Рыночная экономика: особенности перехода к рынку и государственные управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:12, доклад

Описание работы

Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их
роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли
значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

функции по дополнению и  корректировке действия собственно рыночных

регуляторов.

К первой группе относится  функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся  функции регулирования распределительных  процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит  важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем

монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода

реализация данной функции  приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике  сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок  оказывается неспособным в полной мере обеспечить

удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных

товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства

носит здесь вспомогательный  характер и призвано гарантировать  необходимое

предложение товаров, которые  по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

 

          В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение

медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в

формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к

посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить

образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю  удается поддерживать высокие темпы  развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны За­пада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно

поощряет рыночные отношения  там, где это возможно, и сохраняет

государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая

стабильность, способность  создать благоприятные условия  для

предпринимательства в сочетании  с дешевой рабочей силой привлекают в Китай

иностранный капитал, вложивший  сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.

Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем  иностранных

инвестиций в РБ. Очень  удачным решением оказалось создание свободных

экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных

условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья,

материалов и рабочей  силы.

В то же время тяжелая  промышленность, которую гораздо  труднее перевести на

рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную  реформу

госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство  в то же

время не допускает их развала  и сохраняет бюджет­ное финансирование.

Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия

тяжелой промышленности не станут конку­рентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере

возможности должно субсидировать  их с тем, чтобы кризис тяжелой

промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных

последствий.

Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде

всего в том, что китайскому руководству удается совмещать  реформы с быстрыми

темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что

в период реформ «переналадка»  экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Успех преобразований в Китае  в решающей степени связан с наличием огромного

слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на

индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило  в очень

короткие сроки оживить  торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В

свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских  структур,

обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

Нетрудно увидеть, что  китайские реформы проводятся в  благоприятных условиях

политической стабильности, когда государство имеет возможность  добиться

исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие

преобразования в Китае  от реформ в РБ? Во-первых, в Китае  пока нет движения

к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений,

а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря

национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти

не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и  противоречий между

Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от

ситуации в РБ.


Информация о работе Рыночная экономика: особенности перехода к рынку и государственные управлении