Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:00, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1. Рассмотреть принципы существование рынка совершенной конкуренции;
2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
3. Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции……………....5
1.1Условия возникновения совершенной конкуренции……..……………………5
1.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции…………..10
1.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……………..…13
1.4 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…………….16
1.5 Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде……………..19
2. Типовые методы конкуренции и выбор стратегии конкурентной фирмы….25
2.1 Типовые методы конкуренции………………………………………………...25
2.2 Стратегии конкуренции………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованной литературы……………………………………………...32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Поведение предприятия
в условиях совершенной
1.1Условия возникновения
совершенной конкуренции……..………
1.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции…………..10
1.3 Равновесие конкурентной
фирмы в краткосрочном периоде…
1.4 Предложение конкурентной
фирмы в краткосрочном периоде…
1.5 Предложение конкурентной
фирмы в долгосрочном периоде……
2. Типовые методы конкуренции
и выбор стратегии
2.1 Типовые методы конкуренции…………
2.2 Стратегии конкуренции………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Тема данной курсовой работы «Особенности поведения фирмы в условиях современной конкуренции. Типовые методы конкурентной борьбы».
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.
Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.
В связи с тем, что реальная
рыночная экономика немыслима без
конкуренции возникает
Рассмотрение поведения
предприятия в условиях рынка
совершенной конкуренции и
Цели курсовой работы:
1. Рассмотреть принципы существование рынка совершенной конкуренции;
2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
3. Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.
1 Поведение предприятия
в условиях совершенной
1.1 Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы условия возникновения
такой конкурентной среды и почему
именно она более всего подталкивает
фирмы к повышению
Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:
1.Большое число фирм, производящих
однородную продукцию, и
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2.Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
|
В реальной жизни абсолютно
однородные продукты встречаются крайне
редко (дистиллированная вода, акции
корпорации, жетон метро). Высокой
степенью однородности обладают нефть,
сахар, помидоры. И уж совсем нельзя
считать однородными такие
3.Отсутствуют входные
барьеры для вступления в
¨ Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
¨ Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
¨ Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
¨ Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
¨ Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4.Равный доступ ко всем
видам информации («информационная
прозрачность рынка»). Это значит,
что все покупатели имеют
5.Совершенная мобильность.
Покупатель (продавец) может мгновенно
заключить сделку с любым
6.Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7.Затраты фирм на
7.Транспортные затраты
не играют большой роли в
формировании предложения, то
есть нет опасности, что
7.Уместность. Чистая конкуренция
на практике встречается
a) Существует несколько
отраслей, более близких к конкурентной
модели, чем в любой другой
рыночной структуре. Например, многие
особенности американского
b) Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
c) Функционирование чистой
конкурентной экономики дает
нам образец, или стандарт, с
которым можно сравнивать и
по которому можно оценивать
эффективность реальной
1.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции
Спрос на продукт фирмы
есть максимально возможный объем
продаж этой фирмы (в единицах продукта)
при некоторой установленной
ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию
отдельной фирмы в условиях совершенной
конкуренции абсолютно
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.1.2).
P
P0
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции.
Произведение цены единицы продукции конкурентной фирмы и объёма реализованной продукции представляет валовый доход.
Допустим, в отрасли действуют
10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из
которых выпускает по 100 единиц продукта.
Совокупное предложение, таким образом,
составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим,
что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает
свое производство до 50 единиц. Скажется
ли это на цене? Нет. И причина
ясна: сокращение выпуска одной фирмой
оказывает почти незаметное воздействие
на совокупное предложение – точнее,
общая величина предложения уменьшается
с 1 млн. до 999 950 единиц. Это очевидно
недостаточное изменение