Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:46, курсовая работа
Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Значение нефтедобычи и нефтепереработки в народнохозяйственном комплексе…………………………………………………………………………4
2.Анализ российского нефтяного сектора, его структура и состояние……….5
3. Основные экономические и финансовые показатели нефтяного сектора…………………………………………………………………...………..8
4.Место нефтяной отрасли в экономике России………………………..……..10
5.Роль России на мировом рынке нефтепродуктов………………………..…..14
6.Зависимость мирового и внутреннего рынка нефтепродуктов. ……………17
7.Главные трудности и проблемы развития внутреннего рынка нефтепродуктов и продвижения российских нефтяных компаний на
мировой рынок…………………………………………..………………………19
8.На примере Томской области покажите роль нефтяных компаний для развития регионов……………………………………………………………….20
9. Заключение…………………………………………………………………….23
10.Список используемой литературы…………………………………………..24
Применение единой недифференцируемой ставки НДПИ приводит к тому, что компании отказываются от эксплуатации низкодебетных скважин и добывают только легкодоступную или "легкую" нефть, а низкодебетные скважины консервируются, и их расконсервация требует больших финансовых и трудовых вложений. Такая налоговая политика в конечном счете негативно сказывается на НГК в целом. Она должна мотивировать нефтедобывающие компании выделять больше средств на максимальную добычу углеводородов. Дифференциацию ставок вводят для того, чтобы учесть различные горно-геологические и географические факторы, влияющие на экономику проектов.
В случае нефтяных месторождений это прежде всего:
качественные характеристики нефти: плотность, содержание серы, парафинов и т.п.;
характеристики коллектора: глубина залегания, структура, проницаемость и т.п.;
стадия разработки: выработанность, обводненность, истощенность;
уровень добычи;
географические: удаленность от существующей инфраструктуры, суша - шельф, удаленность от рынка сбыта.
Дифференциация ставок позволяет разрабатывать нерентабельные месторождения при единой ставке налога. Кроме того, дифференциацию вводят для того, чтобы изымать сверхдоходы с пользователей более качественных запасов, которые содержат легкую малосернистую нефть, имеют низкую себестоимость добычи, скважины которых характеризуются высоким дебитом, имеют малую выработанность и обводненность, близки к рынкам сбыта и т.п. Таким образом, дифференциация увеличивает конкурентоспособность компаний, работающих на "плохих" месторождениях в сравнении с компаниями, у которых "хорошие" месторождения.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 151-ФЗ[27] предполагает создание налоговых стимулов для освоения новых нефтяных месторождений, расположенных в Восточной Сибири, месторождений сверхвязкой нефти, разработки месторождений со степенью выработанности свыше 80% при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на каждом конкретном участке недр.
Закон предусматривает введение следующих изменений в действующее законодательство:
закрепляет на постоянной основе механизм начисления НДПИ по специфической ставке 419 руб. за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр;
вводит понижающий коэффициент, характеризующий выработанность запасов для участков недр с выработанностью извлекаемых запасов более 80%, позволяющий уменьшать ставку налога до 30%;
устанавливает нулевую ставку НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных в Восточной Сибири, а также для сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 МПа x с (в пластовых условиях).
Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Например, нефтяная компания ОАО "ЛУКОЙЛ", которая является лидером отечественного нефтегазового комплекса, уплатила в бюджет в первом полугодии 2006 г.5341 млн долл. США, из которых на долю НДПИ приходится до 65% уплаченных налоговых отчислений.
На сегодняшний день экспортные пошлины играют роль налога на сверхдоходы, возникающие преимущественно из-за разницы внутренних цен с экспортными. Экспортные пошлины являются вторым по значимости нефтяным налогом и удобным способом изъятия сверхдоходов. Средние экспортные пошлины на нефть в 2006 г. составили 197 долл/т, что на 50% больше, чем в 2005 г.
Налог на прибыль нефтяных компаний играет гораздо меньшее значение, чем НДПИ и экспортные пошлины, и ставка этого налога в настоящее время составляет 24%. За первое полугодие 2006 г. налог на прибыль ОАО "ЛУКОЙЛ" составил 1508 млн долл. США, что на 46% больше аналогичного периода в 2005 г.
В конечном счете сложившаяся налоговая система в большей или меньшей степени не удовлетворяет субъектов налоговых правоотношений. Введенная с 1 января 2007 г. дифференцируемая ставка НДПИ не решает всех проблем с эффективным изъятием сверхдоходов в НГК. При этом она не распространяется на все месторождения РФ, как, например, на месторождения Тимано-Печорского бассейна, континентального шельфа и на новые месторождения.
В будущем Министерство природных ресурсов РФ планирует широкое рассмотрение дифференциации ставки НДПИ по месторождениям, не вошедшим в ранее принятый Закон.
Можно говорить об эффективности или неэффективности применяемого налога в отдельности, но сложнее говорить об эффективности налоговой политики в целом, т.к. налоговая политика имеет многогранный характер.
Характеристики налоговой системы НГК зависят от целей, которые государство хочет достичь от использования своих природных ресурсов. Как правило, такими целями являются: повышение благосостояния общества, максимизация ожидаемой ренты и ее изъятие, эффективность недропользования, обеспечение энергетической безопасности и т.п. Свойства налоговой системы сильно зависят от того, какая цель для государства является приоритетной. Например, в России основной целью налоговой политики в отношении нефтедобычи становится изъятие максимальной части ренты
Пониженная налоговая ставка установлена: для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденных по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральным законодательством от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений. Они уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, по ставке с коэффициентом 0,7.
5.Роль России
на мировом рынке
«Нефть - кровь российской экономики». Экспорт нефти играет важнейшую роль в развитии экономики России, а в недалеком прошлом во многом определял возможности экономического развития бывшего Советского Союза. В условиях новой геополитической ситуации значительно сократился экспорт российской нефти в страны ближнего зарубежья. Если в 1992 г. поставки нефти из России в страны СНГ и Прибалтики составили 72 млн. т., то в 1998 г. они сократились до 21,9 млн. т. Снижение в 1992-1998 гг. экспорта нефти в ближнее зарубежье сопровождалось его ростом в дальнее зарубежье (главным образом, в промышленно развитые страны Европы) с 66 млн. т в 1992 г. до 117 млн. т. в 1998 г. Такой резкий рост объясняется, главным образом, стремлением экспортеров компенсировать потери от обвала мировых цен за счет товарооборота. Сыграли свою роль и обязательства в рамках программы "экспорт за долги". Нефтяная промышленность России в последние годы переживает глубокий спад. Добыча нефти и газового конденсата сократилась по сравнению с 1990 г. более чем на 40%. При этом отрасль продолжает обеспечивать как внутренние потребности страны, так и экспорт. Несмотря на современное кризисное состояние нефтяной промышленности, Россия остается одним из крупнейших в мире производителей, потребителей и экспортеров нефти и продолжает сохранять важные позиции на мировом рынке, занимая третье место в мире по добыче нефти. Для России, как и для большинства стран-экспортеров, нефть - один из важнейших источников валютных поступлений. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет около 27%. На экспорт поставляются 2/5 добываемой в стране нефти и 1/3 от производимых нефтепродуктов. На долю крупных нефтяных компаний приходится около 80% добычи нефти в стране, а доля экспорта в 1998 г. возросла до 34,1%. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. доля экспорта совместных предприятий сократилась с 57,2 до 48,7%.Нефтяная отрасль прошла более глубокую либерализацию и коммерциализацию, чем другие отрасли энергетического сектора экономики. Произошло разрушение командной, централизованной структуры, осуществлена демонополизация, появились новые производственные и сбытовые единицы, вертикально интегрированные компании, расширилась деятельность совместных предприятий, образовался внутренний рынок нефти. За период реформ проведена широкомасштабная либерализация внешнеэкономической деятельности. Установлен новый порядок экспорта нефти и нефтепродуктов, в том числе отменены квоты и лицензии, ликвидирован институт спец экспортеров, пересмотрены условия использования системы экспортных трубопроводов. Таким образом, сделаны дополнительные шаги к переходу на чисто экономические методы регулирования экспорта. Основная проблема нефтяной промышленности заключается в отсутствии инвестиций. Она еще больше углубилась в результате падения мировых цен на нефть в 1997-1998 гг. и обострения финансово-экономической ситуации в мире и особенно в Юго-Восточной Азии. Начиная с 1997 г. нефтяным компаниям приходилось брать кредиты, в том числе в иностранных банках, для расчетов с бюджетом, а не для того, чтобы разрабатывать новые месторождения. В настоящее время полученные ранее нефтяными компаниями кредиты практически уже использованы, и при отсутствии ресурсов для капитальных вложений в нефтяной комплекс отрасль вряд ли сможет компенсировать падение добычи в связи с истощением месторождений. Другой проблемой нефтяников является перегруженность отрасли налогами, забирающими более 50% выручки (в западных странах объем налогообложения 28-30%). Система налогообложения фактически не реагирует на изменение рыночных условий. Нефтяники сейчас являются крупнейшими заемщиками, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, так как при отсутствии прибыли и даже убыточности экспорта из-за падения цен налоги фактически не уменьшились, что не дает возможности финансировать производство. В целом потребности российского ТЭК в инвестициях на период до 2010 г. оцениваются в 180-210 млрд. долларов. В связи с этим приоритетной задачей является создание стимулирующих условий для роста экспорта нефти и нефтепродуктов как одного из важнейших источников поступления валюты, установление реального курса рубля, снижение налоговой нагрузки, транспортных тарифов, различных таможенных сборов, обеспечение доступных кредитов. Согласно "Энергетической стратегии России до 2010 г." предполагается, что добыча нефти (включая газовый конденсат) будет осуществляться в соответствии с минимальным и максимальным сценариями развития энергетики на уровне 270-310 млн. т в год. Рассматривая перспективы за пределами 2010 г., следует отметить, что стратегия в этой области не может ориентироваться только на сохранение роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика углеводородного сырья - необходимо создать такие условия, чтобы в экспорте возросла доля готовой продукции и продукции машиностроения. Экспорт топлива способствует формированию единого энергетического пространства на европейском континенте. Проблема энергообеспечения приобрела глобальный характер, и эффективное ее решение невозможно без широкого международного сотрудничества, без усиления интеграционных процессов в Европе и мировом сообществе в целом. Негативные моменты, связанные с поставкой топлива за рубеж, могут быть преодолены с помощью вмешательства государства в экономику, усиления его регулирующей роли в интересах всего общества. Перспективы нефтяного экспорта России будут определяться, прежде всего, необходимостью обеспечения валютных поступлений в страну. От их получения зависит структурная перестройка экономики, переход на энергосберегающую модель хозяйствования, преодоление кризисных процессов в стране. Все эти факторы будут способствовать тому, чтобы, по крайней мере, сохранить существующий объем экспорта жидкого топлива. Россия способна сохранить и расширить свое присутствие на рынках жидкого топлива за границей. Сокращение нефтедобычи пока, по существу, не сказывается на объемах вывоза нефти. В то же время значительно увеличивать поставки нефти за рубеж также не представляется целесообразным. Это может привести к деформациям в экономике России, потере ею экономической самостоятельности. Экспорт нефти и нефтепродуктов является важным фактором экономической стабилизации России и позволяет нефтяному комплексу развиваться и решать проблемы поддержания и развития материально-технической базы, повышать надежность и эффективность энергообеспечения России.
6.Зависимость мирового и внутреннего рынка нефтепродуктов.
Можно выделить три основных группы факторов, влияющих на конъюнктуру цен и структуру поставок мирового рынка нефти. К первой группе относятся данные о спросе и предложении. Вторую группу факторов характеризуют биржевые механизмы ценообразования и управления рисками (хеджирования) на рынке, в основе которых лежит торговля стандартными контрактами с соответствующим базовым активом. Третью группу составляют аспекты нефтяной дипломатии стран-экспортеров и импортеров, или так называемые политические факторы. Таким образом, успешная торговля на мировых биржах должна учитывать все возможные механизмы влияния на динамику цен на нефть и, самое главное, опираться на тщательный анализ происходящих изменений на мировых и национальных рынках. Исходя из себестоимости добычи нефти и ее доставки, условно запасы стран также можно разделить на группы. Самая дешевая нефть на Ближнем Востоке, далее идут Венесуэла, Индонезия, Нигерия, Россия, Мексика и штат Техас (США). Самая высокая себестоимость добычи нефти на Аляске, в Северном море и в Канаде. Все группы стран по себестоимости добычи нефти укладываются в интервал от 1 до 15 долл. за баррель. По некоторым расчетам в настоящее время себестоимость 1 барреля нефти, производимой в нашей стране, составляет 6 долл. за баррель.
7.Главные трудности
и проблемы развития
Нефтяной сектор России включает в себя около 10 крупных нефтегазовых компаний и 113 мелких. Крупнейшими российскими компаниями являются ЛУКОЙЛ, Роснефть, включая Юганскнефтегаз, ТНК-BP, включая 0,5 Славнефти, Сургутнефтегаз, Газпром, включая Сиб-нефть и 0,5 Славнефти, Татнефть. На долю ВИНК приходится 90,7% добычи и более 87% пере-работки нефти. Это свидетельствует о том, что рынки нефти и нефтепродуктов находятся под контролем ВИНК, которые сосредоточили в своих руках практически весь цикл обращения нефти, начиная от ее добычи и последующей переработки до продажи конечным потребителям на внутреннем розничном и внешнем рынках.
В структуре нефтяного экспорта России по-прежнему преобладает экспорт сырой нефти, составивший почти 75% общего экспорта нефти и нефтепродуктов. В то же время в нефтяном экспорте наблюдалось и существенное увеличение объема экспорта нефтепродуктов, который устойчиво растет, начиная с 1996 г. Причем, экспортируется бензин с октановым числом 95 и выше. Такая ситуация позиционирует российскую нефтепереработку как поставщика полуфабрикатов.
На внутреннем российском рынке нефти и нефтепродуктов остается ряд нерешенных проблем. К их числу следует отнести: ухудшение финансового состояния отдельных предприятий нефтяного сектора; дефицит инвестиционных ресурсов; высокую степень износа основных фондов предприятий сектора; деформацию ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы, что приводит к нерациональной структуре спроса на энергетические ресурсы. Из 25 НПЗ, расположенных на территории России, 20 работают по 40-50 лет, износ основных произ-водственных фондов НПЗ в настоящее время достигает 60-75%. Внутренний спрос на нефтепродукты составляет менее 120 млн. тонн, он полностью удовлетворяется производимыми в стране нефтепродуктами. Важным фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка России, стал уровень мировых цен на сырую нефть. Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «вытягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо.
Подводя итог проведенному анализу структуры внутреннего рынка России, можно констатировать, что, несмотря на довольно значительные успехи в развитии нефтяного сектора в последние годы, в нем остается нерешенным ряд проблем, к числу которых следует отнести: ухудшение финансового состояния отдельных предприятий и, как следствие, недостаточная эффективность производства, недостатки ценовой политики; дефицит инвестиционных ресурсов; высокая степень износа основных фондов предприятий сектора; деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы, что приводит к нерациональной структуре спроса на энергоресурсы. Эти факторы свидетельствуют о несовершенстве внутреннего рынка энергоносителей и структуры их потребления.
Формирование в России
биржевого рынка нефти и
8.На примере Томской области покажите роль нефтяных компаний для развития регионов.
В нефтяной отрасли основной
задачей является нахождение возможности,
чтобы сохранить объемы добычи на уровне
2010 года. Здесь необходимо точечно работать
как с крупнейшим нефтедобывающим предприятием
региона - ОАО "Томскнефть ВНК", так
и с малыми компаниями-