Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространенной, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная организация в настоящее время служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться современная экономика, сущность которой не ограничивает права экономической свободы и активности населения, выбора ими области применения труда в соответствии с вознаграждением. Тема рыночной экономики очень актуальна в наши дни, поскольку многие государства уже перешли к рыночной организации производства, а другие находятся на стадии перехода.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 61.18 Кб (Скачать файл)

Недостатки рыночной экономики

Тенденция установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен  и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается  из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для  рабочих – безработицу. Поскольку  товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок  может предписать некоторым людям  голодать из-за недостаточности дохода, а другим – получать несоразмерные  или чрезмерные доходы.

Следует также указать, что  рыночный механизм ориентирован на получение  прибыли и поэтому не может  эффективно решать многие стоящие перед  обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

Наличие у рыночного механизма  существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства  государства в экономическую  жизнь.

Функции рынка делают его  в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением  от условий, обеспечивающих совершенную  конкуренцию. К тому же рыночная экономика  оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает  их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы»  рынка?

  1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

        Чтобы  поддержать чрезвычайно высокие  цены, монополисты искусственно  сокращают производство. Это вызывает  необходимость регулирования цен,  скажем, на продукцию сырьевых  монополий, электроэнергию, транспорт.

  1. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

        Особенность  общественных товаров состоит  в том, что ими может пользоваться  каждый, но не обязан за них  платить. К тому же обычно  нельзя ограничить их использование.

        Общественные  блага бесплатны для потребителя,  но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ  связано с издержками, которые  не способен нести рынок. Удовлетворение  нужд общества, не связанных непосредственно  с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

  1. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

        По  мере роста общественного богатства  проблема внешних эффектов становится  все более острой. Увеличение  количества автомобилей в пользовании  сопровождается загрязнением воздуха.  Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют  водные источники. Широкое применение  химических удобрений делает  продукты питания непригодными  для употребления.

        Сам  рынок не способен устранить  или компенсировать ущерб, наносимый  внешними эффектами. Соглашение  между заинтересованными сторонами  без внешнего вмешательства может  быть достигнуто лишь в редких  случаях, когда отрицательный  эффект незначителен. На практике  при возникновении серьезных  проблем необходимо вмешательство  государства. Оно вводит жесткие  нормативы, ограничения, использует  систему штрафов, определяет границы,  которые не вправе переступить  участники хозяйственной деятельности.

  1. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

        «Нормальный»  рынок порождает ненормальные  пропорции распределения созидаемого  богатства. Рыночные отношения  создают благоприятные условия  для проявления узкокорыстных  интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками,  другие антиобщественные явления.

  1. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

        Отсутствие  совершенной информации, неполнота  и неравномерность ее распределения  создают преимущества для одних  и подрывают способность принятия  оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели  и рабочие не обладают равнозначной  информацией. Между тем информация  является в некоторых отношениях  общественным товаром. Наиболее  полную и надежную информацию  предоставляет не частный   рынок, а государственные институты.    Итак, рынок не является идеальным  механизмом регулирования экономической  деятельности.

 Несовершенства («провалы»)  рынка могут быть смягчены  созданием соответствующих институциональных  структур, участием государства  в распределении ресурсов, решении  проблем, которые  не могут  быть обеспечены чисто рыночными  инструментами [2, стр. 120-122].

 

     3.Государственное регулирование рыночной экономики

3.1.Общие принципы государственного  регулирования экономики

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

 Однако существует  много других причин, которые  вызывают объективную необходимость  государственного вмешательства  в рыночную экономику, среди  этих причин можно выделить  существующие монополии; наличие  многочисленных товаров, которые  либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном  количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение  доходов. 

 Представление о роли  государства, степени его воздействия  на экономику страны, различались  в разные периоды экономического  развития общества. Исторически  первой концепцией о роли государства  в рыночной экономике была  концепция классической политической  экономики. 

 В соответствии с  представлениями классиков, государство  призвано обеспечить безопасность  человека и его собственности,  разрешать споры между участниками  рыночного процесса, все то, что  отдельный человек не может  самостоятельно выполнить или  делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода  к вопросу государственного регулирования  рыночной экономики. Джон Кейнс и  его последователи полагают, что  государство должно постоянно следить  за состоянием параметров рынка. Любое  нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая  школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства  в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая  ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают  государство как субъект экономической  системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями [1; стр. 87-88].

Методы государственного регулирования экономики.

Государство осуществляет регулирование  социально-экономических отношений, используя систему методов и  инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление методов  государственного регулирования на административные, правовые, экономические.

Административное регулирование  экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию  с помощью системы административных мер осуществляющих государственный  контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Правовое регулирование  экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование.

Существуют важные ограничения  для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство  не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

3.2.Государственное регулирование  экономики в России

Регулирование в целом  можно рассматривать как функцию  управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

  1. регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  2. формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
  3. выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

В экономике России роль и место государственного регулирования  определяются рядом основных факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как  стабилизирующего фактора неизбежно  возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей  социально-экономической системы, темпы  и направление преобразований.

 В-третьих, в условиях  ломки хозяйственного механизма,  сопровождающейся исчезновением  старых и формированием новых  институтов и / или субъектов  рынка, не обладающих достаточной  степенью доверия, уровень риска  по любой экономической операции  превышает допустимый предел, поэтому  только непосредственное участие  государства во всех сферах  экономической жизни может обеспечить  хотя бы минимальную стабильность.

Информация о работе Рыночная экономика