Россия в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Глобализация - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимо-зависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность модернизации
1.1 Понятия модернизации и глобализации
1.2 Сущность стратегии модернизации
1.3 Цели и средства
2. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации
2.1 Критерии экономической безопасности
2.2 Влияние глобализации на экономическое развитие России
2.3 Роль инновационного фактора на экономику страны
3. Россия в условиях глобализации
3.1 Основные проблемы современной глобализации
3.2 Место России в мировых экономических отношениях
3.3 Стратегия развития экономики России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Сущность модернизации

1.1 Понятия модернизации и глобализации

1.2 Сущность стратегии модернизации

1.3 Цели и средства

2. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической  безопасности России в условиях глобализации

2.1 Критерии экономической  безопасности

2.2 Влияние глобализации  на экономическое развитие России

2.3 Роль инновационного  фактора на экономику страны

3. Россия в условиях глобализации

3.1 Основные проблемы современной  глобализации

3.2 Место России в мировых экономических отношениях

3.3 Стратегия развития  экономики России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

1. Сущность модернизации

1.1 Понятия модернизации  и глобализации

 

Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Глобализация - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимо-зависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Глобализация мировой  экономики и растущая синхронизация  политико-правовых и социально-гуманитарных процессов в мировом масштабе создают принципиально новый  контекст развития России. Открываются  новые возможности и появляются новые вызовы — как для внешнего позиционирования, так и для достижения целей внутреннего развития. Внешние  вызовы хорошо заметны — это угрозы безопасности со стороны государственных  и негосударственных субъектов, влияние мирового финансового кризиса  на российскую экономику, зависимость  страны от состояния международных  рынков энергоносителей — и именно они чаще всего становятся объектом дискуссий о «последствиях глобализации». Однако внутренние вызовы имеют не меньшее, а в российских условиях — может быть, даже большее значение. В соответствии с известным принципом, в глобальном мире надо бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте, а чтобы двигаться вперед — надо бежать в два раза быстрее. Неэффективная правовая система, низкий уровень доверия граждан к органам государственного управления, несформированность национальной гражданской идентичности — все эти «внутренние изъяны» несовместимы с задачей радикального укрепления конкурентоспособности национальной экономики и повышения качества жизни людей.

Оба этих принципа равно  значимы для обеспечения успеха преобразований. Пренебрежение любым  из них ведет к подрыву  общественной базы проводимой политики, к ее саботированию, а в конечном итоге — к провалу. Реализация стратегии модернизации должна опираться на последовательные усилия по созданию широких коалиций, поддерживающих заявленные направления трансформации государства, экономики и общества.

 

 

1.2 Сущность стратегии модернизации

 

Главным вызовом в экономической  сфере на ближайшие 10 лет является необходимость репозиционирования России в мировой экономике. Сырьевая специализация не способна обеспечить ни устойчивое повышение уровня и качества жизни (поскольку не дает стабильного, независимого от внешней конъюнктуры источника ресурсов), ни формирование нового образа жизни. Развитие страны должно опираться на использование трех главных конкурентных преимуществ: ресурсного потенциала, территориального потенциала и творческого потенциала граждан. Пока активно задействована только первая группа преимуществ. Для использования территориального потенциала необходимо развитие инфраструктуры, создание условий для реализации предпринимательской инициативы, изменение стереотипов в сфере сектора услуг (информационных, транспортных, туристических). Актуализацию же творческого потенциала граждан обеспечат не только экономические, но и социально-политические условия — свобода творчества и защищенность его результатов в форме интеллектуальной собственности, развитость социальных связей и доверие в обществе, доступное и качественное образование, эффективно действующая судебная система. Обеспечение этих условий должно стать неотъемлемым элементом стратегии развития.

  В новом тысячелетии у России уже было достаточно времени, чтобы оценить результаты экспериментов с различными сценариями развития. С одной стороны, инерционно-популистские сценарии проедания ресурсных богатств не обещают ничего, кроме решения краткосрочных задач в ущерб долгосрочным национальным приоритетам. С другой стороны, попытки возрождения мобилизационных механизмов игнорируют простой и непреложный факт: экономика новой России носит рыночный характер, ею нельзя «управлять» с помощью директив и государственных инвестиций. Реальные механизмы повышения эффективности экономики связаны со всеобъемлющей институциональной модернизацией политической системы, экономики и общества. Только решение этой задачи способно вывести Россию в число интеллектуально-культурных лидеров современного мира, способных генерировать и воплощать новые научно-технические и социально-культурные идеи.

Суть стратегии модернизации — в создании силами широких общественных коалиций механизмов, которые обеспечат  инновационное развитие на базе использования  конкурентных преимуществ страны. Для  этого необходимо формирование институциональной  среды, благоприятной для развития бизнеса и некоммерческих организаций  за счет формулирования правил, которые  нацеливают на производительную деятельность по созданию общественного богатства, а не на его перераспределение. Государство должно сосредоточить усилия на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полное использование как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала граждан.

Из имеющихся на сегодняшний  день альтернатив только стратегия  модернизации позволяет в полной мере развивать и реализовывать  творческий потенциал населения  страны и обеспечивать освоение территории, отвечающее современным стандартам качества жизни. Только модернизация способна гарантировать достижение стратегических целей развития страны при сохранении критических параметров функционирования социально-экономической и политической системы.

         Обеспечить долгосрочный социально-экономический рост, усиление роли России в глобальной экономике и шире, в мировой системе в целом возможно лишь при выполнении ряда условий. Эти условия укладываются в триединую формулу: «Свобода, собственность, законность»: Без свободы нет творчества, без собственности нет развития, без законности нет государства.

Обеспечение этих условий  в рамках стратегии модернизации опирается на комплексную институциональную  трансформацию государства, экономики  и общества. Она сопровождается направлением государственных средств на институциональные  и структурные преобразования, а  частных — на развитие бизнеса  в улучшающихся условиях хозяйствования. Новая роль государства в экономических  и общественных процессах заключается  в обеспечении верховенства законов, понимаемых и принимаемых всем обществом.

Для этого необходимы: равноправный диалог государства, общества и бизнеса  по ключевым вопросам общественного  развития, результаты которого ложились бы в основу принимаемых нормативных  решений; приоритет защиты прав собственности  перед задачами непосредственного  регулирования экономических процессов  и сиюминутными соображениями экономической  и политической целесообразности; повышение  качества предоставляемых государством услуг посредством снижения коррупции и административных барьеров, проведения административной реформы и реформы государственной гражданской службы, укрепления независимости, беспристрастности и профессионализма судебной системы.

Движение по этому пути обещает достижение стратегических целей развития страны и лидерство  в глобальном масштабе. Однако для  этого необходимы значительные усилия по формированию и подержанию общественных коалиций, заинтересованных в преобразованиях.

В условиях слабой развитости партийной системы формирование эффективных общественных коалиций в поддержку модернизации будет  обеспечено осознанием невозможности  достижения целей отдельных групп  общества, вне долгосрочной скоординированной стратегии. Создание таких коалиций должно опираться на два ключевых принципа: принцип вовлеченности и принцип компенсации: во-первых, идентификация общественных групп, которые выигрывают от соответствующих мероприятий, привлечение их к разработке этих мероприятий и защите в общественно-политических дискуссиях; во-вторых, идентификация проигрывающих групп и определение адекватного порядка компенсации их потерь для устранения у них стимулов к противодействию преобразованиям.

 

 

1.3 Цели и средства

    

Призывы к модернизации бессмысленны, если её содержание не определено конкретно. Конкретика модернизации выражается, постановкой целей и определением средств их достижения. Методология  постановки целей давно разработана  и широко применяется в управлении большими социальными, экономическими, технологическими, политическими и другими системами и проектами. В соответствии с этой методологией в результате разработки системы целей, подчиненной достижению главной цели, формируется разветвлённое дерево целей с множеством частных целей (подцелей). Цели верхних уровней носят более общий характер, но должны выражаться измеримыми величинами. Например, исходя из крайне низкой продолжительности жизни мужчин в России, одной из главных социальных целей может быть поставлена цель «увеличить среднюю продолжительность жизни мужчин в РФ с 60 до 70 лет к 2020 году». Цели нижнего уровня дифференцированы и для данного примера могут выглядеть, в частности, «сократить долю курящих мужчин с 60 до 40 % к 2020 году», или «охватить ежегодным санаторно-курортным лечением с его льготной оплатой 100% мужчин, нуждающихся в таком лечении, к 2018 году» и т.п. Частные цели конкретизируются для регионов и, при необходимости, для населённых пунктов.

     Большие перемены в жизни страны, вызываемые модернизациями, ведут не только к достижению намечаемых общественно полезных, явно положительных результатов, но, как правило, сопровождаются отрицательными явлениями и негативными последствиями социального, экономического, экологического, политического характера. Такие явления не могут быть целями модернизации. Однако при разработке дерева целей их необходимо предвидеть, и в самом дереве ставить цели для недопущения и преодоления всех до одного отрицательных последствий модернизации. Это зависит от компетентности и честности разработчиков программы, руководителей и экспертов.

       В соответствии с методологией программно-целевого планирования вслед за деревом целей должна быть разработана система средств, необходимых для достижения каждой цели. Возникновение необходимости в том или ином средстве означает постановку целей по созданию этого средства. В итоге, наряду с деревом «чистых» целей появляется дерево комбинации средств и целей. Под средствами достижения целей понимаются как ресурсы, так и методы, с использованием которых решаются запланированные задачи. Поэтому дерево «средства» строится в виде двух – дерева «ресурсы» и дерева «методы».

     Дерево «ресурсы» оказывается самым сложным, поскольку, составленное в полном объёме, оно охватывает все виды требующихся для реализации программы модернизации ресурсов: научно-технических, сырьевых и материальных (по видам сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), оборудования и технических средств всех видов, энергетических (по всем необходимым видам энергии – электрической, тепловой, гидравлической и т.д.), требующихся объёмов грузоперевозок и транспортных средств (включая ресурсы погрузо-разгрузочных работ), средств связи и информационного обеспечения, земельных, водных и других природных ресурсов, трудовых ресурсов (с учётом прироста и убыли трудоспособного населения, стихийной и организуемой миграции и перераспределения населения между регионами и населёнными пунктами), инфраструктурных ресурсов в стране и в регионах, затрагиваемых программой модернизации.

       Дерево «методы» помогает заранее предусмотреть потребности в организационно-методическом обеспечении деятельности по достижению множества программных целей. Здесь предполагается указать те решения в части создания правовых актов и организационных форм, которые необходимы для достижения каждой из целей и подцелей. Здесь же указываются методы (методики) выполнения управленческих и непосредственно технологических действий по всем пунктам и ветвям деревьев целей и ресурсов. Построенные деревья и ветви целей, ресурсов и методов являются основой для разработки собственно программы модернизации, представляющей собой крупномасштабный комплексный план для всей страны на длительный период. В итоге, рабочая программа модернизации, позволяющая непрерывно вести мониторинг её выполнения и принимать адекватные решения по её корректировке и достижению нужных результатов, должна содержать:

 1. Перечни заданий для органов федерального, регионального и местного уровня и для ведомств и других исполнителей с указанием планируемых результатов, выраженных количественно, и необходимых для этого главных действий. По каждому заданию должны быть указаны сроки их выполнения, и назначены ответственные исполнители (руководители);

Информация о работе Россия в условиях глобализации