Россия в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Глобализация - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимо-зависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность модернизации
1.1 Понятия модернизации и глобализации
1.2 Сущность стратегии модернизации
1.3 Цели и средства
2. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации
2.1 Критерии экономической безопасности
2.2 Влияние глобализации на экономическое развитие России
2.3 Роль инновационного фактора на экономику страны
3. Россия в условиях глобализации
3.1 Основные проблемы современной глобализации
3.2 Место России в мировых экономических отношениях
3.3 Стратегия развития экономики России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.93 Кб (Скачать файл)

Возможности участия России в глобализационных процессах не в последнюю очередь связаны с целенаправленной экономической политикой государства, которая учитывала бы очевидные риски глобализации для страны и была бы направлена на их нейтрализацию, способствовала бы раскрытию потенциальных выгод глобализации для российской экономики и управляла бы процессом адаптации национального хозяйства к требованиям изменяющейся внешней среды. Предпосылками проведения такой политики являются учет в любых разрабатываемых концепциях экономического развития России нового расклада сил в мировой экономике, необходимость и желательность изменения позиционирования страны в международном разделении труда. По мнению некоторых отечественных специалистов, стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику должна состоять в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, базирующейся на использовании не только и не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала. В рамках данной стратегии задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:

1. не допускать резкого  снижения ценовой конкурентоспособности  отечественного экспорта и импортозамещающего производства;

2. стимулировать экспорт,  и в первую очередь продукции,  созданной на базе современных высоких технологий;

3. обеспечивать защиту  «встающих на ноги» модернизируемых  отраслей и производств, потенциально  конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Вовлечение России в мировую  экономику происходит однобоко, т.е. происходит вывоз на мировые рынки  преимущественно топливно-сырьевых товаров и продукции первых стадий обработки первичного сырья. Таким образом, доминирующая в настоящее время модель интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство основана на вывозе за рубеж сырьевой продукции (нефти, природного газа) и изделий первых этапов ее переработки (продукции черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности) в обмен на поставки из-за рубежа готовой продукции, в том числе потребительского назначения, а также продовольствия.

Будучи крупнейшим осколком Советского Союза, Россия объективно все  еще имеет немало оснований претендовать на статус одного из полюсов в многополярном  мире. Однако общая динамика на протяжении двух последних десятилетий в  случае России была понижательной, а  для периода 1990-х - обвальной. Даже стабилизация и нефтегазовый бум в период президентства  Владимира Путина пока могут рассматриваться  лишь как временное торможение на крутом спуске вниз. Иными словами, Россия по инерции остается одним  из полюсов мировой политики, но сохранение в этом качестве потребует  от российской власти способности привлекать все больше дополнительных ресурсов

 

3.3 Стратегия развития экономики России

 

Учитывая экономическую  отсталость России и давление мировой  конкуренции, технологическая модернизация - необходимое, но недостаточное условие  для прогресса страны. Конечно, важно  обезопасить права собственности  и укреплять власть закона, но технологии и иностранный капитал требуют  и множества других институтов и  нововведений. Речь не только о материальной инфраструктуре, достойном финансировании высшего образования или способности  воплощать в жизнь научные  открытия, но и о социальных узах взаимного доверия и взаимопомощи, на которые опирается здоровое гражданское  общество. Ибо без доверия и  прочих гражданских добродетелей экономическая  стоимость заключения договоров  и деловой активности может стать  неприемлемо высокой. В то же время  президент Медведев постепенно меняет курс России в отношении Северной Америки и Европы. Признавая возможности  и ограничения многополюсного мира, он укрепляет связи не только с  США, но и с другими ключевыми  членами ОЭСР (Япония, Южная Корея, Сингапур, Австралия). Помимо улучшения  двусторонних отношений, это облегчает  задачу вступления России в ВТО, которую  Медведев стремится решить. Точно  так же приверженность программе  «партнерство ради модернизации», предложенной ЕС, может вытащить взаимоотношения  с Евросоюзом из бюрократического болота «четырех общих пространств» и ускорить сближение Москвы с крупнейшей экономической  зоной мира. Стратегия модернизации Медведева - то, что скрепляет воедино  его внутренние планы реформы  и сдвиг во внешней политике. В  экономическом отношении России нужно добиваться более сбалансированного  экономического роста и переключаться  с финансово-кредитных услуг и  строительства спекулятивной недвижимости на высокотехнологичные отрасли  и другие сектора, в которых экономические  инвестиции сочетаются с более широкими общественными благами (например, образование и здравоохранение). В центре новой модели развития должны стоять человеческие взаимоотношения и ассоциации. Мировые финансы призваны обслуживать потребности производственной деятельности, генерирующей доходы. В случае с Россией речь идет о развитии села и сельского хозяйства, а также современного производства и новых высокотехнологичных отраслей с помощью иностранных инвестиций. У стратегии модернизации Медведева имеется до сих пор нереализованный потенциал: связать развитие России с ее интеграцией в мировую экономику.

Проблемы позиционирования России в глобализующемся мировом хозяйстве и адаптации" национальной экономики к вызовам глобальной конкуренции еще более обострятся в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В процессе вступления России придется пойти на определенные уступки по открытию своего внутреннего рынка для иностранных компаний, снижению тарифной защиты национальных производителей в определенных отраслях экономики.

ВТО - Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995 г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой  всемирной торговой организации. Всемирная  торговая организация (ВТО) не входит в  ООН и, соответственно, законы ВТО  стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Основополагающими принципами ВТО являются:

1. предоставление режима  наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной основе;

2. взаимное предоставление  национального режима товарам  и услугам иностранного происхождения;

3. регулирование торговли  преимущественно тарифными методами;

4. отказ от использования количественных ограничений;

5. содействие справедливой конкуренции;

6. разрешение торговых споров путем консультаций.

Проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики. В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги.

Чтобы улучшить положение  экспортных отраслей власти планировали  ускорить вступление России в ВТО. Российское правительство продолжало в конце 2008 года подготовку к вступлению страны в ВТО. Предполагалось, что присоединение  РФ к ВТО произойдет уже в марте 2009 года. В ЦЭИ ИГСО были убеждены: распространение правил ВТО на Россию в условиях кризиса обрушит национальную экономику. Лишившись и без того слабой защиты от иностранных конкурентов, отечественные товаропроизводители  могли быстро потерять основной рынок  сбыта. Это неминуемо повлекло бы негативные последствия для торговли, сферы услуг и кредитных организаций. Сильно пострадал бы аграрный сектор. Без работы могло оказаться еще  больше рабочих. Вступление страны в  ВТО выглядело выгодным для российских сырьевых корпораций, ориентированных  на экспорт. Прежде всего, в нем были заинтересованы компании нефтегазового  сектора экономики. Ради сохранения высоких прибылей в условиях падения мировых цен на нефть, они готовы были пожертвовать внутренним рынком страны, оставив его без протекционистской защиты при возрастающей потребности в ней. За все выигрыши для сырьевых монополий от присоединения России к ВТО пришлось бы дорого расплачиваться населению и отечественным предприятиям. Полное открытие российского рынка для иностранных товаров и капиталов в условиях кризиса способно вызвать катастрофу. Приток в Россию не находящих сбыта товаров облегчил бы положение иностранных корпораций. Но для ослабленной кризисом отечественной экономики это стало бы мощным ударом с массой тяжелейших последствий. Внутренний рынок страны нуждался в максимальном закрытии от внешней конкуренции и поддержании потребительской активности населения. Чтобы снизить давление глобального кризиса на Россию, доля реализуемых в стране товаров отечественного производства должна была возрастать, а не снижаться.

Таким образом, риски в  краткосрочном периоде от вступления страны в ВТО неизбежны. Выгоды же, которые Россия может получить от присоединения к Всемирной торговой организации и связанные с прекращением дискриминационной практики по отношению к российским экспортерам на зарубежных рынках, участием в разработке правил и норм регулирования международной торговли, доступом к международному механизму разрешения торговых споров, решающим образом зависят от способности российских компаний, опираясь на помощь государства, повысить свою конкурентоспособность в мировом хозяйстве.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главная миссия модернизации – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно  однородного и солидарного сообщества на базе этих и им подобных институтов.

В настоящее время сущность и последствия глобализации мировой  экономики становятся предметом  интенсивных исследований и ожесточенных политических и научных споров. Начавшийся в 60-е годы ХХ века процесс глобализации в конце 90-х годов вступил в  свою зрелую стадию. На этой стадии происходит своеобразное «стирание национальных границ», а мировая экономика  постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой  являются транснациональное производство, глобальная финансовая система, построенная  на согласованных правилах система  международной торговли, формирующееся  единое информационное пространство. Процесс глобализации мировой экономики  объективен и имеет многие положительные  стороны. Глобализация облегчает хозяйственное  взаимодействие между государствами, стимулирует экономический рост, способствует ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической  и интеллектуальной сферах, что, безусловно, содействует прогрессу всех стран  мира. В настоящее время мировое  сообщество пытается найти наиболее эффективные и действенные пути решения глобальных проблем. Но, не смотря на все это, процесс глобализации имеет ряд негативных тенденций.

Современное положение России в мировой экономике не соответствует  ее природному, производственному и  научно-техническому, интеллектуальному  и духовному потенциалу. Россия обладает всем необходимым национальным богатством, природно-ресурсным, экономическим, интеллектуальным потенциалом, которого нет у многих стран мира. В частности, Россия обладает мощной природно-ресурсной базой. Несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия сохраняет значительный производственный потенциал. В стране, несмотря на существенные потери, сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. На базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности России имеются и развиваются передовые уникальные технологии. Россия обладает достаточно высоким образовательным потенциалом, высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций. Исходя из всего этого, Россия должна в дальнейшем повышать свою роль в международных экономических и политических отношениях и пробиваться на лидирующие позиции. Для достижения этих целей в последние годы под руководством президента Д.А. Медведева осуществляется переход экономики России на путь модернизации и внедрения инновационных технологий в различные отрасли экономики и производства. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций.

1. Леонова Ж. К. Инновационное  малое предпринимательство как  стратегический ресурс экономической  безопасности / Ж. К. Леонова. // Национальные  интересы: приоритеты и безопасность, 2011. – № 6.

2. Инновационное развитие  – основа модернизации экономики  России: национальный доклад / под  ред. Е. Г. Ясина. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ. 2008.

3. Конюхов А. В. Влияние  инноваций на экономическую безопасность  и конкурентоспособность государства  / А. В. Конюхов. // Вестник Российской  академии естественных наук. Серия экономическая, 2010. – № 1.

4. Конюхов А. В. Применение  инновационной стратегии в обеспечении  экономической безопасности России: автореферат диссертации на соискание  ученой степени кандидата экономических  наук / А. В. Конюхов. – СПб: СПбГУЭиФ, 2011.

5. Глазьев С. Ю. Стратегия  и Концепция социально-экономического  развития России до 2020 года: экономический  анализ / С. Ю. Глазьев. // Социально-экономическая  и финансовая политика России  в процессе перехода на инновационный  путь развития: материалы международной  научно-практической конференции.  – М.: ВЗФЭИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Адуков Р. Х. Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО // «Экономика АПК: проблемы и решения» - 2006.

2. Борисов Е.Ф. / Экономическая  теория: Учебник. -- 3-е изд., -- Москва.: Юрайт Издат, 2005.

3. Вечканов Г. C., Вечканова  Г. Р. / Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008.

4. Ждановская А. -- Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? // Левая политика. - 2009. - № 9.

5. Носова Н.С, Ронышша Н.И -- Международные экономические отношения. Конспект лекций -- М.: Эксмо, 2008.

6. Осьмова М.Н. / Глобализация  мирового хозяйства: Учеб. пособие  / Под ред. Осьмовой М.Н., Бойченко  А.В. - Москва.: ИНФРА-М, 2006.

7. Пабст А. -- "Третий путь" Дмитрия Медведева // Россия в глобальной политике. - 2010. - №5.

8. Фролова Т.А.-- Мировая  экономика: конспект лекций -- Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2006.

9. Хмелев И.Б. - МИРОВАЯ  ЭКОНОМИКА: Учебно-методический  комплекс. - Москва.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.

10. Экономическая теория: учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям / под ред. И.Л.  Николаевой. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Информация о работе Россия в условиях глобализации