Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 02:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение вопросов, касающихся рынка труда и уровня безработицы, а также государственного регулирования занятности.
В соответствии с поставленными целями сформулируем задачи данной курсовой работы:
1) Подобрать и изучить экономическую и научную литературу по данным вопросам;
2) Раскрыть понятие рынка труда;
3) Рассмотреть становление российского рынка туда;
4) Рассмотреть формы безработицы, их специфику;
5) Провести исследование основных направлений и методов государственного регулирования рынка труда в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Рынок труда и его структура
1.1. Общая характеристика и функции рынка труда……………………..5
1.2. Структура рынка труда …………………………………………...…..7
1.3. Виды рынка труда ……………………………………………………..9
2. Причины и формы безработицы
2.1. Формы безработицы…………………………………………………...15
2.2. Причины безработицы………………………………………………...18
3. Государственное регулирование занятости
3.1. Государственная политика занятости…………………………………23
3.2. Политика государства по созданию и сохранению
рабочих мест…………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………...28
Библиографический список…………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Рынок труда и безработица.docx

— 101.88 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест

 

Правительственная программа  содействия занятости населения  должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Стабилизация и последующий  рост производства должны стать отправным  пунктом реализации стратегии занятости  для достижения и поддержания  эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

  1. финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости; 
  2. социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания и сохранения рабочих  мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются  в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение  рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное  обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В последнее время безработица  приобрела вид крупного макроэкономического  явления, превратившись в самостоятельный  фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

Особое место в системе  регулирования рынка труда занимают биржи труда, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой  специализированные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными учреждениями и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда.

Основными направлениями  деятельности бирж труда являются:

1. регистрация безработных;

2. регистрация вакантных  мест;

3. трудоустройство безработных;

4. изучение конъюнктуры рынка и предоставление информации о ней;

5. тестирование лиц, желающих  получить работу;

6. профессиональная переподготовка  безработных;

7. выплата пособий.

В современных условиях в  развитых странах большинство граждан  трудоустраиваются не через биржи  труда, а обращаясь непосредственно  в кадровые службы предприятий и  организаций или с помощью  частных посреднических агентств.

Целевая функция регулирования  рынка труда состоит в содействии расширению спроса на рабочую силу и поддержке эффективного предложения  рабочей силы, с тем чтобы:

1. развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным  изменениям для улучшения возможности  экономического роста;

2. содействовать социальному  равенству путём улучшения как  способности к занятости, так  и возможностей для занятости  в первую очередь для групп  населения, находящихся в неблагоприятных  условиях;

3. стабилизировать занятость  в период экономического спада  и создать условия для преодоления  недостаточного предложения рабочей  силы в период экономического  подъёма.

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок труда с его классическими  признаками в российской экономике  еще развит недостаточно. Свои позиции сохраняет госсектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходам к оплате труда и профсоюзами как "школой коммунизма".

Гарантий стабильной занятости, даже при относительной низкой заработной плате, госсектор уже не дает.

Негосударственный сектор экономики  развивается медленно. Более высокая

заработная плата здесь  свидетельствует о высоких доходах  и возможностях

оплачивать высококвалифицированный труд, но выступает  также своеобразной компенсацией перспектив и непредсказуемость событий. В начале 90-х гг. по ряду специальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной до двухсот минимальных окладов. Но предложение труд оставалось неэластичным, особенно по таким квалификационным группам, как банковские работники, менеджеры, аудиторы, биржевые маклеры, юристы, особенно молодых возрастов, но с международным опытом работы и знанием иностранных языков.

Анализ современного состояния  рынка труда дает основание для  ряда выводов. Для него характерно то, что скрытая безработица увеличивается  значительно быстрыми темпами, чем явная. Отсутствует развитая инфраструктура рынка труда. Из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и наемными работниками.

Библиографический список

 

  1. Асадов А. Н. и др. Экономика и социология труда: Учебное пособие.- Изд-во СПбГУЭФ, 2011.-208 с.
  2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория. М., 2007.- 208 с.

Власов В. И., Крапивин О. М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О занятости населения  в Российской Федерации" (Постатейный). М., 2008.  – 352с.

  1. Ганич Я.В., Огий О.Г. Рынок труда: Учебное пособие: Учебное пособие.- Изд-во КамчатГТУ, 2006. - 108 с.
  2. А.В. Кашепов и др. Рынок труда: проблемы и решения: Монография. — М.: Научный эксперт, 2008.- 232 с.
  3. Экономическая теория- И. П. Николаева. М., 2008. -527 с. 
  4. Носова С. С. Экономическая теория. М., 2008. - 383 с.
  5. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М., 2007. -368 с.
  6. Сидорович В. А. Курс экономической теории. М., 2007. — 832 с.
  7. Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и ее регулирование. Улан- Удэ, Издательство ВСГТУ, 2010.-212 с.

 

 

 

 


Информация о работе Рынок труда и безработица