Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:12, реферат
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere - сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.
Введение.
1. Чистая монополия.
2. Олигопилия.
3. Монополистическая конкуренция
Заключение.
Практикум.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение.
1. Чистая монополия.
2. Олигопилия.
3. Монополистическая конкуренция
Заключение.
Практикум.
Список использованной литературы.
1. Вступление
Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere - сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживавшие экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свою продукцию подороже, но конкуренция вынуждает их снижать цены, чтобы привлечь покупателей. В этих целях на рынке применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.
В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто готов приобрести товар по самой высокой цене (такое часто бывает в условиях дефицита товара). В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать выгодную для себя цену.
Различают разные виды конкуренции:
- конкуренция определенного товара;
- видовая конкуренция (по цене и качеству);
- ценовая и неценовая конкуренция;
- совершенная и несовершенная конкуренция и др.
В экономике наибольшую роль играет деление конкуренции на совершенную и несовершенную (монополистическую).
Монополия – ситуация, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Основные черты монополии:
1. Единственный производитель. Чистый, или абсолютный, монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы; единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов.
2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано. В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания – являются естественными монополиями. Классическим примером частной чистой, нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов.
Существуют следующие виды монополии:
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита , институт авторских прав.
2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограничения срока действия патента, но также из-за того , что конкуренты могут просто изобрести новые продукты.
Фактически все
монополии могут считаться
Проанализируем поведение чистого монополиста в области ценообразования и определения объема производства.
Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса. Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса.
В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, т.е. на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, является нисходящей.
Это означает:
1. Цена превышает предельный доход, т.е. чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
Так как предельный доход есть изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.
2. Монополист
диктует цену и объем
На вопрос: какую комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? – ответ один – это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.
3. Максимизация
прибыли, т.е. стремящийся к
прибыли монополист использует
то же логическое обоснование,
что и стремящаяся к прибыли
фирма в конкурентной отрасли.
Он будет производить каждую по
Оценим чистую монополию с точки зрения общества в целом.
1) Монополист
сочтет выгодным продавать
Монополии стремятся обогатиться за счет остальной части общества, в частности, за счет ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация – продажа продукта по более чем одной цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.
А.Пигу выделяет три степени ценовой дискриминации:
1. Совершенная ценовая дискриминация (ценовая дискриминация первой степени) – вид ценовой дискриминации, который заключается в установлении разной цены на каждую единицу товара, так чтобы каждая единица товара продавалась как раз по денежной оценке своей предельной полезности для какого-либо потребителя. В данном случае наблюдается максимальная степень поглощения фирмой потребительского излишка, поэтому данный вид ценовой дискриминации называют еще совершенной ценовой дискриминацией.
На практике
совершенная ценовая
2. Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип ценовой дискриминации) – ценовая политика, используемая тогда, когда фирма знает, что существует несколько типов потребителей, но она не в состоянии различить каждый тип.
3. Ценовая дискриминация по группам потребителей (ценовая дискриминация третьего типа) – вид ценовой дискриминации, который заключается в том, что различные категории покупателей сталкиваются с различными ценами, но каждая группа покупателей платит одну и ту же цену за любую купленную единицу.
Такая форма
ценовой дискриминации
Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: неудивительно, что монополист будет способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.
Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются правительственными регулирующими комиссиями или управлениями. Если целью регулирующей комиссии является достижение эффективности распределения ресурсов, ей следует попытаться законодательно установить (максимальную) цену, которая равна предельным издержкам, т.е. Р = МС, и это равенство указывает на эффективное распределение ресурсов для этого продукта или услуги. Цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов, называется общественно-оптимальной ценой.
Первый вариант антимонопольного законодательства в России – Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – был принят в 1991 году. Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативном правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольные орган – Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), в настоящее время это Министерство по антимонопольной политике (МАП). Последние изменения в закон были внесены в марте 2005 года.
Рассмотрим основные характеристики антимонопольного законодательства России в современном виде.
1. Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим положением экономического агента на рынке. К действиям фирмы, которые запрещаются антимонопольным законодательством, относятся:
• изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо для повышения цен;
Информация о работе Рыночная структура несовершенной конкуренции