Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Рыночный механизм представляет совокупность взаимообусловленных методов и рычагов воздействия экономического характера на производство, обмен, распределение и потребление в системе законов рынка и товарно-денежных отношений.

Файлы: 1 файл

реферат экономика.docx

— 559.59 Кб (Скачать файл)

Рыночный механизм представляет совокупность взаимообусловленных  методов и рычагов воздействия экономического характера на производство, обмен, распределение и потребление в системе законов рынка и товарно-денежных отношений.

Цены в рыночной экономике  – это своего рода сигнал, на который  ориентируются производители товаров  и услуг, когда принимают решения  о том, сколько производить продукции, куда вложить свой капитал, на какой  доход от производства и продажи  товара можно рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются  и потребители, когда принимают  решения, какие товары и в каких  количествах им можно купить, чтобы  удовлетворить свои потребности. Ценовой  ориентир играет исключительно важную роль в поведении как производителей, так и потребителей товаров и услуг, как фирм, так и домашних хозяйств.

Поэтому, чтобы понять, как  действует рыночный механизм, нам  необходимо выяснить, как определяется уровень цены, от чего он зависит  и под влиянием каких факторов изменяется.

 

Спрос и закон  спроса

Любой предприниматель, поставляя  товар на рынок, прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар. Допустим, он намерен вложить деньги в производство кожаных сумок. Но для этого ему в первую очередь следует установить, есть ли спрос на сумки и какова его величина.

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Можно с большой степенью вероятности предположить, что почти все школьники хотят иметь кроссовки фирмы «Reebok», однако производители этих кроссовок допустят серьезный просчет, если будут ориентироваться только на желания школьников. Каждому понятно, что на сегодняшний день далеко не для всех школьников это желание осуществимо.

Кроме желания иметь  кроссовки, надо располагать возможностью их купить, а для этого необходимо, чтобы в кошельке было около 3000 р. Те, у кого такой суммы денег нет, свое желание осуществить не смогут, и на эту группу покупателей изготовителям данного товара ориентироваться не нужно. Следовательно,

СПРОС - это потребность покупателей  в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.


Спрос не следует отождествлять  с величиной спроса.

Прежде всего величина спроса будет определяться уровнем цены. Допустим, провели опрос большой группы возможных покупателей, в результате чего удалось выявить следующую зависимость между величиной спроса и ценой товара, которая представлена в табл.1

 

Таблица 1

Р - от англ. price - цена.

Q -_ от англ. quaпtity - количество.

Таблица1 показывает, что повышение цены сопровождается снижением величины спроса. Так, при цене 10 р. за штуку товара величина спроса будет равна 50 штукам товара. Повышение цены до 15 р. повлечет за собой снижение величины спроса до 40 штук, и т. д.

Эта зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, мы имеем в виду установленное время и место. Если бы наше исследование проводилось в другой стране, регионе или в другое время, возможно, каждому уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА - это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.[1]


Кривая спроса (demand сиrvе) - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси (см. рис. 1).

 рис.1

Изображенная кривая характеризует  состояние цен и объема покупок  продукции Х В определенный момент времени (например, на 1 января 2010 г.). Она  имеет отрицательный наклон, что  свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

Q = f (Р), где QD - величина спроса (demand); Р - цена (price). [2]

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как  зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость обратная. Она  формулируется в виде закона спроса.


ЗАКОН СПРОСА гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Для обоснования достоверности  закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

1. В подавляющем большинстве  случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.

2. Рост объема спроса  при снижении цены можно обосновать  возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара. Например, если цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг бананов на 60 р. сможет купить 3 КГ, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.

3. Рост объема спроса  при снижении цены объясняется  и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.

4. Рост величины спроса  при снижении цены можно объяснить  и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара.

Рассмотренные аргументы  дают нам возможность объяснить, чему кривая спроса направлена вниз слева  направо, т. е. имеет отрицательный  наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.

Исключение из этого правила  – эффект Гиффена. Английский экономист и статистик Роберт Гиффен описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эффектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

Рассматривая влияние  цены на величину спроса, мы упростили  ситуацию по сравнению с тем, что  происходит в реальной жизни. Мы считали, что прочие факторы, которые влияют на величину спроса, остаются неизменными. Однако на практике изменения спроса зависят от ряда факторов, которые  не связаны с изменениями цены данного товара. Вернемся к нашему примеру и предположим, что в  обследуемой группе потенциальных  покупателей данного товара произошло изменение величины доходов их семей: заработная плата выросла. Как это отразится на шкале и графике спроса?

Шкалу спроса показывает таблица 2

Рассмотрение шкалы спроса позволяет сделать вывод о  том, что закономерность взаимодействия величины спроса и цены сохранилась: увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса. Но теперь каждому значению цены соответствует больший объем спроса. В условиях общего роста доходов и при низких, и при высоких, и при средних ценах будет произведено больше покупок. Как это отразится на графике?

рис.2

График показывает, что  произошел сдвиг кривой спроса вправо, что свидетельствует об изменении  спроса.

Изменение величины спроса вызывается только изменением цены данного товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например перемещение из точки А в точки В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса.

Изменение же спроса, его рост или уменьшение, найдет  отражение в новом положении кривой спроса относительно первоначального. Рост спроса сдвинет кривую спроса вправо, а снижение спроса – влево.[1]

 

Факторы, приводящие к сдвигу криво спроса:

  1. тип товара («низшие» и «нормальные»);
  2. доходы покупателей;
  3. цены на дополняющие или заменяющие товары;
  4. ожидания относительно динамики цен в будущем;
  5. численность и возраст покупателей;
  6. привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

Кроме того, на спрос могут  влиять и некоторые другие, менее  значимые факторы, такие как сезонность, правительственная политика, равномерность  распределения доходов, реклама  и др.[3]

 

Предложение и  закон предложения

Покупатели - лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, - многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данные товары (услуги).


Собираясь заняться бизнесом, предприниматель должен применить свои знания и способности в каком-то определенном деле. Например, предприниматель имеет склонность к кондитерскому делу. Но прежде чем его желание приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно убедиться, что для этого у него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что, прежде чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.

Так же как и величина спроса, величина предложения будет  определяться величиной цены. Если мы проведем опрос группы продавцов  однородной продукции, мы сможем составить шкалу предложения (см. табл.3)

таблица 3

Таблица 3-3 показывает, что  повышение цены сопровождается ростом величины предложения. Например, если цена 10 р. за штуку товара, то величина его предложения составит 2 шт. Повышение цены до 30 р. приведет к тому, что величина предложения вырастет до 30 шт.

Определяя величину предложения, нужно так же, как и при выявлении  величины спроса, фиксировать место  и время покупок и продаж товаров, так как в другое время или  в каком-либо ином месте тем же значениям цен может соответствовать иной объем предложения. Следовательно,

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.


 

Зависимость между ценой  и объемом предложения можно  изобразить графически.

рис.3

Кривая предложения (supply curve) - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) - по горизонтальной оси (см. рис. 3).

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем предложения блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2010 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.[2]

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится  в прямой зависимости от изменения  цены этого товара (услуги).


 

Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

  1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объем предложения.
  2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще и потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара.

До сих пор речь шла  об изменении величины предложения, т. е. того количества товара, которое  производители намерены и могут  произвести при определенной величине цены этого товара. Это можно проиллюстрировать, двигаясь по кривой предложения SS от точки А к точке В (см. рис. 3). Это говорит о том, что величина предложения является прежде всего функцией цены товара: Qs = f(P)

Информация о работе Рыночный механизм