Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

3. Аудиторские и консалтинговые фирмы.

Аудиторская деятельность, т.е. независимая экспертиза финансовой и иной документации предприятий, появилась  в России только в ходе движения к рыночной экономике. Первая в России хозрасчетная организация Инаудит  была создана в 1987 г.

1.2 Особенности функционирования товарных рынков

 

1. Товарные биржи.

Товарная биржа - особый постоянно действующий институт товарных рынков, обеспечивающий проведение операций по купле-продаже товаров  с конкретными качественными  признаками. Биржа не является собственником какого-либо товара, не ведет торгов от своего имени и за свой счет.

Торги на бирже регулярны, все операции гласны, контракты типичны, продавцы и покупатели свободны в  выборе друг друга.

2. Торговые предприятия.

Торговое предприятие (торговая фирма) представляет собой хозяйственное объединение, действующее в сфере товарного обращения. Торговые предприятия покупают товары за свой счет и продают их от своего имени. Торговые предприятия могут заниматься оптовой и розничной торговлей, а также иными видами деятельности, например осуществлять операции по перевозке, хранению, упаковке товаров, заниматься изучением рынка, посредническими операциями. Торговые фирмы образуются в тех же организационно-правовых формах, что и другие предприятия. Чаще всего специальных правовых норм о торговых предприятиях не принимается.

Обычно торговые предприятия  создаются независимыми торговцами (торговыми предпринимателями), торговыми  посредниками или производителями  различных товаров.

Специальные сбытовые предприятия  имеют производители в автомобилестроении, точном машиностроении, фармацевтической промышленности, производстве косметики, лесной промышленности, производстве текстильных и галантерейных товаров. Проникновение промышленных предприятий в сферу деятельности торговых фирм может также проявляться в управлении деятельностыо торговых предприятий со стороны промышленных компаний. Самостоятельная реализация товара дает производителю необходимое знание рынка, непосредственный контакт с потребителем, обеспечивает контроль над частью рынка. Собственная сбытовая сеть, однако, отвлекает финансовые и материальные средства от непосредственного процесса производства, что в определенных условиях может идти вразрез с интересами предприятия.

Торговые предприятия  традиционно подразделяют на предприятия оптовой, розничной и оптово-розничной торговли. Внутри каждой группы торговые предприятия классифицируются по набору предоставляемых услуг и широте (объему) охвата товарного ассортимента. Особую группу составляют чисто посреднические предприятия, представленные небольшими по капиталу фирмами, объединяющими высококвалифицированных агентов и брокеров. К их услугам прибегают производственные предприятия, стремящиеся к освоению новых рынков сбыта, а также мелкие и средние торговые предприятия, не имеющие достаточных финансовых возможностей содержать собственную сеть торговых агентов и представителей.

3. Договорные объединения  торговых фирм.

3.1 Система франчайзинга.

Большое распространение  в торговой практике развитых стран  имеет система франчайзинга.

Франчайзинг - производное  от фр. franchise - льгота, привилегия. Франшизой  называется разрешение или право  на использование товарного знака  предприятия-франшизодателя.

Система франчайзинга - договорное объединение, включающее предприятие-фрашизодателя (им может быть производитель, оптовый торговец или предприятие услуг) и предприятия-франшизополучателей, получившее право на производство и/или продажу товаров (предоставление услуг) под фирменной маркой франшизодателя или по его технологии.

Наибольшее распространение система франчайзинга получила в гостиничном деле и ресторанном обслуживании, автопрокате и обслуживании автомобилей.

3.2 Добровольные сети.

Особой формой договорного  объединения торговых фирм являются так называемые добровольные сети, или добровольные объединения и звенья. Добровольные сети представляют собой совокупность независимых розничных торговцев под эгидой одного оптовика (объединение) или нескольких оптовиков и нескольких розничных торговцев (звено).

1.3 Организация деятельности финансовых рынков

 

1. Основные институты  рынков ссудных капиталов.

1.1 Центральный банк.

Функции ЦБ.

Центральные банки во всех странах занимают особое место  среди рыночных институтов. Центральный  банк является эмиссионным центром  страны, обладающим монопольным правом выпуска банкнот - национальной денежной единицы. ЦБ организует наличное денежное обращение, регулируя производство, хранение, перевозку и создание резервных фондов наличных денег, устанавливая признаки платежеспособности национальных денежных знаков. ЦБ обеспечивает устойчивость национальной валюты. Центральные банки являются органами регулирования экономики денежно-кредитными методами. Основными целями денежно-кредитной политики являются достижение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, поддержание оптимального валютного курса, выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика направлена на регулирование денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосрочных процентных ставок, поддержание ликвидности банковской системы. ЦБ являются органами банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, а также являются их кредиторами.

1.2 Кредитные организации.

Кредитная организация - коммерческая организация, осуществляющая предусмотренные законом банковские операции на основе специального разрешения (лицензии) Банка России.

2. Институты рынков  ценных бумаг.

2.1 Инвестиционные банки.

Ин6естиционный банк - кредитно-финансовый институт, специализирующийся на организации и размещении выпуска  ценных бумаг. Инвестиционный банк не выполняет ряда традиционных банковских операций (например, не принимает вклады юридических и физических лиц, не осуществляет расчетно-кассового обслуживания клиентов).

2.2 Инвестиционные компании.

Инвестиционные компании занимаются организацией выпуска ценных бумаг и их размещением, а также куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Ресурсы инвестиционных компаний формируются за счет средств учредителей и выпуска собственных ценных бумаг.

2.3 Паевые инвестиционные фонды.

Инвестиционный фонд - организация, осуществляющая коллективные инвестиции в ценные бумаги. Инвестиционные фонды могут привлекать денежные средства непосредственно или через  выпуск и продажу собственных  акций. Выпускаемые фондом акции  более ликвидны и меньше по номиналу, чем ценные бумаги, которые инвестиционный фонд впоследствии покупает, иными словами, они более доступны для инвесторов. Инвестиционный фонд осуществляет управление средствами инвесторов; наличие информации и опыта работы на фондовом рынке обеспечивают возможности вложения в недоступные для отдельного инвестора бумаги, диверсификацию инвестиций и управление специально сформированными портфелями ценных бумаг.

3. Основные институты  рынков аннуитетов.

3.1 Страховые компании.

Страховая компания является основным институтом, занимающимся страховой деятельностью. Страховые организации могут быть государственными и частными. Государственными страховыми организациями проводится обязательное страхование за счет средств федерального бюджета. Особую группу страховых организаций образуют компании, занимающиеся обязательным медицинским страхованием.

3.2 Общества взаимного  страхования.

Общество взаимного  страхования является объединением физических и юридических лиц, созданным  на основании добровольного соглашения о страховой защите имущественных интересов членов общества путем создания общего страхового фонда.

3.3 Перестраховочные организации.

На российском страховом рынке  представлены и перестраховочные общества. По официальным данным, в настоящее время насчитывается около 30 перестраховочных организаций. На долю перестраховочных компаний приходится около 1 % от совокупной национальной страховой премии, или около 10% от общего объема страховых операций.

3.4 Пенсионные фонды.

Пенсионные фонды являются основным институтом, осуществляющим деятельность по негосударственному (дополнительному) пенсионному обеспечению. Дополнительное социальное обеспечение пенсионеров также может осуществляться страховыми компаниями, предлагающими услуги по страхованию пенсий, и коммерческими банками, открывающими физическим лицам накопительные пенсионные счета [№8 с.30].


Информация о работе Рыночная экономика