В-четвертых, некоторые институты,
присущие высокоразвитой рыночной экономике,
в условиях перестройки отечественной
экономики были созданы волевым
решением «сверху» и, соответственно,
изначально оказались под контролем государства,
поскольку не имели возможности эффективно
действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых, неразвитость рыночной
инфраструктуры, особенно в части
инфраструктурного оснащения рыночных
отношений на периферии привела
к возникновению дистанции в
уровне экономического и социального
развития между регионами-«донорами»
и остальной частью страны.
3.3.Перспективы развития
рынка в России
Позади десятилетний период
перехода России на рыночный механизм
экономического развития. Переходный
период по своей природе кардинально
отличается от нормального воспроизводственного
цикла. Его «аномалия» состоит в
том, что это – изменение не
внутри устоявшейся системы, а переход
от одной к другой системе организации
народного хозяйства. Поэтому здесь
не может быть воспроизводственного
цикла в чистом виде, но вполне могут
быть варианты трансформации, среди
которых, во-первых, есть такие, которые
максимально учитывают особенности
национальной экономики и страны
в целом, и, во-вторых, что связано
и с первым обстоятельством, предполагается
выбор пути с наименьшими издержками
для общества и минимизаций потерь
для страны. Подобные рассуждения
имеют смысл, когда они находятся
в экономическом контексте. Если
же в переходный период «правит бал»
политическая целесообразность, то главным
становится принцип - «любой ценой» сделать
события необратимыми. Понятно, что
при выдвижении на передний план политических
мотивов и целей, оценка самих
трансформационных процессов и
их результатов в рамках экономических
и социальных координат приобретает
условный, подчиненный характер. Поэтому
с самого начала нельзя не отметить,
что движущими факторами российского
переходного периода оказались
неэкономические факторы.
Если сосредоточиться
на экономических результатах переходного
десятилетнего процесса, то можно
констатировать, что все внешние
черты рыночной экономики в России
сегодня имеются. Страна рассталась
с монополизмом государственной
собственности, и теперь абсолютное
большинство экономических единиц
и хозяйствующих субъектов образуют
негосударственный сектор экономики,
который имеет господствующие позиции
во всех отраслях и сферах хозяйства.
Значительную роль играют акционерные
общества, крупнейшие из которых составляют
наиболее активное звено экономики.
Причем государство сохранило свою
долю в акционерном капитале практически
всех ведущих акционерных компаний.
Получила развитие рыночная
инфраструктура экономики. К традиционному
рынку товаров стали присоединяться
рынок капитала, рынок труда, рынок
услуг, рынок информации. Система
частных банков образовала каркас финансовой
составляющей рыночных преобразований.
Государство формирует хозяйственное
законодательство, чтобы установить
адекватные «правила игры» и поддержать
конкурентный механизм экономики. Появились
государственные институты, регулирующие
фондовый рынок и тарифы естественных
монополий, обеспечивающие антимонопольную
и фискальную политику, выполняющие
таможенные и другие функции. Многообразие
форм собственности и форм предпринимательства,
с самого начала придало российской
экономике смешанный характер в
период рыночной трансформации. Сильное
воздействие на внутреннюю конкуренцию
оказывают внешняя торговля и
внутренняя конвертируемость рубля, когда
у населения появился выбор не
только на потребительском рынке, но
и в сфере сбережений – производить
личные накопления в долларах или
евро или предпочесть рубли. В
конечном счете, граждане привыкли к
тому, что свои проблемы им перекладывать
не на кого и необходимо во всем искать
выход самостоятельно.
Вместе с тем нельзя
закрывать глаза на то, что народ
России платит высокую цену за поворот
к рынку. До сих пор страна по объему
ВВП не вышла на уровень 1990г., по-прежнему
жизненный уровень населения
ниже допереходных значений. Упал индекс
человеческого развития и застыл
показатель качества жизни, что не может
не вызывать социальную напряженность
в обществе.
Накопились диспропорции
в развитии различных рынков. Финансовый
рынок резко рванул вперед, в результате
финансовый сектор в целом вышел
на собственную орбиту развития, оторвавшись
от других сегментов экономики. Значительное
отставание рынка труда не только
не обеспечивает достаточный платежеспособный
спрос, но и тормозит развитие внутреннего
рынка вообще. В результате многих
причин до сих пор не сформировалось
полноценное единое рыночное пространство
страны, что приводит к экономической
обособленности регионов и росту
противоречий между ними. Получается,
что страна держится в основном за
счет того потенциала, который был
создан до 1991г. Однако десятилетняя эксплуатация
этого потенциала не формирует пока
новых заделов, не создает структуру
национальной экономики, адекватную рыночной
модели. В результате даже в общих
чертах пока не виден новый воспроизводственный
процесс, наличие которого как раз
бы свидетельствовало о создании
собственной базы для экономического
роста на рыночных принципах.
Включение России в полнокровные
мирохозяйственные процессы проходит
для страны с отрицательной результативностью:
при положительном балансе внешней
торговли утечка отечественного капитала
за рубеж значительно больше, чем
иностранные инвестиции в российскую
экономику. Такая динамика выгодна
мировому хозяйству и конкретным
зарубежным партнерам российских компаний,
поскольку они получают энерго- и трудоемкие
сырьевые, энергетические и другие ресурсы,
оставляя за собой лидерство в отраслях
высокой переработки и технологий. Фактически
по-прежнему лишь природные и энергетические
ископаемые позволяют России сохранять
свою нишу на мировых рынках.
Одной из ключевых проблем
остается перекос во взаимосвязи
интересов индивида, бизнеса и
общества в сторону наиболее богатых
граждан. Оптимальное рыночное развитие
не может происходить без гармонизации
соотношения существующих интересов
и доходов. Именно благодаря этому
обстоятельству в передовых странах
большинство населения поддерживало
и поддерживает рыночные принципы.
Но при этом имеет место открытый
демократический контроль над использованием
государственных и общенациональных
ресурсов. Российским гражданам о
таком контроле остается только мечтать
[10].
Заключение
Рынок — это многосложная
сфера взаимодействия покупателей и продавцов,
производителей и потребителей, осуществляемого
через движение цен при регулирующем
воздействии институциональных норм и
правил.
Функции рынка определяются
решаемыми им задачами. Он выполняет
интегрирующую, стимулирующую, контрольную,
ценообразующую, информационную, регулирующую,
посредническую, функцию экономичности
и функцию реализации интересов
рыночных субъектов.
Основной экономический
аргумент в пользу рыночной системы
состоит в том, что она способствует
эффективному распределению ресурсов.
Согласно этому тезису, конкурентная
рыночная система направляет ресурсы
в производство тех товаров и
услуг, в которых общество больше
всего нуждается. Она диктует
применение наиболее эффективных методов
комбинирования ресурсов для производства
и способствует разработке и
внедрению новых, более эффективных
технологий производства.
Важным неэкономическим
аргументом в пользу рыночной системы
служит то обстоятельство, что она
делает ставку на роль личной свободы.
Одна из фундаментальных проблем
организации общества заключается
в том, как координировать экономическую
деятельность множества индивидов
и предприятий.
Аргументация против рыночной
системы несколько более сложна.
Критики утверждают, что капиталистическая
идеология допускает и даже стимулирует
угасание своего главного контрольного
механизма - конкуренции. Во-первых,
хотя с общественной точки зрения
конкуренция желательна, она больше
всего досаждает индивидуальному
производителю своей безжалостной
действительностью. Свободной, индивидуалистической
среде в капиталистической системе
якобы присуще то, что предприниматели
в погоне за прибылью и в стремлении
улучшить свои экономические позиции
пытаются освободиться от ограничительных
пут конкуренции. Во-вторых, технический
прогресс, который рыночная система
поощряет, способствовал упадку конкуренции.
Достижение максимальной эффективности
производства на основе применения новейшей
технологии часто требует существования
небольшого числа относительно крупных
фирм, а не большого числа относительно
мелких.
Начавшийся в России период
реформ нацелен на преобразование всей
социально-экономической системы
в целом. Оценивая такую трансформацию,
необходимо учитывать тот факт, что
исходные условия для перехода к
рыночной экономике в России гораздо
сложнее, чем в других станах. Учитывая,
что к настоящему времени в России до конца
не удалось сформировать рыночный механизм
хозяйствования, ряд ученых считает, что
итогом реформирования отечественной
экономики должна стать модель, которой
свойственно ярко выраженное взаимодействие
рыночного и государственного регулирования.
В настоящее время главной
задачей государственного регулирования
является нормализация экономики в связи
с мировым финансовым кризисом. Можно
отметить, что антикризисная программа
правительства РФ является хоть и сбалансированной,
но далеко не идеальной. Тем не менее, она
все-таки отвечает на наиболее сложные
проблемы и, как и всякая программа, она
может корректироваться. По словам президента,
в нее вносятся изменения буквально
каждую неделю, потому что нет возможности
утвердить документ или набор поручений,
по которым правительство будет работать
в течение полугода, а в результате возникнет
другая ситуация.
И все-таки, благодаря вмешательству
государства, ряд важных решений,
все-таки остановили расползание финансовых
проблем, восстановили в целом нормальную
ситуацию в банковской сфере. Эти
решения направлены на то, чтобы
пройти наиболее острую часть глобального
финансового кризиса в подготовленном
состоянии.
Список использованной литературы
- Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ под общ. ред. доктора эконом. наук, професс. В. И. Кушилина . -2-е изд., перераб. и доп.- М.: РАГС, 2007-834.
- Экономика: Учебник/ Под ред. доктора эконом. наук, професс.- А. С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрист,2007-635с.
- Экономика: учеб./А. И. Архипов [и др.]; под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Проспект, 2009-848с.
- Экономическая теория: учебник/ под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой.-М.: Экзамен, 2006-592с.
- Экономическая теория: учебник/ под общ. ред. акад. В. И. Видянина, акад. Г. П. Журавлевой.- 4-е изд.- М.:ИНФРА-М,2008-640 с.
- Экономическая теория: учебное пособие/ под общ. ред. В. И. Кушлина.- М.: изд-во РАГС, 2006.-672с.
- Экономическая теория: учебник/ под общ. ред. Сажина М. Н., Чибрикова Т. Т.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Норма, 2007.-672с.
- Экономическая теория/ под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб.: изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008.-544 с.
- Белоусов Р. Экономика Росси в обозримом будущем// Экономист.- 2009.- вып. №7.- с.3-11.
- Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции// Рос. эконом. журнал.-2009г.- вып. №5.-с. 3-16.
- Ильин В. А. Экономическое положение населения России в постсоветский период// ЭКО.- 2010- вып.№9- с.4-6.
- http: //www.russia-history.ru/ reader/njekotory-aspjekty-stanovljenija-rynochnykh-otnoshjenij-v-rossii.html.
- htpp://www.revolution.allbest.ru/history/
- http://www.aup.ru/
- http://www.xerver.ru/user/osekt/3.shtml/