Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является понимание теории рыночной конкуренции, а также её значения, видов и основных функций.
Основная часть курсовой работы состоит из трёх пунктов, в которых решаются следующие задачи:
понятие термина «конкуренция», анализ сущности рыночной конкуренции;
изучение поведения спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции;
рассмотрение монополистической конкуренции в рыночной экономике
Введение……………………………………………………………………...... 3
1. Сущность конкуренции……………………………………………............ 6
2. Свободная или совершенная конкуренция. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции……………..………. 11
3. Монополистическая конкуренция.………………………...…………...…16
Заключение………………………………………………………………..…...22
Список использованной литературы…………………………………..…….24
Для примера можно выразить спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, отражающую строго определённую зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене. Это можно проиллюстрировать с помощью таблицы на примере кофе в банках. (таб.1)
При повышении цены (P) спрос (D) падает, а предложение (S) растёт. DD- кривая спроса; SS- кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке E при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке E называется равновесной. В этой точке между предложением b спросом устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникает дефицит в размере A 1B1; при цене 700 – излишек AB. (рис.1) Отсюда следует отметить, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложение, рынок становится равновесным.
Таблица 1
Спрос и предложение на кофе в банках | |||||
Цена |
Спрос |
Предложение |
Цена |
Спрос |
Предложение |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
0 100 300 500 |
400 350 300 250 |
0 100 200 250 |
700 900 1000 |
200 100 50 |
300 350 450 |
Источник: Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.: Экономическая теория. Учебник. – СПб. 2009. С.118. |
Рис.1. График спроса и предложения
Источник: Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: Учебник. 4-е издание. – СПб: Питер, 2009. С.118
На микроуровне различают общее и частное равновесие.
Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т.е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.
Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, которые производятся отдельными производителями и реализуются определённым группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, увеличением продажи хлебных изделий компенсируется уменьшение продажи мясных продуктов.
Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (соотношение занятых мужчин и женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т.д.), от общественного производства, от вкусов различных групп населении, от уровня развития техники и возможностей производства товаров, от уровня спроса на средства производства (материалы, оборудование, сырьё) и предметы потребления14.
Формирование спроса на предметы потребления зависит также от устройства общества (семей работников сельского хозяйства, семей интеллигенции, предпринимателей). Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия.
Свободную или чистую конкуренцию также принято называть совершенной конкуренцией, а остальные типы (чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия) объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон15, которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные независимо действующие производители продают идентичную продукцию, и никто из них не может контролировать рыночную цену. Такими идентичными товарами могут быть, например, пшеница, кукуруза, сахар. Это означает, что все продавцы таких же точно товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах товара, т.к. их как таковых нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не может повлиять на цену товара, которая складывается на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объёме предлагаемой на рынке продукции очень не значительна. Продавец на таком рынке является «ценополучателем». 16
Основные характеристики чистой конкуренции:
Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная конкуренция – это довольно редкий вид конкуренции в экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определённым контролем над рыночной ценой.
Предпосылки совершенной конкуренции:
Если свести воедино
все указанные предпосылки
3. Монополистическая конкуренция
Модель совершенной конкуренции на абстрактном уровне показывает наиболее общие свойства рыночного механизма. Однако эта модель и не претендует на реализм, в реальной экономической жизни совершенной конструкции никогда не было, нет и быть не может. Но её элементы в той или иной мере всегда имеют место. Практика деловой жизни в целом отвечает условиям несовершенной конкуренции. Признаками несовершенного конкурента является значительный вклад в формирования предложения в отрасли и возможность контролировать цены.
Происхождение названия монополистической конкуренции связано с таким реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, и стремятся придать им уникальные качества18.
К основным характеристикам монополистической конкуренции относится:
В период монополистической
конкуренции основными её формами
выступают: торговое соперничество,
научно-техническое соперничест
В связи с этим различают
ценовую и неценовую
а) производитель обязан являться монополистом или иметь какую-либо степень монопольной власти;
б) производитель должен быть способным делить потребителей на группы, имеющие различную способность платить за какой-либо продукт.
в) первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу20.
Тогда возникает вопрос:
где же применяется ценовая
Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила названия конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении «завоевать» часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели. Либо представляют её модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого понижения цен и расширения сбыта; с другой – « качество» - это субъективна оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и примечательной упаковки. Неценовая конкуренции путём совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условия продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации22.
Информация о работе Рыночная конкуренция: сущность, виды и значение