Рынок как институт рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение теоретических источников, связанных с рыночной экономикой, их анализ и обобщение. Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
− описать рынок как экономическую категорию и показать условия его возникновения;
− проанализировать функции, которые выполняет рынок;
− рассмотреть этапы формирования рыночной экономики;
− показать роль рыночного механизма в экономике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические взгляды на понимание рынка
1.1 Рынок как экономическая категория, условия его формирования
и развития.........................................................................................................5
1.2 Функции рынка в экономике..........................................................................8
1.3 Этапы формирования и развития рыночной экономики...........................11
2. Рыночная экономика как тип экономической системы
2.1 Рыночный механизм и его роль в экономике.............................................13
2.2 Положительные и отрицательные стороны
рыночной экономики........................................................................................21
2.3 Эволюция рыночной экономики России…….............................................24
Заключение…….…………………………………………....................................27
Список использованной литературы...................................................................29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о  важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Этапы формирования и развития рыночной экономики

 

Ученые выделяют следующие исторические этапы развития рыночной экономики:

− свободная  конкуренция;

− массовое производство;

− сбыт;

− постиндустриализм (современный этап).

Свободная конкуренция  означает, что, во-первых, на рынке имеется  множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.[21]

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения. В западной экономической литературе ее часто называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также “чист” от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют полный доступ к информации (о  качестве товаров, цене, применяемых технологиях и т. д.). Все сказанное дало основание называть такую конкуренцию совершенной.[13]

Массовое производство – это производство большого количества идентичных предметов, которые обычно не требуют индивидуального умения; они могут быть предметами высокого качества, хотя и не обязательно. Автоматизация процессов производства, когда высокоскоростные механизмы управляются сравнительно небольшим числом относительно малоквалифицированных работников, позволяет наращивать выпуск товаров массового потребления.[19]

Сбыт – это продажа, реализация предприятием, организацией, предпринимателями изготовляемой ими продукции, товаров с целью получения денежной выручки, обеспечения поступления денежных средств.[7]

Постиндустриальное  общество можно определить как общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения сместился приоритет - от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания. То есть научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Поэтому наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. На современном этапе развития рыночной экономики представляется возможным выделить три основных типа  экономических моделей: социально-ориентированную, регулируемую и корпоративную экономику. К первому типу, подразумевающему направленность государственной политики на защиту интересов граждан и отражение принципов экономического регулирования в долгосрочных программах, можно отнести германскую и французскую экономические модели. В регулируемой экономике (американская и английская модели) государственное вмешательство в хозяйственные процессы выражается установлением «правил игры», способствующим развитию частного предпринимательства при отсутствии крупного государственного сектора. Корпоративная экономика (шведская и японская модели) предполагает сочетание социальной защиты населения с государственными программами поддержки крупного бизнеса и определением приоритетов развития национальной экономики.[22]

 

 

2. Рыночная экономика как тип экономической системы

 

 

2.1. Рыночный механизм и его роль в экономике

 

 

Рыночный механизм представляет совокупность взаимообусловленных  методов и рычагов воздействия экономического характера на производство, обмен, распределение и потребление в системе законов рынка и товарно-денежных отношений. Знаменитые американские экономисты Самуэльсон и Нордхаус определяют рыночный механизм регулирования экономики как форму организации хозяйства, когда индивидуальные потребители и производители посредством рынка взаимодействуют с целью решения общих экономических проблем.[16]

Рыночный механизм (рыночная экономика) функционирует благодаря наличию в этой системе важных составных элементов, которые в целом и составляют механизм рынка. К этим важнейшим элементам относятся, прежде всего, производители и потребители. Взаимодействие между ними устанавливается как обмен результатами деятельности. Производители выступают поставщиками нового товара, потребители – его покупателями. Потребление представляет собой логическое продолжение процесса производства, при котором товар перерабатывается пользователями. Следующий элемент – это экономическая обособленность, обусловленная частной формой собственности или смешанной. Третий элемент – цены. Это важнейший элемент, поскольку именно цены отражают суть взаимного развития спроса и предложения на рынке. Четвертый элемент – спрос и предложение. Они, как и цены, выступают основными элементами рынка, обеспечивая связь между потребителями товаров и их производителями. Пятый элемент – конкуренция. Она максимизирует прибыль и способствует расширению производства.

Конкурентный рыночный механизм это способ взаимодействия субъектов рыночных отношений и механизм свободного  регулирования его пропорций.  Экономист А. Смит называл конкуренцию «невидимой рукой» рынка. Главная функция конкуренция заключается в определении величины экономических регуляторов, таких как цена, норма процента, норма прибыли и другие.[1, стр.87]

Конкуренция – это свобода участия  экономических единиц в любой  экономической отрасли. Такая свобода необходима для адаптации экономики к  изменениям технологий,  предложения ресурсов или  вкусов потребителей. Главное преимущество рынка заключается в том, что эффективность ее производства постоянно стимулируется. Объектом конкуренции выступает цена и издержки производства, дизайн и качество продукции. Конкуренция характеризуется способностью развития научно-технического прогресса, реагирования на изменения спроса, выравнивания нормы прибыли и уровня заработной платы в отраслях народной экономики.[6]

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.[14, стр.100]

Совокупный спрос  — совокупность спросов всех  макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, иностранного сектора и государства.

Совокупное предложение  — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). [4]

Состояние совокупного  предложения в первую очередь  зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства. [5]

Существует модель совокупного  спроса и предложения, выдвинутая Дж. Кейнсом. Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму. Она представлена на рисунке 2.1.[11]

Рисунок 2.1. – Модель совокупного  спроса и предложения

 

Важным показателем  в модели AD-AS является кривая совокупного  спроса. Данная функция объясняет  сумму всех возможных спросов  макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора. Таким образом, совокупный спрос строится из суммы следующих показателей:

− потребительские расходы — спрос домохозяйств на товары и услуги;

− инвестиции — спрос фирм на товары и услуги с целью максимизации собственной прибыли в будущем;

− государственные закупки товаров и услуг — государственные издержки на такие критерии, как заработная плата государственным служащим, закупки оборудования для государственных подразделений, и т. п.;

− чистый экспорт — разница между экспортом из страны и импортом в страну.

 

 

 

Функция совокупного  спроса строится как сумма всех четырех перечисленных параметров. Математическим языком,

Совокупный спрос можно  изобразить несколькими способами. Широко известной моделью данной функции служит так называемый «Кейнсианский крест», в котором кривая совокупного спроса имеет положительный наклон. Однако, в модели AD-AS, кривую совокупного спроса, наоборот, принято изображать бесконечно убывающей функцией.

Этому существуют три основных объяснения (эффекта). Первый, выдвинутый французским экономистом Артуром Пигу, гласит, что при увеличении общего уровня цен, уменьшается реальное богатство человека, что приводит к снижению потребления товаров и услуг домохозяйствами, а это, соответственно, приводит к снижению величины совокупного спроса. Джон Мейнард Кейнс посчитал иначе. Он предположил, что при увеличении уровня цен естественно растет спрос на деньги. Это приводит к росту банковской ставки процента, поскольку увеличивается спрос на заемные средства. От высокой ставки процента страдают инвесторы, что ведет к снижению инвестиций в экономику, а следовательно, и величины совокупного спроса. Более современные экономисты, Роберт Манделл и Джон Флеминг, посчитали, что при увеличении уровня цен в стране падает ее экспорт, так как национальные товары, в данном случае, становятся дороже как для иностранцев, так и для местных жителей, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов импорта. Данный дисбаланс снижает чистый экспорт, а следовательно, и величину совокупного спроса. Таким образом, кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо влечет за собой повышение уровня цен и увеличение совокупного выпуска, как показано на рисунке 2.1.1.[10, стр.152]

 

 

 

Рисунок 2.1.1. − Повышение  уровня цен и увеличение совокупного 

выпуска

Кривая совокупного  предложения имеет более «спорную»  историю. Представители классической макроэкономической школы считали, что совокупное предложение не зависит от уровня цен. Таким образом, классики изображали данную кривую перпендикулярно оси совокупного выпуска. Позже, истовые приверженцы Кейнсианской школы, наоборот, предположили, что совокупное предложение ни каким образом не зависит от уровня совокупного выпуска. Поэтому, экстремальные кейнсианцы изображали эту функцию параллельно оси совокупного выпуска. В наше время существуют и такой, и другой виды графического представления кривой совокупного предложения. Строго вертикально в наши дни строят совокупное предложение в долгосрочном периоде, а кривая, изображенная с положительным наклоном, является совокупным предложением в краткосрочном периоде.

Имеются как  ценовые факторы, влияющие на совокупное предложение, так и неценовые. Ценовые  влияют только на краткосрочное предложение. Любые изменения в издержках фирм отражаются на совокупном предложении экономики, при этом, обратно пропорционально. Это означает, что, к примеру, на каждую дополнительную единицу затрат фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг на определенное количество. Неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение любого вида, как на краткосрочное, так и на долгосрочное. К таким факторам можно отнести количество ресурсов, производительность ресурсов, качество физического, человеческого капитала, технологический прогресс и тому подобные критерии. Как правило, увеличение значений данных факторов зависимы прямо пропорционально совокупному предложению[6]. Так, например, если в стране улучшается качество образования, и из учебных заведений выпускаются более подготовленные специалисты, кривая совокупного предложения смещается вправо и вниз. Как изображали совокупное предложение представители разных школ показано на рисунке 2.1.2. [9,стр 134]

Рисунок 2.1.2 –  Видение совокупного спроса разными  историческими

 школами

 

В модели AD-AS можно  наблюдать два вида равновесия:

Реальное равновесие

В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

Потенциальное равновесие

Данный вид  равновесия показывает, что могло  бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов. Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и ее положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия, поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики, потому что тогда ресурсы «переиспользуются». Взаимосвязь между реальным и потенциальным равновесиями показана на рисунке 2.1.3.[10, стр. 154]

Информация о работе Рынок как институт рыночной экономики