Рынок труда и занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Именно этим объясняется актуальность данной темы.
Цель работы - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а также рассмотреть вопрос занятости население и роль государства в ее регулировании.

Файлы: 1 файл

реферат рынок труда и занятость.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Основными задачами государственной политики в области  регулирования рынка труда являются:3

· содействие в  реализации прав граждан на свободное  распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

· обеспечение  реализации прав граждан на защиту от безработицы;

· обеспечение  соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также  предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

· содействие обеспечению  работодателей рабочей силой  в необходимом количестве и требуемой  квалификации.

Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования рынка труда являются:

· совершенствование  законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения;

· совершенствование  системы мониторинга и прогнозирования  ситуации на рынке труда;

· обеспечение  сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

· развитие региональных рынков труда и повышение территориальной  мобильности рабочей силы;

· развитие кадрового  потенциала;

· оптимизация  привлечения иностранной рабочей  силы;

· стимулирование экономической активности населения;

· повышение  качества рабочих мест.

Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения должно отвечать современным  тенденциям в социально-трудовой сфере  в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

Расширение  гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

· гармонизация законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения с международными нормами;

· совершенствование  законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;

· совершенствование  разграничения полномочий в сфере  регулирования рынка труда между  федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

· совершенствование  механизма реализации государственных  гарантий по трудоустройству безработных  граждан, обладающих недостаточной  конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

· нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;

· реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

С учетом прогнозов  спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда предусматривается  осуществлять планирование мероприятий  по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

 

ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

2.1 Понятие занятости в сфере труда и гарантии государства

Занятость - это  деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.4 Вопросы занятости регулируются Конституцией, КЗоТ и «Законом о занятости». Обеспечение занятости - это комплекс мер, по сокращению безработицы. Сама политика государства в области занятости является гарантией реализации права граждан на труд.

Состояние занятости и  трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории.

На состояние занятости нередко оказывают воздействие местные условия регионального хозяйствования. В пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается дефицит рабочей силы. В одном из курортных сезонов в Сочи появилось более пяти тысяч вакансий, поскольку многим санаториям и пансионатам потребовалось большое число обслуживающего персонала. Более того, на состоянии занятости позитивно отразилась активизация строительных работ в частном секторе, вызвавшая необходимость открытия двух тысяч рабочих мест. Товарный характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов становления рыночной экономики.

Если спрос на рабочую  силу падает и ее предложение испытывает избыток, то это соотношение вызывает серьезные социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение проблем занятости и трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и работодателями.

Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе.

Законодательство определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.

Перечень занятых граждан  дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные, назначенные и утвержденные на оплачиваемые должности: проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях; временно отсутствующие на рабочих местах.

В Законе о занятости  находит свое проявление принцип  свободы трудового договора. В  соответствии со ст. 9 этого нормативного акта граждане вправе реализовать право на выбор места работы и характер трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора предшествуют отношения организационно-управленческого характера по подбору подходящей работы, переквалификации.

Государство содействует  трудоустройству граждан. С 2001 г. эта  политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который предприятия  отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета. Ужесточаются и требования к безработным. Однако основные принципы государственной политики пока остаются, это:

1. Обеспечение  всем гражданам равных возможностей  на свободный труд.

2. поддержка  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие  развитию их способностей.

3. обеспечение  социальной защиты в области  занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.

4. создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и развитие человека.

5. поощрение  работодателей, сохраняющих рабочие  места и создающих новые.

6. координация  мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.

7. развитие трудовых  ресурсов.

8. сокращение  безработицы. 

9.обеспечение  занятости малочисленных народов. 

10. международное  сотрудничество в области занятости.

 

2.2 Система регулирования занятости населения

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации  существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб  занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  согласования утверждаются представителями  соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или  их представителями - строится на принципах  социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

- анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

- оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

- регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

- разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

- подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

- оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

- выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

- публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной  государственной службы, связанные  с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:5

  1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
  • работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; (пп. 5.1.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)

Информация о работе Рынок труда и занятость