДО

Направление (специальность) – экономика

                                   Кафедра – экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Российский нефтяной рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Касина Наталья Олеговна,               группа Д-3500/10

  

Руководитель  Дукарт Сергей Александрович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Томск 2012

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Значение нефтедобычи  и нефтепереработки в народнохозяйственном  комплексе…………………………………………………………………………4

2.Анализ российского нефтяного  сектора, его структура и состояние……….5

3.  Основные экономические  и финансовые показатели нефтяного   сектора…………………………………………………………………...………..8

4.Место нефтяной отрасли  в экономике России………………………..……..10

5.Роль России на мировом  рынке нефтепродуктов………………………..…..14

6.Зависимость мирового  и внутреннего рынка нефтепродуктов. ……………17

7.Главные трудности и  проблемы развития внутреннего  рынка    нефтепродуктов и продвижения российских нефтяных компаний на

 мировой рынок…………………………………………..………………………19

8.На примере Томской  области покажите роль нефтяных  компаний для     развития регионов……………………………………………………………….20

9. Заключение…………………………………………………………………….23

10.Список используемой  литературы…………………………………………..24

11 Приложение………………………………………………………………...…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

    Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России. Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств. Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа. Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи. В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

1.Значение нефтедобычи  и нефтепереработки в народнохозяйственном  комплексе.

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный хозяйственный  комплекс, который живет и развивается  по своим закономерностям. Что значит нефть сегодня для хозяйства  любой страны? Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста. Нефть - национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.  Нефть - наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики. В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации занимает 3 место в мире. В 1993 году было добыто 350 млн. т нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США. Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48, 3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.  На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.Анализ российского нефтяного сектора, его структура и состояние.

К настоящему времени в  разработку вовлечено более 60% текущих  запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до острова Сахалин на востоке, от острова Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3, 2%, Северный Кавказ - 1, 6%, Сахалин - 0, 5%. Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Волго-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопродуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем - сохранение высокой производительности старых районов.                                           Наблюдается «старение» Волго-Уральского района. Его технико-экономические выработки стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась. При «старении» ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно - Сибирская низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно - Сибирской нефти возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).                                                                                                                                                                                                                                                      Основные запасы сосредоточенные в Западной Сибири. Ориентировочно, на континентальном шельфе находится по меньшей мере 15 млрд. т. По данным международного аудита официально доказанные запасы 5 крупнейших российских нефтяных компаний составляют 6,4 млрд. т. Среди них крупнейшей по запасам является "Роснефть" - свыше 2,2 млрд. т, затем "Лукойл" - свыше 2 млрд. т. "ТНК" и "Сургутнефтегаз" владеют приблизительно 1 млрд. т, "Сибнефть" 0,6 млрд. т. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций. 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи.

Добытая из недр земли нефть  содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает  на нефтеочистительные заводы, которые  строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает  на нефтеперерабатывающие заводы, которые  строятся в районах потребления нефтепродуктов.  Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов. Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.   Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск). Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2, 5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.  На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

 Транспортировка нефти  водным путем обходится дешевле  и экономичней других видов  транспортировки, однако из-за  географических особенностей нашей  страны используется мало, в основном  при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.                                                                               Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов «Дружба» и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

 

 

   3.  Основные экономические и финансовые показатели нефтяного  сектора.

На процесс формирования внутренней цены на нефтепродукты влияют ограниченное предложение внутри страны, динамика мировых цен, система налогообложения, желание добывающих компаний сбывать  продукцию на экспорт, а не внутри страны, монополизированная система  сбыта.

     Главным рынком  российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу  направляется 93% всего экспорта нефти  из России. В эту оценку включены  как рынки стран Северо-Западной  Европы, Средиземного моря, так и  стран СНГ.  Поставки нефти  на рынок Азиатско-Тихоокеанского  региона постепенно растут. На  этом рынке преобладают поставки  нефти в Китай, они же обеспечивают  и основной прирост. На американском  рынке основным потребителем  российской нефти являются США,  но эти поставки не играют  заметной роли.

 Так, если в 2010 году  поступления в российский бюджет  от нефтегазовой сферы составили  4,1 трлн. рублей, то в прошлом –  более 5,2 трлн. (общие доходы бюджета  по итогам 2011 года ожидаются на  уровне 10,3 трлн. рублей). При таком  положении вещей любые негативные  изменения стоимости нефти становятся  серьезной проблемой для бюджета  страны; Сегодня уже известно, что  страна закончила 2011 год с профицитом  бюджета – 0,8-1% ВВП (кстати, это  произошло впервые за последние  два года). И заслуга в этом, кто бы сомневался, высоких цен  на нефть. Что касается прогнозов  на год нынешний, то, как утверждают  эксперты, бюджет РФ останется  сбалансированным при цене на  нефть в $117/барр. (The Economist, правда, считает, что положительным он будет и при цене на нефть около $110 долл.), если же она опуститься до $100, можно ожидать дефицит в 1,5% ВВП. Очевидно, что Россия прочно сидит на нефтяной игле; Понятно, что неиссякаемый поток нефтедолларов позволяет решать многие проблемы российского общества. Так, в 2000–2006 годах в связи с ростом цен на нефть денежные доходы россиян выросли более чем в 4-е раза, а пенсии – в 3,4 раза. Что касается текущего года, то ожидается, что социальные расходы могут составить 31% федеральных расходов. Снижение цены на нефть, скажем, ниже $80/барр., станет весьма чувствительным для бюджета, поставит под вопрос выполнение многих социальных программ;

Что касается качества нефтепродуктов, то в стране крайне низкий уровень переработки нефти. Достаточно сказать, что доля бензина класса Евро-3, Евро-4, составляет всего 38%, а доля дизельного топлива стандарта Евро-4, Евро- 5 – всего лишь 18%. Где крупные российские химические компании? В топ-50 входят китайские, корейские, индийские, бразильские, мексиканские, но нет ни одной российской компании. Конечно, переработка нефтяного сырья на российских НПЗ постепенно растет, предполагается увеличение глубины переработки нефти до 85%, планируется, что к 2020 году 80% выпускаемого бензина Аи 92% дизельного топлива будут соответствовать Евро-5;  Именно коррупцию и неэффективность “The Economist” назвал в качестве главных проблем российской нефтянки.  И все-таки хочется надеяться, что проблемы – не что иное, как предоставленная нам вновь возможность меняться и расти. Хочется верить, что проблемы нефтегазовой отрасли страны растут оттого, что растет и сама отрасль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Место нефтяной  отрасли в экономике России.

 

       Для  нефтяной и газовой отраслей, как и для угольной характерен  высокий удельный вес сооружений: они занимают более двух третей  в составе основных фондов  нефтедобывающей отрасли. При  этом скважины составляют примерно 60-70%, рабочие машины и оборудование 8-12%, передаточные устройства около  16%, здания 3%, силовое оборудование 1-2% и транспортные средства 1%.

 Иное положение в  буровых и геолого-поисковых организациях. Здесь наиболее значительно представлено производственное оборудование, главным образом установки, используемые при строительстве скважин. Оно поглощает почти половину стоимости основных фондов. Высок также удельный вес зданий (около 25%), транспортных средств (11-12%), силового оборудования (до 10%).На нефтеперерабатывающих заводах наибольший удельный вес имеют технологические установки и другие виды производственного оборудования.

       Производственные основные фонды нефтедобывающей, перерабатывающей и газовой промышленности составляют 7% этих фондов страны, а численность их рабочих по промышленной части менее 1%. Такое соотношение объясняется значительностью капитальных вложений, необходимых для развития нефтяной и газовой промышленности, и относительно высоким размером их основных фондов, приходящихся на 1 рубль продукции, отличающими их от других индустриальных отраслей.

    Действующая налоговая система РФ для изъятия доходов, полученных вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры, имеет следующие налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), заменивший налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акцизы на нефть, а также экспортная пошлина, которую вновь ввели в 1999 г. после отмены в 1996 г., и налог на прибыль.

        В настоящее время Россия - единственная страна в мире среди добывающих стран, которая не учитывает в своей налоговой политике нефтегазового комплекса специфические показатели, характеризующие особенности месторождений полезных ископаемых при их добыче. Из этого можно сделать вывод, что налоговая политика не стимулирует рациональное и эффективное пользование недрами.

        Сейчас налог на добычу полезных ископаемых по нефти взимается с добычи по специфическим ставкам, зависящим от экспортных цен на нефть. Получается, что ранее существовавшие платежи, которые учитывали рентную составляющую, были заменены на налог на сверхприбыль от реализации, исходя из этого НДПИ можно отнести к экспортным налогам, который платят все нефтедобывающие компании, независимо от количества экспортируемого сырья. Недифференцируемый рост изъятия ренты может привести к ухудшению финансового состояния предприятий, работающих в неблагоприятных природных условиях.  Экспортным налогом в НГК является экспортная пошлина, которая во многом дублирует НДПИ, но их принципиальное различие заключается в том, что экспортная пошлина взимается с объема экспорта, а НДПИ - со всей добычи, т.е. имеет место двойное налогообложение.  Данные обстоятельства вступают в противоречие с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством, где согласно п.3 ст.3 НК РФ[26] "налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование" и п.1 ст.3 "при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".

Информация о работе Российский нефтяной рынок