Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:12, реферат
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere - сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.
Введение.
1. Чистая монополия.
2. Олигопилия.
3. Монополистическая конкуренция
Заключение.
Практикум.
Список использованной литературы.
Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. Легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция.
Теперь проанализируем поведение фирм в определении цены и объема производства, действующих в условиях монополистической конкуренции. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, т.е. тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR) (рис.5,а). Фирма производит продукцию , назначает цену, получает совокупную прибыль в размере, характеризуемом заштрихованным прямоугольником. Но может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в условиях монополистической конкуренции в положение, при котором она несет убытки в краткосрочном периоде. Это проиллюстрировано заштрихованной областью на рисунке 5,б. В краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками.
Рис. 5 Фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, имеют тенденцию к получению нормальной прибыли в долговременном периоде
В долговременном
периоде для фирм, действующих
при монополистической
Экономическая эффективность требует тройного равенства – цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов. Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.
При монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде. Это означает, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.
Отрасли
с монополистической
В какой-то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены.
Единственным выходом остается неценовая конкуренция:
1) улучшение качества продукта;
2) реклама;
3) различные приемы, стимулирующие сбыт.
Конкуренция продуктов является важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастающим в двух различных смыслах: 1) улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков; 2) прибыли, полученные от улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.
Благодаря рекламе фирма надеется увеличить свою рыночную долю и привлечь потребителей к ее дифференцированному продукту. Существуют разные точки зрения относительно экономической пользы рекламы.
Сторонники рекламы оправдывают ее на том основании, что она:
а) помогает потребителям в осуществлении разумного выбора;
б) поддерживает национальные системы связи;
в) ускоряет развитие продукта;
г) позволяет фирмам реализовать эффект масштаба;
д) стимулирует конкуренцию;
е) поощряет расходы и высокий уровень занятости.
Критики заявляют, что реклама:
а) скорее сбивает с толку, чем информирует;
б) нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения;
в) вызывает ряд внешних издержек;
г) приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам;
д) поощряет монополию;
е) не является стратегическим фактором, определяющим расходы и занятость.
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.
Заключение.
Очевидно, что главный результат конкуренции - расширение производства, совершенствование его техники и организации, повышение качества товаров, снижение затрат на производство единицы продукции, что позволяет снижать цены, увеличивать ассортимент товаров, улучшить обслуживание покупателей. По этому поводу лауреат Нобелевской премии Ф.фон Хайек сказал, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Таким образом, конкуренция - это двигатель экономического прогресса. Но конкуренцию нельзя идеализировать. Конкурентные отношения всегда связаны с необходимостью постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы появляются не только победители - компании, приумножающие свое богатство, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные явления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, социальная несправедливость, инфляция и т.д.
История показала, что конкуренция в чистом виде, в своей совершенной форме невозможна. Поэтому государство вынуждено вмешиваться в экономику, придавая конкуренции “ несовершенные”, искусственные черты.
На протяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции с каждым разом учитывалось все больше обуславливающих её факторов. Однако ни одна из приведенных моделей несовершенной конкуренции не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Близкие к совершенной
конкуренции условия существуют
во многих секторах экономики, где преобладает
новый частный бизнес. Совершенно
иная картина наблюдается в
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Практикум.
Предположим функция спроса монополиста имеет вид Р=50 – 10Q, а ТС=5+20Q - 5Q . Необходимо определить объем производства (в тыс.ед.), обеспечивающий фирме максимальную прибыль Q .
Решение.
Так как условием максимальной прибыли является равенство предельных издержек и предельных доходов, определим их величину и приравняем МС=ТС (Q)=20-10Q.
А предельные доходы – из функций совокупных доходов и функций спроса TR=P*Q= (50*10Q)*Q=500 – 10Q2
MR=TR (Q)=50-20Q.
Приравниваем получаем 20 – 10Q=50-20Q2
Q = 3 тыс.ед.
Оптимальная цена из функции спроса Р =50-10*3=20у.е.
Совокупная прибыль П=TR – TC=PQ – (5+20Q – 5Q2)=40у.е.
1. А.С. Булатов, Экономика, 3-е изд. М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
2. М.А. Сажина / Г.Г. Чибриков, Экономическая теория, НОРМА 2003, 456 с.
3. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с.
4. Р. Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 1995
Информация о работе Рыночная структура несовершенной конкуренции