Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа
Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Глобализация - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимо-зависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.
Введение
1. Сущность модернизации
1.1 Понятия модернизации и глобализации
1.2 Сущность стратегии модернизации
1.3 Цели и средства
2. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации
2.1 Критерии экономической безопасности
2.2 Влияние глобализации на экономическое развитие России
2.3 Роль инновационного фактора на экономику страны
3. Россия в условиях глобализации
3.1 Основные проблемы современной глобализации
3.2 Место России в мировых экономических отношениях
3.3 Стратегия развития экономики России
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Сущность модернизации
1.1 Понятия модернизации и глобализации
1.2 Сущность стратегии модернизации
1.3 Цели и средства
2. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации
2.1 Критерии экономической безопасности
2.2 Влияние глобализации
на экономическое развитие
2.3 Роль инновационного фактора на экономику страны
3. Россия в условиях глобализации
3.1 Основные проблемы современной глобализации
3.2 Место России в мировых экономических отношениях
3.3 Стратегия развития экономики России
Заключение
Список использованной литературы
1. Сущность модернизации
1.1 Понятия модернизации и глобализации
Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Глобализация - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимо-зависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.
Глобализация мировой
экономики и растущая синхронизация
политико-правовых и социально-гуманитарных
процессов в мировом масштабе
создают принципиально новый
контекст развития России. Открываются
новые возможности и появляются
новые вызовы — как для внешнего
позиционирования, так и для достижения
целей внутреннего развития. Внешние
вызовы хорошо заметны — это угрозы
безопасности со стороны государственных
и негосударственных субъектов,
влияние мирового финансового кризиса
на российскую экономику, зависимость
страны от состояния международных
рынков энергоносителей — и именно
они чаще всего становятся объектом
дискуссий о «последствиях
Оба этих принципа равно значимы для обеспечения успеха преобразований. Пренебрежение любым из них ведет к подрыву общественной базы проводимой политики, к ее саботированию, а в конечном итоге — к провалу. Реализация стратегии модернизации должна опираться на последовательные усилия по созданию широких коалиций, поддерживающих заявленные направления трансформации государства, экономики и общества.
1.2 Сущность стратегии модернизации
Главным вызовом в экономической
сфере на ближайшие 10 лет является
необходимость
В новом тысячелетии у России уже было достаточно времени, чтобы оценить результаты экспериментов с различными сценариями развития. С одной стороны, инерционно-популистские сценарии проедания ресурсных богатств не обещают ничего, кроме решения краткосрочных задач в ущерб долгосрочным национальным приоритетам. С другой стороны, попытки возрождения мобилизационных механизмов игнорируют простой и непреложный факт: экономика новой России носит рыночный характер, ею нельзя «управлять» с помощью директив и государственных инвестиций. Реальные механизмы повышения эффективности экономики связаны со всеобъемлющей институциональной модернизацией политической системы, экономики и общества. Только решение этой задачи способно вывести Россию в число интеллектуально-культурных лидеров современного мира, способных генерировать и воплощать новые научно-технические и социально-культурные идеи.
Суть стратегии модернизации — в создании силами широких общественных коалиций механизмов, которые обеспечат инновационное развитие на базе использования конкурентных преимуществ страны. Для этого необходимо формирование институциональной среды, благоприятной для развития бизнеса и некоммерческих организаций за счет формулирования правил, которые нацеливают на производительную деятельность по созданию общественного богатства, а не на его перераспределение. Государство должно сосредоточить усилия на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полное использование как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала граждан.
Из имеющихся на сегодняшний день альтернатив только стратегия модернизации позволяет в полной мере развивать и реализовывать творческий потенциал населения страны и обеспечивать освоение территории, отвечающее современным стандартам качества жизни. Только модернизация способна гарантировать достижение стратегических целей развития страны при сохранении критических параметров функционирования социально-экономической и политической системы.
Обеспечить долгосрочный социально-экономический рост, усиление роли России в глобальной экономике и шире, в мировой системе в целом возможно лишь при выполнении ряда условий. Эти условия укладываются в триединую формулу: «Свобода, собственность, законность»: Без свободы нет творчества, без собственности нет развития, без законности нет государства.
Обеспечение этих условий в рамках стратегии модернизации опирается на комплексную институциональную трансформацию государства, экономики и общества. Она сопровождается направлением государственных средств на институциональные и структурные преобразования, а частных — на развитие бизнеса в улучшающихся условиях хозяйствования. Новая роль государства в экономических и общественных процессах заключается в обеспечении верховенства законов, понимаемых и принимаемых всем обществом.
Для этого необходимы: равноправный
диалог государства, общества и бизнеса
по ключевым вопросам общественного
развития, результаты которого ложились
бы в основу принимаемых нормативных
решений; приоритет защиты прав собственности
перед задачами непосредственного
регулирования экономических
Движение по этому пути обещает достижение стратегических целей развития страны и лидерство в глобальном масштабе. Однако для этого необходимы значительные усилия по формированию и подержанию общественных коалиций, заинтересованных в преобразованиях.
В условиях слабой развитости партийной системы формирование эффективных общественных коалиций в поддержку модернизации будет обеспечено осознанием невозможности достижения целей отдельных групп общества, вне долгосрочной скоординированной стратегии. Создание таких коалиций должно опираться на два ключевых принципа: принцип вовлеченности и принцип компенсации: во-первых, идентификация общественных групп, которые выигрывают от соответствующих мероприятий, привлечение их к разработке этих мероприятий и защите в общественно-политических дискуссиях; во-вторых, идентификация проигрывающих групп и определение адекватного порядка компенсации их потерь для устранения у них стимулов к противодействию преобразованиям.
1.3 Цели и средства
Призывы к модернизации бессмысленны,
если её содержание не определено конкретно.
Конкретика модернизации выражается,
постановкой целей и
Большие перемены в жизни страны, вызываемые модернизациями, ведут не только к достижению намечаемых общественно полезных, явно положительных результатов, но, как правило, сопровождаются отрицательными явлениями и негативными последствиями социального, экономического, экологического, политического характера. Такие явления не могут быть целями модернизации. Однако при разработке дерева целей их необходимо предвидеть, и в самом дереве ставить цели для недопущения и преодоления всех до одного отрицательных последствий модернизации. Это зависит от компетентности и честности разработчиков программы, руководителей и экспертов.
В соответствии с методологией программно-целевого планирования вслед за деревом целей должна быть разработана система средств, необходимых для достижения каждой цели. Возникновение необходимости в том или ином средстве означает постановку целей по созданию этого средства. В итоге, наряду с деревом «чистых» целей появляется дерево комбинации средств и целей. Под средствами достижения целей понимаются как ресурсы, так и методы, с использованием которых решаются запланированные задачи. Поэтому дерево «средства» строится в виде двух – дерева «ресурсы» и дерева «методы».
Дерево «ресурсы» оказывается самым сложным, поскольку, составленное в полном объёме, оно охватывает все виды требующихся для реализации программы модернизации ресурсов: научно-технических, сырьевых и материальных (по видам сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), оборудования и технических средств всех видов, энергетических (по всем необходимым видам энергии – электрической, тепловой, гидравлической и т.д.), требующихся объёмов грузоперевозок и транспортных средств (включая ресурсы погрузо-разгрузочных работ), средств связи и информационного обеспечения, земельных, водных и других природных ресурсов, трудовых ресурсов (с учётом прироста и убыли трудоспособного населения, стихийной и организуемой миграции и перераспределения населения между регионами и населёнными пунктами), инфраструктурных ресурсов в стране и в регионах, затрагиваемых программой модернизации.
Дерево «методы» помогает заранее предусмотреть потребности в организационно-методическом обеспечении деятельности по достижению множества программных целей. Здесь предполагается указать те решения в части создания правовых актов и организационных форм, которые необходимы для достижения каждой из целей и подцелей. Здесь же указываются методы (методики) выполнения управленческих и непосредственно технологических действий по всем пунктам и ветвям деревьев целей и ресурсов. Построенные деревья и ветви целей, ресурсов и методов являются основой для разработки собственно программы модернизации, представляющей собой крупномасштабный комплексный план для всей страны на длительный период. В итоге, рабочая программа модернизации, позволяющая непрерывно вести мониторинг её выполнения и принимать адекватные решения по её корректировке и достижению нужных результатов, должна содержать:
1. Перечни заданий для органов федерального, регионального и местного уровня и для ведомств и других исполнителей с указанием планируемых результатов, выраженных количественно, и необходимых для этого главных действий. По каждому заданию должны быть указаны сроки их выполнения, и назначены ответственные исполнители (руководители);