Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:41, реферат
Несмотря на то, что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Именно этим объясняется актуальность данной темы.
Цель работы - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а также рассмотреть вопрос занятости население и роль государства в ее регулировании.
Основными задачами
государственной политики в области
регулирования рынка труда
· содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
· обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
· обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
· содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
· совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
· совершенствование
системы мониторинга и
· обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
· развитие региональных
рынков труда и повышение
· развитие кадрового потенциала;
· оптимизация
привлечения иностранной
· стимулирование экономической активности населения;
· повышение качества рабочих мест.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
· гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами;
· совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;
· совершенствование
разграничения полномочий в сфере
регулирования рынка труда
· совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
· нормативно-правовое
обеспечение внедрения
· реформирование
системы государственной
С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.4 Вопросы занятости регулируются Конституцией, КЗоТ и «Законом о занятости». Обеспечение занятости - это комплекс мер, по сокращению безработицы. Сама политика государства в области занятости является гарантией реализации права граждан на труд.
Состояние занятости и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории.
На состояние занятости нередко оказывают воздействие местные условия регионального хозяйствования. В пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается дефицит рабочей силы. В одном из курортных сезонов в Сочи появилось более пяти тысяч вакансий, поскольку многим санаториям и пансионатам потребовалось большое число обслуживающего персонала. Более того, на состоянии занятости позитивно отразилась активизация строительных работ в частном секторе, вызвавшая необходимость открытия двух тысяч рабочих мест. Товарный характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов становления рыночной экономики.
Если спрос на рабочую силу падает и ее предложение испытывает избыток, то это соотношение вызывает серьезные социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение проблем занятости и трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и работодателями.
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе.
Законодательство определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.
Перечень занятых граждан дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные, назначенные и утвержденные на оплачиваемые должности: проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях; временно отсутствующие на рабочих местах.
В Законе о занятости находит свое проявление принцип свободы трудового договора. В соответствии со ст. 9 этого нормативного акта граждане вправе реализовать право на выбор места работы и характер трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора предшествуют отношения организационно-управленческого характера по подбору подходящей работы, переквалификации.
Государство содействует трудоустройству граждан. С 2001 г. эта политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который предприятия отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета. Ужесточаются и требования к безработным. Однако основные принципы государственной политики пока остаются, это:
1. Обеспечение
всем гражданам равных
2. поддержка
трудовой и
3. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.
4. создание условий,
обеспечивающих достойную
5. поощрение
работодателей, сохраняющих
6. координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.
7. развитие трудовых ресурсов.
8. сокращение безработицы.
9.обеспечение
занятости малочисленных
10. международное
сотрудничество в области
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы
занятости на безвозмездной основе
предоставляют органам
Органы служб
занятости на основе прогнозов экономического
развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после
согласования утверждаются представителями
соответствующих органов
Взаимодействие
служб занятости с
- анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
- оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
- регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
- разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
- подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
- оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
- выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
- публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:5