Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок, одно из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Содержание работы

Введение.
1. Рынок труда и безработица.
1.1. Сущность и конъюнктура рынка труда.
1.2. Заработная плата как цена рабочей силы.
2. Безработица и занятость.
2.1. Сущность и виды безработицы.
2.2 Безработица в условиях кризиса.
3. Особенности рынка труда Республики Башкортостан.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

Курсовая эк.теория.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

       Введение.

1.    Рынок труда и безработица.

1.1. Сущность и конъюнктура рынка труда.

1.2. Заработная плата  как цена рабочей силы.

2.    Безработица и занятость.

2.1. Сущность и виды безработицы.

2.2  Безработица в условиях кризиса.

3.    Особенности рынка труда Республики Башкортостан.

       Заключение.

       Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1.ВВЕДЕНИЕ.

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок, одно из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих  государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм  рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

 Наше общество стремится  к экономическому росту, а также  к полной занятости. Однако  наш долговременный экономический рост не был равномерным. В 70-80 годах у нас был печальный опыт спада и депрессии, повлекшим безработицу и инфляцию, которые взаимосвязаны между собой - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Мировой кризис коснулся     обосновался и в России

Достижение высокого уровня занятости  – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая  система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их такой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

                      1.1. Сущность и конъюнктура рынка  труда.

Рынок труда представляет собой сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при  условии, что рабочий является собственником  своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа труда рабочей силы на определенный срок.

Рынок труда как система  экономических механизмов обеспечивает воспроизводство рабочей силы, и  ее использование является частью рыночной системы.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношения, отражающих уровень развития и достигнутый на данный момент баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.

Рынок труда имеет  ряд особенностей. Его составляющими  элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены различными психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и другими качествами. Принципиальное отличие труда от всех других видов ресурсов в том, что труд-это целесообразная деятельность человека, реализация его умственных и физических способностей в процессе производства товаров и услуг, направленное на преобразование вещества природы (сырья) для удовлетворения человеческих потребностей. Именно в процессе труда реализуются его цели и интересы, появляется возможность достижения определенного социального статуса, при этом цена труда представляет собой не просто разновидность платы за использование ресурса, а цену благополучия работника и его семьи.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Товаром на рынке труда выступает рабочая сила. С точки зрения марксистской политэкономии рабочая сила - физические и духовные способности человека, которые используются в процессе труда при создании товаров или оказании услуг.

Выделяют:

- общую рабочую силу (включает лиц, находящихся на  военной службе) и гражданскую  рабочую силу (за вычетом лиц,  находящихся на действительной  военной службе);

- неквалифицированную  рабочую силу (способности работника, не имеющего специальной подготовки) и квалифицированную рабочую силу (специфически развитая способность к труду, используемая для выполнения сложного труда).

Рынок труда – это рынок ресурсов труда как товара, равновесная  цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Работники предлагают свою рабочую силу за определенную плату, формирую предложение, а работодатели формируют спрос на рабочую силу определенного качества. Поэтому рынок труда – это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Предложение на рынке труда зависит  от состава трудовых ресурсов общества, которые представлены частью населения страны, обладающей физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, а также лиц нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятых в экономике. Существует распределение трудовых ресурсов по полу, возрасту, уровню образования  здоровья.

Трудоспособное население  – лица преимущественно в рабочем  возрасте, способные к участию  в трудовом процессе. Трудоспособное население в Российской Федерации  – мужчины в возрасте 16-59 лет  и женщины в возрасте 16-54 года за исключением инвалидов I  и II групп, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии.

Экономически активное население  включает всех мужчин у женщин, которые  обеспечивают или имеются в наличии  для обеспечения предложения  рабочей силы для производства товаров и услуг (ООН, 1996). В отечественной учебной и научной литературе экономически активное население определяется как часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных. По данным Международной организации труда по состоянию на 1 апреля 2009 года поисками нового места работы озабочены 8,5 % экономически активного населения. Численность экономически активного населения составляет

Экономически неактивное население включает:

а) детей;

б) учащихся дневных отделений  всех типов учебных заведений;

в) отказавшихся от поисков  работы безработных;

г) неработающих пенсионеров;

д) лиц, не нуждающихся  в работе для поддержания для  своего существования (независимо от источников их дохода), включая занятых только домашним хозяйством.

Совокупность экономически активных и неактивных граждан не совпадает с населением в трудоспособном возрасте, потому что многие люди после достижения пенсионного возраста остаются экономически активными.

Экономически активное население  – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг. 

Уровень экономической активности населения – это доля численности  экономически активных людей в общей  численности населения. Такой уровень рассчитывается по формуле:

          УА   =   Н - ЭН  / Н  х100

       где УА – уровень экономически активного населения;

  Н  – численность населения;     ЭН - экономически неактивное население.                          

Экономически активное население подразделяется на две группы:

А. Занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые: работали по найму за вознаграждение; трудились без оплаты на семейных предприятиях; работали не по найму, самостоятельно обеспечивали себя работой; лица, которые временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больными, обучения, учебного отпуска и т.п.).

Б. Безработные – лица 16 лет и  старше, которые: не имели работы (доходного  занятия); занимались поиском работы (обращались в службы занятости и т.п.); были готовы приступить к работе; обучались по направлению службы занятости.

          Состав населения страны с точки зрения принадлежности к трудовым ресурсам представлен на рисунке:

 

                                  Население страны

 

нетрудоспособное                                  трудоспособное население

население                                                      (трудовые ресурсы) 

 

 

          добровольно                                экономически активное

             незанятые                                        население

 

 

занятые безработные

         

          Как  показывает мировая практика, все  меры по регулированию  занятости  подразделяются:

          1) по  характеру воздействия на рынок  труда: на активные (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, досрочный выход на пенсию и др.) и пассивные (выплата пособий и материальная помощь безработным),

           2) по уровню воздействия на рынок труда: на прямые (проводимые на уровне отдельных предприятий и регионов) и косвенные (осуществляемые на макроуровне экономики)

В этой связи одной  из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»).

Оценивая безработицу  как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление – объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

         Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран. В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка  труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в третьих- программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы (пособия). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х был снижен на 0,8 %-ного пункта. 

             Другим элементом системы социальных  амортизаторов служат биржи труда,  созданные еще в первой половине  XIX в. Биржи труда – специализированные государственные учреждения, которые осуществляют посреднические функции между предпринимателями и рабочими при трудовом найме на рынке рабочей силы. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, регистрацией вакантных мест, содействуют желающим сменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи, выплатой пособий. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы экономической  безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика правительства. Немалое влияние на рынок труда  оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х годах. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

В нашей стране законодательство о  занятости населения установило систему мер по регулированию  и организации занятости населения. В эту систему мер, в частности, входят:

а) регулирование занятости населения. Государство разрабатывает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;

Информация о работе Рынок труда и безработица