Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок, одно из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Содержание работы

Введение.
1. Рынок труда и безработица.
1.1. Сущность и конъюнктура рынка труда.
1.2. Заработная плата как цена рабочей силы.
2. Безработица и занятость.
2.1. Сущность и виды безработицы.
2.2 Безработица в условиях кризиса.
3. Особенности рынка труда Республики Башкортостан.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

Курсовая эк.теория.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

б) региональная государственная служба занятости населения.  Эта служба занимается регистрацией безработных,  информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан; помогает гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организует при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

в) финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей- 1,5% от фонда оплаты труда и  других источников;

г) организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии  органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам – в других организациях.

Государство гарантирует ряд видов  социальной поддержки безработным:

выплату пособия по безработице; возможность  участия в оплачиваемых общественных работах. Установлен период выплаты  пособия по безработице – 12 месяцев.  Лицам, ищущим работу впервые, выплачивается  пособие в размере минимальной  месячной оплаты труда. Во всех развитых странах государство стало систематически в законодательном порядке проводить в жизнь меры, которые содействуют занятости и обеспечивают социальную защиту от безработицы.

                  

                    1.2. Заработная плата как цена рабочей силы

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Но специфика труда, являющегося предметом купли – продажи на данном рынке, обуславливает ряд особенностей формирования спроса и предложения на труд, поддержания равновесия.

Под спросом на труд понимается платежеспособная потребность предпринимателей в  наемной рабочей силе для организации  и развития производства. Масштабы привлеченного труда являются результатом  усилий нанимателей минимизировать издержки и максимизировать прибыль и зависят от предельной производительности труда рабочих, технологического уровня предприятия, соотношения уровня цен на применяемой средства производства.

На динамику замещения труда  капиталом также влияет тенденции  изменения уровня цен на рабочую силу и основной капитал. Очевидно, чем выше уровень заработной платы в экономике по сравнению с уровнем цен на средства производства, тем больше стимулов для распространения современных форм автоматизации, применения новой техники и технологий и соответственно тем меньше совокупность спрос на труд.

Устойчивая тенденция к повышению  заработной платы в промышленно  развитых странах увеличивает масштабы распространения в них процессов  микроэлектронной автоматизации с целью роста производительности и экономии на затратах труда. В то же время относительная дешевизна рабочей силы на российском рынке труда по сравнению со стоимостью новой техники и является одним из факторов, сдерживающих процесс массового высвобождения работников из производства.

                            2.1. Сущность и виды безработицы

Очевидно, что занятость отражает соответствие предложения и спроса на рабочую силу. Под безработицей же понимается такое неравновесное  состояние рынка, когда предложение  труда превышает спрос на него.

Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не может  приложить свою рабочую силу.

Безработным, по методологии Международной  организации труда (МОТ), считается  тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. Официально пользуются классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику.

Основным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является уровень безработицы в стране, который исчисляется как процент безработных в составе рабочей силы – в данном случае на основании данных о занятости З и безработицы. Уровень безработицы УБ – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения ЭА. Этот уровень определяется по формуле

                                  УБ = ЭЛ-З / ЭА * 100

Официально безработица в нашей  стране была признана только в конце 80-х годов. В 1993 году полностью и частично безработных (то есть не полностью занятых) насчитывалось около 8 млн. человек, или 10% к экономически активному населению. В 1994 году этот показатель возрос до 10 млн. человек, или до 13,5% к экономически активному населению. В настоящее время в России безработные составляют 7,7% экономически активного населения страны. За декабрь 2008 года общая численность безработных в России увеличилась на 9,7% и составила 5,8 млн. человек. По сравнению с концом декабря 2007 года общая численность безработных в России увеличилась на 26, 1%.

        Фрикционная безработица ( от англ. friction – трение, разногласие)-отражает текучесть кадров, связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую,  с поисками и ожиданием работы, то есть связанная с временными затруднениями в трудоустройстве. Причина данной формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определенное время для «взаимного поиска»(с учетом квалификации и индивидуального предпочтения).

           Структурная безработица, по существу является углублением фрикционной, связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала. Эта безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие  научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или поменять место жительства. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и считается более серьезной проблемой.

           Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет ( и, следовательно, снижается безработица ), в другие - уменьшается ( а безработица  возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства ( а значит, и занятости ) , относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

           Добровольная безработица   вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость-нонсенс, не совместимый с идеей рыночного  хозяйства. В то же время понятие  «полная занятость» не означает полного  отсутствия безработицы.

Естественная безработица-это сумма структурной и фрикционной безработицы. С позиции неоклассической теории, признающей действенными только рыночные силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими экономистами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов рабочей силы). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

          Технологическая безработица –вызываемая заменой людей машинами. Характеризуется наличием «выталкивания» и одновременного притяжения рабочей силы, в результате чего занятость может расти, но спрос предъявляется другими отраслями, предприятиями и часто на работников других профессий и квалификации.

          Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада. Она представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги (дефицит спроса), который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

 Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют своих работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени , либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

 

                            2.2 Безработица в условиях кризиса

 

Реальная безработица  в нашей стране растет быстрыми темпами. По данным Международной организации  труда за последние полгода она  увеличилась более чем на 3%, и  теперь поисками нового места работы озабочены 8,5% экономически активного  населения. Число официально зарегистрированных безработных уже достигло 2,2 млн. человек. Это цифра, на которую правительство рассчитывало лишь к концу нынешнего года.

Галоп безработицы свидетельствует  не только о нарастании болезненной  социальной проблемы, но и о сокращении нерентабельного производства и закрытии неэффективных предприятий. Высвободившиеся работники имеют шанс найти себе применение в других отраслях, где нуждаются, например,  грамотных инженерах.

За последние годы на российском рынке труда, по оценке экспертов ООН, сформировались 2 зоны, в которых сосредоточена избыточная рабочая сила. Первая представляет собой промышленные предприятия с «мертвыми» активами (в первую очередь в металлургии и машиностроении), вторая – «офисный планктон», процветающий в крупных городах.

Больше всего лишних рабочих рук в 150–200 городах с монопрофильной экономикой. В них сейчас проживает 11% населения, которое, как правило, весьма консервативно и не желает перемен.

Экономический кризис может  сыграть роль «волшебного пинка». Он способен сдвинуть с места привыкших к ярму повседневной жизни и работы граждан и заставить их искать возможности получения новой, более перспективной квалификации и другого места работы, даже в городах, далеких от родных мест.

Но это теория. На практике переезд в другой регион чаще всего нереален. Где, чему и на какие деньги переучиваться, тоже не ясно. Ведь именно эти 2 задачи в цивилизованных обществах решает (то есть дает денег на их решение) государство.

В рамках антикризисной  программы правительство в текущем году для поддержания рынка труда в регионах было выделено 43,7 млрд. рублей, из них 23 млрд. уже израсходовано. На тором этапе антикризисных мер, которые сейчас определяются власть намерена усилить адресную поддержку создания новых рабочий мест.

Одной из мер, принятых государством с целью стабилизации ситуации в  трудовом секторе экономики, стало  внесение поправок в Закон  Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года № 1032-1 (далее - Закон о занятости) и введение его с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25.12.2008 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения».

Социальный раздел плана действий правительства на 2009-2011 годы – первый по очередности.

Современная ситуация на рынке труда России существенно  отличается от той, что была еще 4 года назад. В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности, из-за участившихся массовых увольнений, сокращений, ухудшения материального положения трудящихся законодатель усилил роль Правительства Российской Федерации в вопросах занятости. Теперь ему предоставлено право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. Среди мероприятий, вводимых в целях снижения социальной напряженности в трудовой сфере, используются следующие:

- опережающая переподготовка  работников, находящихся под риском  увольнения;

- направление на обучение;

- подготовка программ  развития общественных и временных работ для временно не имеющих работу граждан;

- временное трудоустройство  молодежи;

- оказание услуг консультативного  характера и другие.

Следует отметить, что  трудовое законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). Преимущественно большинство программ, связанных с содействием развитию рынка труда и занятости населения, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на средства, полученные ими из федерального бюджета в виде субвенций.

Следующим важным моментом является обновление статьи 25 Закона о занятости в части возложения на работодателей дополнительных обязанностей по уведомлению службы занятости о введении режима неполного рабочего дня или недели, приостановке производства. Тем самым законодатель решил контролировать предоставленное Трудовым кодексом Российской Федерации право работодателя вводить режим неполного рабочего дня и рабочей недели.

Информация о работе Рынок труда и безработица