Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика  гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики  составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Основные характеристики рыночной экономики

Рыночной экономике  присущи следующие черты:

  • частная собственность; 
    Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.
  • свободное предпринимательство; 
    Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.
  • ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения; 
    Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.
  • конкуренция; 
    Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
  • ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа:

Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;

Низкий, не выше 4-5% годовой  рост инфляции;

Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера  ВВП;

Уровень безработицы  не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;

Неотрицательный платежный баланс страны.

Рыночная экономика  в России

Факторы формирования российской модели рыночной экономики

Россия после длительного  периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Причины перехода России к рыночной модели экономики:

тотальное государственное  регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;

существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело  к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;

перекос отраслевой структуры  национальной экономики в сторону  доминантной позиции военно-промышленного  комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;

отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных  в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса.

Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало  коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской  деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги:

Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

Акционирование, т. е. создание акционерных обществ всех типов.

Формирование «среднего  класса» собственников.

Повышение степени открытости хозяйственной системы, т.е. развитие внешнеэкономических связей национальной экономики РФ с хозяйственными системами стран ближнего и дальнего зарубежья.

Создание объектов смешанной  экономики — совместных предприятий (СП) и повышение их доли в итоговых результатах деятельности национальной экономики РФ.

Рост числа и масштабов  деятельности в национальном хозяйстве  РФ предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц.

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ.

Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития.

Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию, большую «восьмерку», Черноморское экономическое сотрудничество и т. д.

Все это приводит к  росту степени многоукладности национальной экономики РФ, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирохозяйствования.

Стратегии перехода к  рыночной экономике

Перед странами, решившими  осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. Существуют две различные концепции  реализации этого перехода:

Градуализм — предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента.

Шоковая терапия — построена в основном на свободном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок — самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства — поддержание устойчивости финансовой системы, и сдерживание темпов инфляции, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может.

Шоковая терапия предполагает использование в качестве основного  инструмента антиинфляционной политики — либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии «градуализма».

Общие элементы стратегии  перехода к экономике рыночного  типа:

Либерализация экономики.

Макроэкономическая финансовая стабилизация.

Институциональная трансформация.

 

 

1. Товарные  биржи.

Товарная биржа - особый постоянно действующий институт товарных рынков, обеспечивающий проведение операций по купле-продаже товаров с конкретными качественными признаками. Биржа не является собственником какого-либо товара, не ведет торгов от своего имени и за свой счет.

Торги на бирже регулярны, все операции гласны, контракты типичны, продавцы и покупатели свободны в выборе друг друга.

2. Торговые предприятия.

Торговое предприятие (торговая фирма) представляет собой  хозяйственное объединение, действующее  в сфере товарного обращения. Торговые предприятия покупают товары за свой счет и продают их от своего имени. Торговые предприятия могут заниматься оптовой и розничной торговлей, а также иными видами деятельности, например осуществлять операции по перевозке, хранению, упаковке товаров, заниматься изучением рынка, посредническими операциями. Торговые фирмы образуются в тех же организационно-правовых формах, что и другие предприятия. Чаще всего специальных правовых норм о торговых предприятиях не принимается.

Обычно торговые предприятия  создаются независимыми торговцами (торговыми предпринимателями), торговыми посредниками или производителями различных товаров.

Специальные сбытовые предприятия  имеют производители в автомобилестроении, точном машиностроении, фармацевтической промышленности, производстве косметики, лесной промышленности, производстве текстильных и галантерейных товаров. Проникновение промышленных предприятий в сферу деятельности торговых фирм может также проявляться в управлении деятельностыо торговых предприятий со стороны промышленных компаний. Самостоятельная реализация товара дает производителю необходимое знание рынка, непосредственный контакт с потребителем, обеспечивает контроль над частью рынка. Собственная сбытовая сеть, однако, отвлекает финансовые и материальные средства от непосредственного процесса производства, что в определенных условиях может идти вразрез с интересами предприятия.

Торговые предприятия традиционно  подразделяют на предприятия оптовой, розничной и оптово-розничной  торговли. Внутри каждой группы торговые предприятия классифицируются по набору предоставляемых услуг и широте (объему) охвата товарного ассортимента. Особую группу составляют чисто посреднические предприятия, представленные небольшими по капиталу фирмами, объединяющими высококвалифицированных агентов и брокеров. К их услугам прибегают производственные предприятия, стремящиеся к освоению новых рынков сбыта, а также мелкие и средние торговые предприятия, не имеющие достаточных финансовых возможностей содержать собственную сеть торговых агентов и представителей.

3. Договорные объединения торговых фирм.

3.1 Система франчайзинга.

Большое распространение в торговой практике развитых стран имеет система  франчайзинга.

Франчайзинг - производное от фр. franchise - льгота, привилегия. Франшизой называется разрешение или право на использование  товарного знака предприятия-франшизодателя.

Система франчайзинга - договорное объединение, включающее предприятие-фрашизодателя (им может быть производитель, оптовый  торговец или предприятие услуг) и предприятия-франшизополучателей, получившее право на производство и/или продажу товаров (предоставление услуг) под фирменной маркой франшизодателя или по его технологии.

Наибольшее распространение  система франчайзинга получила в  гостиничном деле и ресторанном  обслуживании, автопрокате и обслуживании автомобилей.

3.2 Добровольные сети.

Особой формой договорного  объединения торговых фирм являются так называемые добровольные сети, или добровольные объединения и  звенья. Добровольные сети представляют собой совокупность независимых  розничных торговцев под эгидой одного оптовика (объединение) или нескольких оптовиков и нескольких розничных торговцев (звено).

1.1 Институты инфраструктуры  рынка

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде "уполномоченных банков", получавших - в нарушение принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.

1. Информационно-аналитические  агентства.

До недавнего времени  господствующее положение на рынке  экономической, финансовой и социально-политической информации занимали государственные  структуры. С конца 80-х гг. начинают возникать частные и смешанные информационно-аналитические агентства.

2. Рекламные агентства.

Рекламный бизнес является одним из наиболее динамичных видов  предпринимательской деятельности в России. Правда, основные рекламируемые  товары - напитки, сигареты, кондитерские изделия, автомобили, бытовая техника и различное оборудование - как правило, зарубежного производства. Самый ходовой рекламируемый отечественный "товар" - банки, финансовые компании или сами рекламные агентства. Дороговизна часто делает рекламу невозможной для отечественных производителей, в особенности рекламу на телевидении, радио, в центральных газетах, на городских рекламных щитах. Ведущими рекламодателями выступают пока не промышленные предприятия, а торговые и посреднические фирмы.

Информация о работе Рыночная экономика