Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:12, доклад
Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их
роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли
значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях.
функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных
регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся
функции регулирования
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем
монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода
реализация данной функции приобретает особое значение.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.
В тех сферах, где рынок
оказывается неспособным в
удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных
товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства
носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое
предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение
медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в
формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к
посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить
образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.
С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.
Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно
поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет
государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая
стабильность, способность создать благоприятные условия для
предпринимательства в сочетании
с дешевой рабочей силой
иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.
Это в пятнадцать — десять
раз превышает накопленный
инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных
экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных
условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья,
материалов и рабочей силы.
В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на
рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу
госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же
время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование.
Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия
тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере
возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой
промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных
последствий.
Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде
всего в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми
темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что
в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.
Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного
слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на
индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень
короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В
свою очередь это дало
толчок для более крупных
обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.
Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях
политической стабильности,
когда государство имеет
исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие
преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-первых, в Китае пока нет движения
к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений,
а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря
национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти
не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между
Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от
ситуации в РБ.
Информация о работе Рыночная экономика: особенности перехода к рынку и государственные управлении