Рыночная конкуренция: сущность, виды и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является понимание теории рыночной конкуренции, а также её значения, видов и основных функций.
Основная часть курсовой работы состоит из трёх пунктов, в которых решаются следующие задачи:

понятие термина «конкуренция», анализ сущности рыночной конкуренции;
изучение поведения спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции;
рассмотрение монополистической конкуренции в рыночной экономике

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...... 3
1. Сущность конкуренции……………………………………………............ 6
2. Свободная или совершенная конкуренция. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции……………..………. 11
3. Монополистическая конкуренция.………………………...…………...…16
Заключение………………………………………………………………..…...22
Список использованной литературы…………………………………..…….24

Файлы: 1 файл

МИКРО. Курсовая работа.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Для примера можно выразить спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, отражающую строго определённую зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене. Это можно проиллюстрировать с помощью таблицы на примере кофе в банках. (таб.1)

          При повышении цены (P) спрос (D) падает, а предложение (S) растёт. DD- кривая спроса; SS- кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке E при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке E называется равновесной. В этой точке между предложением b  спросом устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникает дефицит в размере A 1B1; при цене 700 – излишек AB. (рис.1) Отсюда следует отметить, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложение, рынок становится равновесным.

 

 

Таблица 1

Спрос и предложение  на кофе в банках

Цена

Спрос

Предложение

Цена

Спрос

Предложение

1

2

3

1

2

3

0

100

300

500

400

350

300

250

0

100

200

250

700

900

1000

200

100

50

300

350

450

Источник: Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.: Экономическая  теория. Учебник. – СПб. 2009. С.118.


 

Рис.1. График спроса и предложения

Источник: Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: Учебник. 4-е издание. – СПб: Питер, 2009. С.118

 

На микроуровне различают  общее и частное равновесие.

Общее равновесие на рынке  достигается тогда, когда наступает  соответствие между совокупным общественным производством и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т.е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.

Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, которые производятся отдельными производителями и реализуются определённым группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, увеличением продажи хлебных изделий компенсируется уменьшение продажи мясных продуктов.

Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (соотношение занятых мужчин и женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т.д.), от общественного производства, от вкусов различных групп населении, от уровня развития техники и возможностей производства товаров, от уровня спроса на средства производства (материалы, оборудование, сырьё) и предметы потребления14.

Формирование спроса на предметы потребления зависит  также от устройства общества (семей работников сельского хозяйства, семей интеллигенции, предпринимателей). Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия.

Свободную или чистую конкуренцию также принято называть совершенной конкуренцией, а остальные типы (чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия) объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон15, которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

Чистая конкуренция  представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные независимо действующие производители продают идентичную продукцию, и никто из них не может контролировать рыночную цену. Такими идентичными товарами могут быть, например, пшеница, кукуруза, сахар. Это означает, что все продавцы таких же точно товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах товара, т.к. их как таковых нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не может повлиять на цену товара, которая складывается на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объёме предлагаемой на рынке продукции очень не значительна. Продавец на таком рынке является «ценополучателем». 16

Основные характеристики чистой конкуренции:

  1. свободный доступ к рынкам новых производителей и возможность такого же свободного выхода из них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: финансовые, технологические, законодательные ограничения, ресурсные. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;
  2. многочисленность участников обмена – потребителей и производителей;
  3. тождественная идентичная (стандартизированная) продукция. Этому требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;
  4. наличие полной информации участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, и других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объёмом информации о рынке.

Эти условия в большинстве  случаев сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная  конкуренция – это довольно редкий вид конкуренции в экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определённым контролем над рыночной ценой.

Предпосылки совершенной  конкуренции:

  1. ни одни из производителей не в состоянии самостоятельно повлиять на параметры рыночного равновесия (объём спроса, объём предложении, цену);
  2. реализуемая продукция на рынке идентична по качеству;
  3. все производители пользуются примерно одинаковыми техническими средствами и выпускают практически одинаковые объёмы продукции;
  4. отсутствие ограничений локально-территориального характера, что предполагает, прежде всего, развитые транспортные и торговые связи, развитую торгово-банковскую систему;
  5. мгновенная реакция спроса и предложения каждого участника на рыночные сигналы. Под влиянием изменения спроса и предложения рыночная цена равновесия немедленно изменяется
  6. быстрая передача хозяйственной информации (каждый потребитель имеет все сведения о характеристиках покупаемого товара);

Если свести воедино  все указанные предпосылки совершенной  конкуренции, это будет означать полное отсутствие каких-либо ограничений рыночной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции изменение общего уровня цен любого товара – результат только стихийных процессов колебания спроса и предложении, полностью независимых от воли каких-либо отдельных групп производителей или потребителей.17

 

3. Монополистическая  конкуренция

 

Модель совершенной  конкуренции на абстрактном уровне показывает наиболее общие свойства рыночного механизма. Однако эта  модель и не претендует на реализм, в реальной экономической жизни  совершенной конструкции никогда не было, нет и быть не может. Но её элементы в той или иной мере всегда имеют место. Практика деловой жизни в целом отвечает условиям несовершенной конкуренции. Признаками несовершенного конкурента является значительный вклад в формирования предложения в отрасли и возможность контролировать цены.

Происхождение названия монополистической конкуренции  связано с таким реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция  – это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, и стремятся придать им уникальные качества18.

К основным характеристикам монополистической конкуренции относится:

  1. относительно большое число некрупных производителей;
  2. продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, которые удовлетворяют в принципе одну и ту же потребность. Но назвать их продукцию идентичной уже нельзя.
  3. наличие у отдельного производителя слишком ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано с тем, что производителей настолько много, что доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, – относительно небольшая. Также это связано с тем, что спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели реагируют на изменение цен, и в случае их повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров. Конкурирующие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и не ценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связано с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми сопернические преимущества в результате совершенствования качества продукта, внешнего вида, условий его продажи, рекламы, упаковки и т.д.;
  4. различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политике, являются практически мало осуществимыми. Всё дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того неопределённы сами границы конкуренции, состав её участников;
  5. сохраняются возможности относительно лёгкого вступления в отрасль новых продавцов. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не на много. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.

В период монополистической  конкуренции основными её формами  выступают:  торговое соперничество, научно-техническое соперничество, промышленно-производственное соперничество.

  1. Торговое соперничество.  Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества: во-первых, между производителями за сбыт по более высоким ценам; между потребителями за приобретение товаров по более низким ценам; между производителями и потребителями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.

В связи с этим различают  ценовую и неценовую конкуренцию:

  • ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данный вид продукции. При этом широко используется ценовая дискриминация19, имеющая место только тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация существует при следующих трёх условиях:

а) производитель обязан являться монополистом или иметь  какую-либо степень монопольной  власти;

б) производитель должен быть способным делить потребителей на группы, имеющие различную способность платить за какой-либо продукт.

в) первоначальный покупатель не может перепродать товар или  услугу20.

Тогда возникает вопрос: где же применяется ценовая дискриминация? Наиболее часто она применяется  при оказании услуг адвокатов, владельцев гостиниц, врачей, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой.

  • неценовая конкуренция. Она проводится посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта21.

Неценовая конкуренция  посредством совершенствования  качества продукции получила названия конкуренции по продукту. Этот вид  конкуренции основывается на стремлении «завоевать» часть отраслевого  рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели. Либо представляют её модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого понижения цен и расширения сбыта; с другой – « качество» - это субъективна оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и примечательной упаковки. Неценовая конкуренции путём совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условия продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации22.

 

  1. Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путём:
  • разработки новой продукции; внедрения современных технологических процессов;

Информация о работе Рыночная конкуренция: сущность, виды и значение